22 мая 2020 в 09:00 Общество

Дистанционное образование в КузГТУ: как это работает

Кузбасский государственный технический университет с 2013 года применяет технологии дистанционного обучения на базе платформы Moodle. К ограничениям из-за пандемии коронавируса вуз подошёл во всеоружии, но сейчас перед ним встают новые вызовы: дистанционная сессия и дистанционные защиты выпускных работ. Как происходил переход на «удалёнку», какие решения уже нашли и как они повлияют на будущее высшего образования в Кузбассе — в нашем материале.

О старте и платформах для обучения

С 16 марта образовательные программы всех уровней в Кузбасском политехе проводят в дистанционной форме. Студенты всех форм обучения и обучающиеся института профессионального образования — почти семь тысяч человек — не уходят на каникулы и карантин, а продолжают учиться.

Студенты и преподаватели взаимодействуют с помощью технологий, которые позволяют ежедневно проводить занятия, контролировать их выполнение и посещаемость. 

— КузГТУ системно занимается развитием дистанционного обучения на базе платформы Moodle с 2013 года, — рассказал ректор Андрей Кречетов. — Подчеркну, не размещением отдельных курсов, а именно системной работой. Поэтому в марте 2020 года мы были, наверное, одним из лучших университетов России в этом аспекте. К тому времени мы добились стопроцентной синхронизации учебных курсов с учебными планами. То есть перед нами не стояла задача разворачивания системы, переноса в неё курсов, которые читают студентам, — всё это у нас уже было.

Помимо Moodle, преподаватели используют и свои методы дистанционного обучения с учётом особенностей учебной дисциплины. Например, доцент кафедры химической технологии твёрдого топлива Елена Ушакова обменивается со студентами сообщениями в групповом чате ВКонтакте, лично консультирует в Viber и WhatsApp, а также с помощью бесплатного голосового и текстового чата Discord.

— Через Discord я провела лекции для студентов-химиков по метрологии, стандартизации и сертификации в технологии углей и «Основы инженерного творчества», — поделилась Елена Сергеевна. — Discord позволяет подключать одновременно 20 человек и более, общение проходит в реальном времени, удобно отвечать на вопросы, проводить демонстрацию слайдов. Также ребята подготовили самостоятельные работы о возможностях голосовых и видеосообщений при работе в группе на разных платформах: RaidCall, Instagram[*], Telegram, Viber, WeChat, Skype. Нам эти знания пригодились, чтобы выстроить общение онлайн.

Задания для практических и расчётно-графических работ преподаватели горного института КузГТУ представляют студентам главным образом в Moodle. Часть лабораторных работ преподаватели горного института тоже перенесли в электронную среду. Студентам это позволило минимизировать отставание в освоении курса по сравнению с очным обучением. Контроль освоения материала по лекциям и практическим работам преподаватели принимают в виде тестов, контрольных вопросов, эссе, рефератов и опросов в онлайн-конференциях.

Как строится учёба: взгляд студентов

— Мои студенты стабильно посещают занятия, несмотря на домашний режим обучения, — отмечает Елена Ушакова. — В такой ситуации важно сохранять самодисциплину — это помогает и мне лично, и моим студентам быть в тонусе, не расслабляться, как на каникулах.

Для групп студентов-энергетиков Елена Сергеевна провела практические работы. За полтора часа надо было определить допустимость сброса сточных вод промышленного предприятия в водоём, сделать расчёты предельно допустимого выброса вредных веществ в атмосферу, загрязнения воздуха автотранспортом. Потом студенты писали отчёты и размещали в Moodle.

Весь лекционный материал и задания можно получить и отправить через интернет.

— Дистанционное обучение удобно и мобильно, но оно требует самостоятельного распределения времени, силы воли, большего усердия, — рассказала студентка Анастасия Черепова. — Честно говоря, оно всё-таки не заменит для меня очного общения с преподавателями, одногруппниками и друзьями.

Даже на расстоянии студенты не просто выполняют задания, а взаимодействуют с преподавателем.

