gazeta.a42.ru
1 сентября в 14:39 Общество

Осторожно: дети поколения «Альфа»

Современные дети не знают жизни без интернета и быстрее учатся искать мультики на YouTube, чем говорят первые слова. Австралийский учёный МакКриндл предложил называть людей, родившихся после 2010 года, «Альфа». Сейчас это самое молодое поколение, которое однажды будет вершить судьбу человечества. Интересно, каким сделают мир нынешние дошколята и ученики младших классов? Об особенностях «Альфа» и о том, как воспитывать современных детей А42.RU рассказала педагог, психолог и руководитель детского центра «Синяя птица» Ольга Лавриненко.

«Альфа» поражают своими умственными способностями»

Навыки, ценности и модели поведения поколения являются ответом на среду, в которой вырастают и живут его люди. Технологический прогресс, уровень обеспечения базовых потребностей, экология, идеологии и социальные движения, стиль воспитания родителей — всё это определяет, какими станут новые люди. Мы спросили Ольгу Лавриненко, как условия последнего десятилетия отражаются на «Альфа».

— При рождении дети почти ничем не отличаются от других поколений. Безусловно, они слабее своих предков в физическом плане, потому что экология современных городов и гиподинамия будущих мам не способствует рождению здоровых детей, — объясняет педагог. — Однако дети остаются всё такой же tabula rasa, на которой будет написано всё, что проецирует на ребёнка окружающий мир. Современные дети с рождения окружены заботой и поддержкой со стороны родителей и медицины, так что перед организмом ребёнка не стоит задача выжить любой ценой. Зато очень актуально: чем себя занять? Поэтому у малышей заметно превалирует умственная деятельность в отличие от физической. «Альфа» поражают своими умственными способностями: они читают стихи и одновременно могут производить математические расчёты в уме. Это дети сцены и подиума, которые легко и непринуждённо чувствуют себя даже перед большой аудиторией. Это звёзды YouTube, набирающие миллионы просмотров, и самые юные в истории киберспортсмены, зарабатывающие миллионы долларов.

Эволюция или деградация?

«Альфа» с рождения окружены гаджетами и интернетом. По словам Ольги, цифровизация, с одной стороны, подарила им гибкий ум и скорость мышления, но, с другой, фундаментальным знаниям дети стали предпочитать информационный фастфуд. А их родители, выращенные на запретах пользоваться социальными сетями и играть в стрелялки, считают ограничения злом и закрывают глаза на то, что их дети уже с пелёнок тянутся к телефонам и планшетам.

Можно возразить: это всего лишь новая реальность, и дети в ней другие. Может, телефон в руке и взгляд, сосредоточенный на экране, и есть образ человека 21-го столетия? Может, так и должно быть?

— С одной стороны, техника освобождает мозг от необходимости совершать простые, но требующие времени операции: легче посчитать с калькулятором или перевести в гугл-переводчике, быстрее писать с Т9. Но если только представить, что гаджетов не будет под рукой или отключится интернет, мозг будет не готов считать, писать и анализировать в таком объёме, потому что он забыл, как это делается! Конечно, смартфоны и компьютеры уже давно являются частью нашей жизни, нельзя отрезать детей от технологий. Но тут происходит подмена понятий. Родители говорят: «Какой сообразительный малыш!», глядя на то, как ребёнок ловко управляется с телефоном. Однако сообразительность и способность ориентироваться в функциях гаджета — не признак интеллекта. Дети гуглят много информации, но предпочитают не читать книги, а посмотреть видеообзоры, которые порой дают недостоверную информацию. Могут перечислить замысловатые имена героев в игре, но при этом не могут запомнить дат, имён или событий реальной жизни. Страдает и навык коммуникации: дети не стремятся общаться вживую, им интересней контактировать через мессенджеры. Поколение «Альфа» считают лишённым агрессии. Увы, это не так. Просто их агрессия перешла на уровень дистанционных злых шуток и мемов в соцсетях. Детям проще словесно уничтожить своего оппонента, чем высказать это в глаза при встрече и, тем более, подраться.

Кто виноват?

Но самое большое влияние на детей оказывает отнюдь не информационная революция, а сами родители, не знающие, как воспитывать детей, и не очень-то желающие напрягаться в этом плане.

— Родители качают головами: «Ой, у нас сверхчувствительный ребёнок!», созерцая истерики своего чада по любому, порой даже незначительному поводу. Но они путают с чувствительностью невоспитанность и своенравие. К десяти годам дети уже просчитали своих родителей и способны умело манипулировать ими. Заставляют что-то делать, а особенно отложить телефон? Дети включают полное отчуждение и игнор, как будто оглохли и окаменели. Смело вступают в пререкания, легко выводят родителей из равновесия и сами как бы оказываются жертвами «неадекватных» родителей, которые орут и хватаются за ремень. Или просто уводят родителей от темы долгими разговорами на отвлечённые темы. И родители сдаются, потому что нужно приложить усилия, чтобы переиграть своё хитрое чадо. Ведь на это нужны сила и энергия. А проще дать ему планшет с мультиками: и в доме тишина (ребенок «занят»), и конфликтов меньше.

В «Синей птице» знают, как справляться с юными манипуляторами и не попадаться на психологические уловки. В центре царит дружелюбная атмосфера, преподаватели обучают детей через игры и коммуникацию, но только строгое соблюдение границ и правил в совокупности с остальным позволяет преподавателям добиться результатов в воспитании.

— Мы знаем, как найти подход к любому ребёнку и заставить его трудиться и взаимодействовать с окружающими правильно. Через некоторое время родители удивляются, что в «Синей птице» ребёнок ведёт себя как ангел, а дома ничего не меняется. Дело в том, что в их отношениях всё остаётся по-прежнему, а у нас консенсус основан на внимательном, добром, но строгом отношении к детям. Мы играем с ними, дарим позитивную энергию, но при этом выставляем рамки поведения, которые не нарушаются никогда. И дети принимают условия игры. Поэтому в «Синей птице» занимаются не только дети, но и взрослые! Мы плотно взаимодействуем с родителями, советуем, как поступать в тех или иных ситуациях. На каждом занятии педагоги рассказывают о пройденном материале, знакомят родителей с нормами знаний и умений для каждого возрастного этапа и обязательно дают родителям домашние задания! Так мы вместе, объединяя усилия, помогаем ребятишкам реализовать свои лучшие качества, развивать свои навыки в балансе, вырастать гармоничными личностями, способными действительно поражать своими знаниями и умениями.

8 советов для родителей «Альфа»

Для тех, кто хочет преумножить достоинства своего альфа-ребёнка и сгладить деструктивные качества этого поколения, Ольга Лавриненко подготовила несколько рекомендаций, которые вы найдёте на сайте «Синей птицы».

Эти рекомендации требуют времени, фантазии и титанических усилий родителей. Но кто сказал, что с «Альфа» будет легко? Только так можно подружиться с маленькими многозадачными гениями и помочь им вырасти цельными и самостоятельными членами общества.

Фото: Андрей Зонин, Mirko Sajkov с сайта Pixabay


Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Важные проекты

Читайте далее
Осенний Алтай на турбазе «Белокуриха»
Яндекс.Метрика