gazeta.a42.ru
30 апреля 2013 в 17:59
  • 16652

Сетевой маркетинг: как потерять миллион

Фото: Сетевой маркетинг: как потерять миллион  1

 Практика показывает, что легких денег хотят все. А чаще всего их обещают сетевые компании. Косметическая продукция, биологически активные добавки, чудодейственные медицинские приборы, бытовая химия – это далеко не весь список продуктов, распространяющихся через сеть.

Историй прогоревших на сетевом бизнесе миллион. Особенно легко поддаются натиску сетевых компаний небольшие города. "Газете Кемерова" удалось побеседовать с кемеровчанкой, которая потеряла на сетевом бизнесе миллионы рублей.

Принцип цепи

"Многоуровневый маркетинг, или, как его еще называют, сетевой – особый вид реализации товаров и услуг, – объясняет Станислав Волгин, экономист. – Финансовое благополучие компании напрямую зависит от количества дистрибьюторов или распространителей. Структура подобных компаний – это цепь или сеть. Все строится на иерархии. Сейчас в мире работает порядка 10 миллионов сетевых компаний. Доход, которых составляет более 15 миллиардов долларов ежегодно. Причем деньги оседают у верхов сети, а сами распространители практически ничего не зарабатывают".

Даже у крупных сетевых компаний нет своих магазинов, вся продукция реализуется через распространителей. Именно по этой причине подобному бизнесу необходим постоянный приток новых людей.

Слабое звено

Отличительная черта "сетевиков" – это то, что они берут на работу абсолютно всех кандидатов. На собеседовании обещают стабильный доход более 100 тысяч рублей в месяц. Для этого лишь нужно немного постараться. Новичкам, как правило, обещают заработок в шесть тысяч рублей. При условии, что продукцию для распространения они будут приобретать за свой счет, все поездки и телефонные расходы – также из собственного кармана. Такова судьба более чем 90% сотрудников сетевых компаний. Тем не менее, количество ввязавшихся в сетевой бизнес с каждым годом растет.

Большинство психологов склоняются к мнению, что "сетевики" используют различные методы психологического манипулирования. Не исключено и использование трансовых методик.

"Будете смеяться, но большая часть распространителей действительно верит в чудодейственность и инновационность своего товара, – рассказывает психолог Ольга Смолина. – Эти люди настолько прозомбированы, что не замечают опасностей связанных с сетевым маркетингом. Они действительно считают, что еще немного, и они разбогатеют. Некоторые "застревают" в этом бизнесе настолько, что продают квартиры, берут кредиты и плодят огромные долги. Выбраться из сети, я вам скажу, очень трудно".

В поисках красивой жизни

Татьяна Наумченко по профессии экономист. Окончила университет, устроилась по профессии и трудилась бухгалтером в небольшой кемеровской компании. Годы шли, а работа с цифрами приносила лишь отвращение. С коллективом девушка так и не подружилась, частенько приходилось задерживаться допоздна, чтобы доделать тот или иной отчет.

Однажды в ожидании автобуса Татьяна увидела объявление, которое сулило интересную работу и хороший доход. Девушка машинально положила яркий листок в карман.Прошло несколько недель, прежде чем Татьяна решилась позвонить на новую работу. Ей назначили собеседование. Оказалось, что это известная сетевая компания элитной косметики. Милые молодые люди рассказали Татьяне, что суть их работы – дарить женщинам красоту. Предложили ей тоже попробовать, сначала – в качестве подработки.

Эта работа очень заинтересовала девушку, но даже не из-за денег. Ее пленила атмосфера: красивые коробочки, умные речи коллег, регулярные мастер-классы.

Сетевой маркетинг: как потерять миллион  5"Я тогда не думала, что творила. Мне так надоела моя работа и скучная жизнь, что я окунулась в новую работу с головой. Совершенно не задумывалась тогда о последствиях моего легкомысленного решения", – говорит Татьяна.

