Воспаление десны — гингивит и пародонтит — это не просто кровь на зубной щётке. Со временем эти болезни в 100 % случаев приводят к потере зубов. Это, впрочем, знают почти все, хоть многие и не относятся всерьёз. А вот о чём мало кто знает,так это о подтверждённой связи болезней дёсен с увеличением риска инсульта, инфаркта, артрита и даже некоторых видов рака. Опираясь на строгий анализ доказательств, эту связь ещё раз подтвердили на IX Европейском семинаре по пародонтологии в 2012 году.
О том, как развиваются болезни дёсен и как с ними бороться, корреспонденту A42.RU рассказал пионер аппаратного лечения заболеваний дёсен в России, создатель стоматологической клиники «Улыбка» Сергей Третьяков.
«Психология сводилась к тому, что лечить дёсны бессмысленно»
Сергей Третьяков убирает новенький блестящий том «Пародонтологии» Вольфа и достаёт такой же, но потрёпанный, весь в ворохе разноцветных закладок и на немецком языке.
— Я купил эту книгу в Германии, она вышла в свет в 1984 году, — рассказывает он. — А первое издание на русском — не без моей помощи — в 2008-м. Если от одной цифры отнять другую, получится, что почти 25 лет наша страна не знала ключевого источника, не владела важнейшими знаниями о болезнях ткани пародонта. Ну, а о советском времени и говорить нечего. Психология врачей и пациентов сводилась к тому, что лечить дёсны бессмысленно. Когда заболевание развивалось, зубы просто удаляли. У поколения моих дедов зубов не было — были протезы в баночке. Я видел, что и родители теряют зубы из-за проблем пародонта. Это подтолкнуло меня поступить в медицинский институт, чтобы помогать людям.
До 1987 года страна была закрыта для современных стоматологических знаний и технологий.
— Советские пломбы выпадали едва ли не каждые полгода, — рассказывает стоматолог. — Некачественные цементы плохо фиксировались на поверхности. На практике получалось так: пломбу поставили — она выпала — поставили — выпала — поставили — выпала — зуб удалили. Ваши родители наверняка помнят такие липкие твёрдые ириски, ты её зубами ам! –и пломба долой. Ну, а уж про дёсны и вовсе никто и не думал.
«Болезни дёсен — главная причина потери зубов после 35 лет»
Зуб не вколочен в кость, как гвоздь. У него сложный биологический механизм крепления — тонкая и прочная пародонтальная связка, что-то вроде множества маленьких канатиков, на которых он как бы подвешен в кости. Когда человек смыкает зубы, есть даже элемент амортизации — речь, конечно, о долях миллиметра. Связочный аппарат обеспечивается кровеносной, лимфатической и нервной системой. Насколько сложно устроено основание зуба, можно понять, сжав зубами, например, волосок: человек обязательно его почувствует.
Болезнь начинается в десневом кармане — бороздке между зубом и десной. Микробы здесь буквально растворяют десну. Зуб как будто становится длиннее — но на самом деле это не он растёт вверх, а десна становится ниже. Корень зуба оголяется, микробы добираются до связочного аппарата. Когда процесс заходит слишком далеко, зуб становится подвижен, и его приходится удалить.
— В возрасте до 35 лет человек теряет зубы в основном из-за кариеса и его осложнений, таких, как пульпит и периодонтит, — рассказывает Сергей Третьяков. — После 35 лет лидерство переходит к болезням дёсен. Большая часть зубов, потерянных в этом возрасте, удалены из-за заболеваний ткани пародонта.
Рак, инсульт, артрит. Казалось бы, при чём тут дёсны?