— На днях сообща провели проверочную работу в ВКонтакте. Преподаватель в общем чате группы написала задание, а мы в течение двух минут личными сообщениями писали ей ответы. Затем делали скриншоты ответов и загружали в Moodle. Все вовремя успели прислать ответы. Такой формат мне понравился!

В рамках Студенческой научной весны впервые инженеры-химики самостоятельно знакомились с инженерными нормативами и ГОСТами. Участники разделились на команды, внутри которых общались через Discord. Работа шла по темам: продукты из угля, уголь, нефть, газ. Искали законодательные документы, ГОСТы, постановления, правила. Основной источник знаний — сайт «Техэксперт», но не только он.

— Я не ожидала, что изучать нормативные документы по стандартизации так познавательно и удобно, — поделилась впечатлениями студентка Ирина Чурбакова.

Ирина уверена, что эти знания пригодятся при написании курсовых и дипломной работ. А то, что пришлось самим всё искать, а не получать от преподавателя в готовом виде — тяжелее, но даже лучше, так ты сам разбираешься и больше запоминаешь.

— Считаю, что учёба сейчас больше направлена на самообразование, — отмечает студентка Валерия Кондрашина. — Сейчас время цифровых технологий, поэтому занятие было полезно в том числе и для будущей научной работы.

Как передают знания: взгляд преподавателей

Преподаватели кафедры иностранных языков давно и успешно используют дистанционные формы обучения, поэтому работа со студентами на «удалёнке» не стала для них испытанием. Больше всего, по словам преподавателей, помогает в работе со студентами именно Moodlе: там размещён теоретический материал по грамматике, видеолекции, интерактивные практические занятия, задания по лексике и чтению текстов.

— Мы с коллегами организовываем учебный процесс как посредством социальных сетей, так и через мессенджеры, популярные образовательные площадки: Zoom, Онлайн-школа, Classroom, интерактивные платформы и сайты по изучению иностранных языков, — рассказывает Анастасия Широколобова.

Современные технологии позволяют не только выдать студенту необходимый объём информации, но и проверить полученные знания. Фото выполненных заданий — вместо личной проверки, видеозапись или аудиозапись — вместо устного прослушивания. Работы можно отправлять преподавателю любым доступным способом, ограничений никто не устанавливает.

— Дистанционное обучение — это возможность расширить свой преподавательский опыт, подойти к процессу творчески, — отметил старший преподаватель кафедры теплоэнергетики Константин Ушаков. — Например, мы провели защиту ранее выполненных лабораторных работ с использованием платформ для видеоконференцсвязи.

Дипломы защитят дистанционно

Режим дистанционного обучения пока никто не отменял, поэтому планируется, что сессия, защита дипломных работ, государственная итоговая аттестация пройдёт в дистанционной форме. Сейчас в вузе прорабатывают нормативные и технические детали.

— Базовый вариант — защита выпускной работы в нашей системе дистанционного обучения Moodle с интегрированной системой видеоконференцсвязи Big Blue Button, — рассказал ректор КузГТУ Андрей Кречетов. — Уверен, несмотря на изменение инструментария, технологии позволят нам объективно оценить уровень подготовки работы, овладения компетенциями студентом.

— Будут составлены списки, обозначено время, регламент. Для подключения всем участникам — студентам и преподавателям — отправят ссылку на конференцию, секретарь будет вести протокол, — пояснил проректор по учебной работе Александр Баканов.

Сессия, как обычно, пройдет по графику. Уже запущен и тестируется пилот модуля, видеочат.

Первые дистанционные защиты — это стресс не только для технической системы, но для и участников — студентов и преподавателей. Поэтому планируется вначале провести предварительные защиты-репетиции, чтобы оценить, как работает система и сервер. Каждый студент попробует успешно представить свой диплом на расстоянии, чтобы не было конфузов на самой защите. Репетиции начнутся в первой половине июня. А с середины месяца стартуют контрольные защиты дипломов. Они пройдут до начала июля.

