Лесной закон для всех один: официально сбор и заготовка кедрового ореха в Кузбассе разрешены только с 13 августа. Но на каждое правило находятся и нарушители. Хлебных мест для браконьеров немало — это Мариинский, Междуреченский, Яшкинский, Таштагольский и Тисульский районы. Куда ни глянь, на горизонте виднеется беспросветная тайга со столетними кедрами и, конечно же, шишками.
Промышлять кузбассовцы начали аж с июля, когда орех ещё даже не созрел. Защитники лесов держат ухо востро: каждый день выдворяют нарушителей из кедрачей. Корреспонденты «Газеты Кемерова» побывали в одном из самых популярных среди браконьеров мест — Яшкинском лесничестве. Почему нельзя даже пальцем трогать кедры раньше срока, какие запрещённые методы используют браконьеры и сколько людей гибнут во время шишкобоя, читайте в материале.
За шишками — по закону
Уже на подъезде к посёлку Яшкино чувствуется, как меняется атмосфера, даже сам воздух становится чище, свежее. Из окон машины простирается великолепный вид: молоденькие кедры, берёзы, ели, осины, густая трава. На благо окружающей красоты трудятся инспекторы местного лесничества. В их подчинении леса общей площадью 219 тысяч гектаров — практически от границы с Томской областью до деревни Пещерки Кемеровского района. Из них около пяти тысяч гектаров приходится на кедровый бор.
За кедрачами Яшкинского района (а их 13 штук!) следят всего восемь инспекторов. Хотя ещё несколько лет назад всё было по-другому. В 2007 году ввели «Лесной кодекс», по которому расформировали все лесхозы, а вместе с ними отпустили в вольное плавание порядка сотни лесных охранников. Геннадий Захаров, начальник территориального отдела по Яшкинскому лесничеству при областном департаменте лесного комплекса, с тоской вспоминает это время. И ему есть о чём сожалеть, после 32-летнего стажа-то!
«Раньше мы могли контролировать заготовку ореха в наших лесах с помощью специальных допусков, разрешающих заготовку кедровой шишки, а также документа, предоставляющего право вывоза, но не более 20 килограммов. Сейчас же можно безо всяких бумажек прийти в лес, собирать, сбивать, заготавливать орех для собственных нужд. Контролировать стало намного сложнее, работы прибавилось, но мы стараемся поддерживать на нашей территории порядок», — говорит Геннадий Захаров.
Правила поведения в лесах уже описаны в кодексе, а для пущей бдительности в районе действуют собственные меры, согласованные с администрацией, прокуратурой и полицией. Например, боры делят на многочисленные участки, где могут жить и промышлять простые граждане. За это они не платят, получают лишь допуск, разрешающий им пребывать в лесу. Бумага не имеет силы, но лишний раз напоминает людям, что всё-таки мы живём в цивилизованном обществе, нормы которого должны сохраняться даже за пределами города.
С юридическими лицами Яшкинское лесничество не работает уже два года. Например, компания «Аверс-Лес» арендовала полторы тысячи гектаров, но расторгла договор. Дело в том, что они оказались не защищены законодательно.
«По закону обычным людям не запрещено заходить на арендованную землю и, грубо говоря, воровать чужую шишку. Несмотря на то, что территория была ограждена, граждане без труда пробирались к плодоносящим кедрам, — рассказывает Геннадий Захаров. — Когда представители «Аверс-Леса» приходили ко мне с жалобами, я мог только развести руками, ведь по закону всё правильно».
Так и получилось, что теперь в Кузбассе лесничества помогают обычным гражданам собирать орех. Говорят, женщины отдыхают, а мужики работают.
От шишкобоя до криминала
Между шишкарями, вспоминают бывалые, разворачивались целые войны за кедры. Нет, никто не охранял плодоносящие деревья с ружьями, но за урожай порой дерутся. Конфликты и порядок поддерживает в том числе и общественный лесник Николай Хохляков, или святой Николай, как он шутя себя называет. Именно он делит участки кедровых боров между людьми, приглядывает за порядком, знает, пожалуй, каждого сборщика в лицо. Ведь приезжают из сезона в сезон зачастую одни и те же.
«Бригады находятся бок о бок друг с другом, им приходится уживаться. Мы не можем поставить под каждым кедром охранника, не можем приказать, где кому бить шишки. Стараемся лишь ограничить им территорию, вмещаем всё новых и новых людей, чтобы всем хватило ореха, никто не обиделся, регулируем порядок», — рассказывает Николай.
Криминала в лесах не меньше, наверное, чем в городе. Вот на днях двое мужчин подрались из-за того, что их дети обидели друг друга.