Кроме потери зубов, пародонтит приводит и к другим проблемам со здоровьем, казалось бы, со стоматологией не связанным. В России люди вообще часто считают, что организм — это одно, а зубы — другое. На деле же микроорганизмы из полости рта постоянно попадают в кровоток и активируют иммуновоспалительные реакции, могут влиять на работу поджелудочной железы, почек, суставов и сосудов. Современные сведения о последствиях пародонтита отражены в Манифесте Европейской федерации пародонтологии. Вот некоторые выдержки из него:
- пародонтит повышает риск неудовлетворительного гликемического контроля у больных сахарным диабетом;
- пародонтит независимо связан с сердечно-сосудистыми заболеваниями и с неблагоприятными исходами беременности;
- новые данные связывают пародонтит с некоторыми видами рака и ревматоидным артритом.
Свежие исследования отчётливо продемонстрировали грозную взаимосвязь потери зубов и заболеваний сердца. Результаты исследования с огромной выборкой в 316 588 человек в возрасте 40-79 лет опубликованы в журнале Naked Science № 46 за октябрь-ноябрь 2019 года. У людей, имеющих полный зубной ряд, заболевания сердца встречались в 7% случаев. А вот у потерявших значительное количество зубов, — в 28% случаев, то есть в четыре раза чаще.
— Европейская федерация пародонтологии и Американская академия пародонтологии ещё в 2012 году признали заболевания тканей пародонта существенной проблемой общественного здравоохранения, — отмечает Сергей Третьяков. — Обе организации призвали всех стоматологов мира активно действовать в целях профилактики, ранней диагностики и лечения заболеваний тканей пародонта — для борьбы с разрушительными для общего состояния здоровья последствиями.
«Микробы потихоньку подъедают десну»
Первый симптом, что с дёснами не всё в порядке — кровь на зубной щётке. Можно тешить себя мыслью, что ты просто расцарапал десну жёсткой щетиной. Но на самом деле здоровые дёсны так просто не поцарапаешь, и кровь — явный и главный признак воспаления дёсен, гингивита.
— При гингивите человек ничего не чувствует, — объясняет Сергей Третьяков. — Находится в иллюзии, что у него всё хорошо — ведь ничего же не болит. А что кровь идёт — так это, мол, ерунда, привык уже. Как в опыте с лягушкой: если бросить в горячую воду, она выскочит, но если медленно нагревать кастрюлю — постепенно сварится.
А пока человек игнорирует проблему, микробы потихоньку подъедают десну. Процесс протекает у разных людей с разной скоростью: у кого-то они дойдут до основания зуба за год, у кого-то за пять. Но если ничего не делать, дойдут обязательно. Если воспаление коснулось кости, это уже пародонтит.
— Различают пародонтит трёх степеней: лёгкий, средний и тяжёлый, — объясняет стоматолог. — Возникает неприятный запах, периодически течёт гной. Потом зуб начинает шататься, и в итоге его остаётся только удалить.
Хорошая новость: на стадии гингивита процесс полностью обратим. Позднее тоже есть варианты сохранить зуб, но сделать его полностью здоровым уже нельзя.
«Десна практически сразу становится здоровой»
Вылечить воспаление с помощью зубных паст или полосканий с ромашкой не получится. Эти средства полезны для профилактики, но полностью уничтожить среду обитания микроорганизмов не способны.
Настоящее лечение начинается с глубокой диагностики состояния дёсен. Её в «Улыбке» проводят с помощью американской компьютерной системы Florida Probe. Зонд аппарата последовательно вводят в придесневые карманы — и компьютер определяет глубину зубодесневого прикрепления, подвижность, наличие гное- и кровотечения, зубного налёта. Программа проговаривает результаты диагностики и отображает нарушения разными цветами, образуя подробную таблицу. Ни одна, даже самая мелкая деталь, не остаётся без внимания. Процедура безболезненна и занимает около 30 минут. Результаты обследования сохраняются, и при повторном обращении легко пронаблюдать динамику лечения и оценить его успешность.
Затем в ход идёт ультразвуковой аппарат для чистки Vector Paro. Врач обрабатывает зубодесневые карманы, используя различные насадки. Мелкодисперсная взвесь гидроксилапатита удаляет микробную плёнку и грануляционную ткань в пародонтальном кармане, очищает и полирует прикорневую часть зуба.