Девушка сама не заметила, как втянулась. Старший консультант намекнул, что пора бы уже купить первоначальный набор. Татьяна не задумываясь согласилась. Косметики нужно было приобрести на четыре тысячи рублей. Элитную помаду, пудру и тушь девушка легко распродала среди знакомых. И, как говорится, вошла во вкус. Татьяна так поверила в свой успех, что даже втянула в бизнес нескольких своих подруг.

"Таня и меня в эту компанию позвала. Я сначала ходила часто, мне делали бесплатный макияж, – рассказывает Алина, подруга Татьяны. – Было интересно. На семинарах так складно все говорили. Нам казалось, что это не работа, а сказка. А Таня так радовалась, говорила, что нашла работу, о которой мечтала".

Сорок тысяч за помаду

После первоначального набора, девушка не задумываясь, купила еще и стала бороться за рейтинг. Ежемесячно ей необходимо было покупать четыре базовых набора косметики, по четыре тысячи каждый. Если этого не делать, то сотрудник теряет баллы и лишается бонусов. Татьяна Наумченко этого допустить не могла.

"Бонусы там смешные, помню, смеялась тогда и говорила Тане, что это крайне глупая мотивация, – вспоминает подруга, – За успешную работу там то зонтик дарили, то бусы, то косметичку. Все эти копеечные подарки вряд ли стоят таких трат".

Но Татьяну, казалось, это не смущало. Все деньги, которые она зарабатывала на основной работе, уходили на косметику. Сначала дела шли хорошо, девушка принимала активное участие в мастер-классах и демонстрации товаров, после которых косметика уходила влет. Татьяна зарабатывала баллы, и руководитель предложил ей стабильный оклад в 30 тысяч рублей. Девушка с радостью согласилась и сразу же уволилась с постоянной работы.

Сетевой маркетинг: как потерять миллион  7Новая должность диктовала свои условия. Нужно было удержаться в лидерах. Для этого Татьяна должна выполнять план по привлечению новых кадров и ежемесячно реализовывать 10 наборов товара. Кемеровчанке приходилось тратить на них до 40 тысяч рублей ежемесячно. Татьяна справлялась, всем знакомым хвастала, как у нее дела хорошо идут.

"Я пыталась привлечь как можно больше новых сотрудников. Делала красивый макияж клиенткам, расхваливала косметику и этот бизнес, – вспоминает Татьяна. – В месяц удавалось привести в компанию три-четыре человека. Я своими достижениями очень гордилась".

В западне…

Татьяна почти каждый месяц стала ездить на семинары в Москву, а однажды даже слетала в Америку. Она просто светилась от счастья, настолько, что ее даже не смущали транспортные расходы, которые она оплачивала из своего кармана. В то время она и взяла свой первый кредит.

"Кредит был почти на 100 тысяч рублей. Она упросила меня быть у нее поручителем. Я сначала не хотела, но все-таки подруга, как не помочь, – рассказывает Алина. – Она и меня убеждала взять кредит. Но я понимала, что это дело сомнительное, а у меня семья, дети. Да и основную работу я забрасывать не собиралась".

Сначала Татьяна умудрялась выплачивать кредит, но потом средства иссякли – за дочку пришлось платить пожилой матери. Потом не смогла и она. Алине начали звонить сотрудники банка и грозить, что в случае дальнейшей неуплаты долг перекинут на нее. Девушке пришлось навестить мать Татьяны и объяснить, что чужой долг выплачивать не намерена. Где бедная женщина нашла деньги, чтобы погасить и кредит и набежавшие проценты, никто не знает. Знакомые этой семьи предполагают, что пенсионерка продала свой "мичуринский" садовый участок.