«Приехали полицейские с автоматами, разняли дерущихся, решили конфликт. Благо, дело закончилось синяками. А если поножовщину устроят? Контингент к нам приезжает очень разный», — добавляет Геннадий Захаров.
Смертей в яшкинских лесах тоже хватает. Люди разбиваются, падая с качающихся 25-метровых кедров — в таких случаях шанс выжить практически нулевой. Такие случаи иногда напрочь убивают в обывателях желание «охотиться» за орехами.
Пару лет назад бригада из шести человек, которые были постояльцами кедрачей, после гибели друга в тот же вечер собрали вещи и больше никогда не появлялись в тайге. Мол, руки-ноги трясутся, перед глазами до сих пор та страшная картина. В этом же году, тьфу-тьфу, шишкари целы и здоровы.
«Сезон ещё впереди», — мрачно заключает Николай Хохляков.
Рейд по браконьерам
До открытия сезона лесничие ежедневно патрулируют вверенные им территории — инспекторы вместе с участковым объезжают местность, ловят браконьеров, иногда на поиски уходит по несколько часов. С начала августа поймали всего пятерых нарушителей, обязали заплатить штрафы (от 500 до 1000 рублей). По словам инспектора Кирилла Захарова, санкции действуют на сознание людей. Однако многие так и остаются безнаказанными — успевают скрыться с места преступления.
«Сейчас люди преимущественно собирают шишки с земли, до официального открытия сезона в лесах можно встретить много любителей. Но есть и незаконопослушные. Отличить их легко — одежда и руки тех, кто шастает по верхушкам, испачканы в смоле, а отмыть водой её не так-то просто», — говорит общественный лесник.
Мы отправляемся в деревню Литвиново. Там среди деревьев проглядывают тени бродящих людей. Это «охотники» за так называемой падалицей, теми шишками, что уже созрели, и сами, как ягоды, упали на землю. Говорят, это самые вкусные плоды.
Сбивать шишки с деревьев пока запрещено. По одной простой причине — плоды ещё неспелые. Людям приходится использовать колотушки, удилища, дубины, которыми они долбят по деревьям и веткам. Иногда, по словам начальника теротдела, даже на тракторах подъезжают и бьют по стволам. Появляются механические повреждения, из-за чего кедр перестаёт плодоносить. Лесники издалека видят, дерево было варварски обокрадено: ствол словно плачет, заливаясь смолой, залечивая собственные раны. А ещё любителям невдомёк, но в мае вместе с завязью нынешнего года, образуются почки шишек будущего. Вниз же летят и те, и другие.
«В этом году в Карьере даже спилили дерево, сорвали шишки и ушли. За всю практику три случая подобных было!» — возмущается Геннадий Захаров.
Так и получается: леса беднеют, шишек становится всё меньше. На урожайность влияет не только вмешательство людей, но и окружающая среда. Дожди смывают пыльцу, снегопады ломают ветви с будущими плодами, грунтовые воды отходят от корней, из-за чего деревья гибнут. Но лесники стоят на страже восстановления природного ресурса: по госплану лесхозы ежегодно высаживают более 50 гектаров саженцев, ещё 217 восстанавливаются естественным путём.
Осторожно, работают лесники-внештатники!
Среди огромных кедров видно палатки. Здесь поселились жители Яшкина и близлежащих деревень, заняли свой участок, где будут заготавливать орех весь предстоящий сезон. Кадров инспекции не хватает, чтобы следить за кедрами круглосуточно, поэтому лесничество доверяет сознательным гражданам охрану от браконьеров.
«Мы приехали буквально пару дней назад. Убрали землю, сложили снеголомы, мусор, разбили палатку. Пока ждём начала сезона, гоняем нарушителей. Нет-нет, да захаживают люди, лезут на деревья. А мы на страже весь день, объясняем, разворачиваем, отправляем восвояси», — рассказывает Алексей Оленев, один из лесников-внештатников.
С ним вместе жена и дочка. Лазить по деревьям они, конечно, не будут, но весьма рады побыть месяц на природе.
«Алексей заготавливает орехи для нашей семьи, порой знакомых и друзей. Мы приезжаем с дочкой Василисой уже пятый год подряд, — делится с нами супруга Алексея Ольга. — Пробудем до сентября точно. Нам здесь безумно нравится — воздух свежий, вид потрясающий. Цивилизация давно начала губить горожан. А в бору мы отдыхаем душой и телом».
С каждым днём в борах всё больше таких внештатников, ведь сезон уже практически стартовал. Шишкарям уже не терпится приступить к делу. Живут здесь чуть ли не до самой зимы. Сроков окончания сезона лесничие не называют — говорят, что кедры ждут всех с 13 августа до тех пор, пока все шишки не кончатся.
Смотрите фоторепортаж: Поймай, если сможешь: лесные инспекторы против сборщиков шишек