— Десна практически сразу становится здоровой, приобретает естественный розовый оттенок, — рассказывает Сергей Третьяков. — Комбинация диагностического и ультразвукового чистящего аппарата — эффективнейший метод лечения заболеваний ткани пародонта, ничего лучше пока не придумали. Имея измерительный инструмент, мы понимаем, в каком состоянии кость и десна, а чистящим аппаратом останавливаем воспалительный процесс. Если мы успели на стадии гингивита, десна постепенно восстанавливается. Если уже повреждена связка и кость, они не восстановятся полностью, но по крайней мере мы остановим процесс разрушения. В будущем это позволит надолго сохранить зуб, который иначе был бы потерян намного раньше.
В «Улыбке» владеют методикой, которая позволяет частично восстановить и кость. После очистки зубного камня и микробной плёнки в придесневом кармане врач проводит небольшую операцию: подшивает мембрану, которая не даёт мягким тканям прорасти в освободившееся пространство. С этой защитой кость чуть-чуть, не полностью, но нарастает на прежнем месте.
«95% россиян старше 35 лет имеют симптомы гингивита»
— Вся остальная стоматология сама себя продаёт, — качает головой Сергей Третьяков. — Если у вас болит зуб, вы сами бежите к стоматологу-терапевту. Если родители видят у ребёнка искривление зубов, они понимают: нужно идти к ортодонту. Но при заболеваниях пародонта мы не чувствуем боли и… не делаем ничего. На услуги пародонтолога спроса нет, и врачей такой специальности мало. При этом 95% россиян старше 35 лет имеют симптомы как минимум гингивита той или иной стадии. Это самая настоящая эпидемия хронического инфекционного заболевания.
Директор клиники ходит от одной стены кабинета к другой и по ходу рассказа сердится всё больше и больше.
— В московском центре повышения квалификации в 2013 году провели анкетирование, чтобы определить, как врачи-стоматологи диагностируют заболевания тканей пародонта. Знаете, какой результат? Неважно, как давно стоматолог получил образование, учился он в Москве или провинции, работает в частной клинике или государственной. Градуированный зонд, позволяющий определить глубину десневого кармана, он даже в руки не берёт! Я уж не говорю о специальной аппаратуре. Вы наверняка это знаете и по своему опыту. Вот вам когда меряли глубину десневого кармана?
-
Фото: flickr.com -
По словам Сергея Третьякова, своевременная диагностика и профилактика могла бы кардинально изменить ситуацию с сохранением зубов после 40 лет. Но пациенты плохо осведомлены, соответственно, на эти услуги нет спроса, и, следовательно, в клиниках нет ни специалистов, ни аппаратуры для лечения.
— Вы можете представить себе кардиолога, который лечит пациентов, не делая кардиограмму? Нет. А стоматологи запросто! Почти 100% российских стоматологов на ткани пародонта вообще не смотрят. Они «хорошие стоматологи»: кроме дырок в зубах ничего не лечат. Но ведь каждый врач, получая диплом, клянётся посвятить знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья пациентов. Обратите внимание: на первом месте предупреждение, и лишь потом лечение. Сначала сохранение – и лишь потом укрепление. Это крайне важно. На практике зачастую из этих четырёх вещей выкидывают три. Лечить-то стоматологи лечат, а вот предупреждение, сохранение, укрепление в большинстве случаев не делают.
Сергей Третьяков отказывается винить только российский менталитет и настроения: по его мнению, проблема глубже.
— Мы, стоматологи, должны убеждать и просвещать пациентов, это тоже наша работа. Да, есть проблема с сознательностью: пациенты не придают болезням дёсен большого значения. Но и стоматологи часто идут по пути наименьшего сопротивления, и убеждать пациента в том, что лечить дёсна нужно, они не готовы порой даже психологически. Это важнейшая этическая проблема, которую нам всем ещё предстоит решить.