Что касается практик, предусмотрены два варианта: как обычно, на предприятии, или дистанционно. По желанию студента.

— Мы собираем информацию от предприятий, есть ли возможность предоставить на время студенческой практики необходимые условия. Обеспечивается ли соблюдение всех санитарных норм в соответствии с требованиями безопасности в нынешней ситуации: измерение температуры на входе, обработка рук, индивидуальные средства защиты, — рассказал Александр Баканов.

Приёмная кампания стартует 20 июня. Для неё также предусмотрен дистанционный формат. Для приёма документов идут работы по адаптации Портала.КузГТУ.

Дистанционное обучение — формат будущего?

— Меры безопасности устроили проверку нашей системе дистанционного обучения, а заодно стресс-тест для многих преподавателей, — считает замдиректора строительного института Евгений Вахьянов. — Дисциплинированность студентов, конечно, чуть ниже, чем на очной форме, ведь дома намного сложнее заставить себя работать. Отдельно хочется отметить, что современные средства общения дают и преимущества. Например, не приходится несколько раз выдавать отстающим студентам один и тот же материал, достаточно переслать сообщения, в которых обсуждался данный раздел курсовой или аналогичный вопрос.

— Дистанционный формат имеет свои плюсы, — подтверждает Андрей Кречетов. — В какой-то степени, если бы пандемии не было, её стоило бы придумать — она стала мощным стимулом для развития технологий обучения во всём мире. Почему мы начали эту работу в 2013 году? Потому что тенденция к развитию дистанционных технологий возникла задолго до пандемии. Когда я был на стажировке в Финляндии, там студенты уже не понимали некоторых наших вопросов. Например, «вам много приходится писать на лекциях?». А они недоумевают: зачем, ведь все материалы уже есть в электронной системе. На лекциях студенты занимаются не переписыванием, а задают вопросы, анализируют, обсуждают. И мы начали создавать электронную систему, которая стала бы точкой сборки и доступа студента к информации по всем курсам и предметам. Это мощный инструмент повышения эффективности обучения.

Андрей Кречетов отмечает: пандемия привела к пониманию, что дистанционное обучение имеет и минусы.

— Раньше было много разговоров, что традиционное высшее образование обречено умереть, полностью перейти в онлайн, — отмечает ректор. — Хотели онлайн? Вот он. Границы дистанционных технологий в рамках университетского обучения — там, где мы переходим от изложения материала к совместной рефлексии над ним. И особенно — к практике.

По словам Андрея Кречетова, ограничений у дистанционного обучения хватает.

Во-первых, нельзя полноценно провести лабораторные и практические работы. Те, где надо руками покрутить микроскоп, посчитать зёрна металла, смешать жидкости. Сварщик, чтобы стать специалистом, должен сжечь пару трансформаторов — а по Zoom это невозможно. Практические умения — важнейшая часть высшего технического образования, дистанционно их получить нельзя.

Во-вторых, трудно провести полноценную групповую работу, отсутствует живое общение, непосредственный контакт преподавателя и студента.

В-третьих, сложно на расстоянии способствовать формированию личности, ценностей, мироощущения студента. Академическая среда, студенческая жизнь, творчество, спорт — всё это выпадает из обучения.

— Человек в университете получает не только знания, но и навыки общения, взаимодействия, ведения конфликтов и их разрешения, в общем, то, что сейчас называют soft skills, — объясняет Андрей Кречетов. — Без них подготовка хорошего специалиста невозможна.

В сухом остатке ответ о будущем дистанционного обучения таков: это мощный инструмент повышения эффективности, который должен гармонично сочетаться с очным обучением. КузГТУ влился в процесс дистанционного обучения. Сейчас вуз продолжает искать и находить собственные актуальные решения, задаёт тон в том, как будет выглядеть дистанционное образование в Кузбассе, когда пандемия пройдёт. 


* - запрещён на территории Российской Федерации

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Важные проекты

Читайте далее
билайн бизнес представил решения для улучшения мобильного покрытия на Третьем российском угольном саммите
Яндекс.Метрика