Сетевой маркетинг: как потерять миллион  9Все вокруг понимали, что эта работа – мышеловка. Все, кроме самой Татьяны. Чтобы держаться на плаву, девушке приходилось покупать все больше и больше. Она занимала деньги у родственников и друзей. Продала все что можно только для того, чтобы сохранить свой рейтинг. Долги росли, одновременно с этим множились и коробки нереализованной косметики.

"Я очень сожалею о своих поступках. Столько друзей потеряла из-за своего фанатизма. Стольких людей обидела, – сожалеет девушка. – Не знаю, что у меня тогда было с головой. Но я была как одержимая, ничего не понимала, ничего, кроме этой работы, не видела".

Дочь Лена давно уже жила с бабушкой. У Татьяны не было ни времени, ни возможности заботиться о дочке. На личную жизнь также времени не было. Кемеровчанка так и оставалась матерью-одиночкой. Она ежедневно носилась по городу, пытаясь продать злополучную косметику. Дошло до того, что она предлагала помаду, тушь и тени в четыре раза дешевле первоначальной стоимости. Но от этого покупателей больше не становилось. А долги все росли…

Пять лет в сети

Пришел момент, когда все отвернулись от Татьяны. Все, включая мать.

"Она сначала верила дочери. Потом, когда косметика переросла в фанатизм, она стала убеждать Таню, что с этой работой надо завязать. Но было уже поздно. Человек настолько верил, что у него получится разбогатеть, что никого не слушал", – говорит подруга Алина.

Вырваться из финансовой ловушки Татьяна Наумченко уже не могла. Поэтому продолжала брать кредиты, чтобы гасить просроченные платежи и закупать новые порции косметики. Сумма долга банкам каждый месяц становилась все больше. Татьяна остановилась только тогда, когда общая сумма ее долга составила 2,1 миллиона рублей.

В общей сложности кемеровчанка пробыла в лапах "сетевиков" более пяти лет. За это время она потеряла всех друзей, расположение родственников. Она, наконец, поняла, что ее фанатизм испортил ей всю жизнь. Миллионные долги, одиночество, никаких дальнейших перспектив. Она даже хотела покончить с собой, но от этого шага ее удерживала дочь.

"Пусть про меня думают что хотят. Но я далеко не глупая женщина, – говорит Татьяна Наумченко. – И если бы мне кто рассказал, что я ввяжусь в эту секту и столько сил и денег потеряю, я бы рассмеялась в лицо. Кто угодно, но только не я. Но такое впечатление, что "сетевики" мой разум затуманили. Надеюсь, мой опыт и моя история поможет кому-то, заставит одуматься и остановиться".

Выбравшись из сети, Татьяна устроилась в салон красоты. Там и встретила своего будущего мужа. Нашелся человек, который ее понял и пожалел. Теперь супруги вместе пытаются погасить долг. Оба работают на нескольких работах. Но платить, увы, им придется еще очень долго.

От автора: История Татьяны мне очень близка. Моя подруга Мария когда-то чуть было не попалась на удочку сетевиков. Сначала лелея мечту о том, что еще немного, – и она станет богатой и успешной. Но счастья такая работа не принесла. Более того, не выдержав фанатизма супруги, от Марии ушел муж.
Сетевой маркетинг имеет сходство с финансовыми пирамидами. В погоне за легкими деньгами люди отдают последние средства. Практически "сетевики" принуждают распространителей к неокупаемым расходам. Все семинары и поездки происходят за собственный счет и только лишь прибавляют долгов.

Помните, что деятельность сетевых компаний нарушает закон о правах потребителя: здесь покупатель не может отдать или обменять товар обратно. Деньги за нереализованную продукцию, естественно, никто не возвращает. Обязательным условием "сетевиков" является то, что каждому сотруднику надо заманить как можно больше людей, чтобы они также стали распространителями. Но чем выше ты поднимаешься по сетевой лестнице, тем больше долгов и тем больнее падать. Я не знаю ни одного человека кто бы разбогател благодаря этому бизнесу.

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
Яндекс.Метрика