Почти тысяча человек собрались в воскресенье, 24 марта, в музее-заповеднике "Томская Писаница". Гости со всей Сибири приехали, чтобы вновь отпраздновать новый год, только на этот раз – шорский.
Праздник "Чыл-Пажи" в переводе означает "Голова года". Встреча нового года весной не случайна, ведь, по древним представлениям, именно в марте происходит "рождение" нового солнца.
Фоторепортаж смотрите здесь.
Древний ритуал стал уже мультинациональным событием: помимо шорцев и телеутов в заповедник приехали жители Алтая, Хакасии и Тувы.
Новый год начался с выступления этнических коллективов, еще у ворот заповедника было слышно волшебное пение. В этом году на праздник Чыл-Пажи приехало 125 участников, в том числе детский хореографический коллектив "Кунучек", певица Чылтыс Таннагашева в составе коллектива "От эне" и известный мастер-исполнитель горлового пения кай – Болот Байрышев из Горно-Алтайска. Высоким гостем праздника стал известный боксер – чемпион Европы и мира Юрий Арбачаков.
Как оказалось многие гости праздника – большие поклонники творчества Болота и приехали специально ради того, чтобы его послушать. Сам Байрышев, несмотря на сильную занятость, все-таки смог выкроить в своем гастрольном графике время и лично поздравить празднующих с новым годом.
"Это волшебный весенний праздник. Родилось новое солнце, – говорит певец, – Я здесь уже четвертый раз. Каждый год благодаря Чыл-Пажи я очищаюсь и вдохновляюсь, и каждый раз все больше людей приезжает, традиции возрождаются, и это правильно и очень хорошо".
Борьба с пельменями
На Чыл-Пажи каждый нашел себе развлечение по сердцу. Люди то плясали вместе с шорскими танцорами, то, затаив дыхание, слушали завораживающее пение.
Все желающие могли пострелять из настоящего лука и даже побороться. Прямо на снегу был разложен ковер, где мальчишки из Белова демонстрировали ловкость и мастерство в монгольской борьбе.
К сожалению, не обошлось без инцидентов. Разгоряченный народным гуляньем и горячительным крупный мужчина решил показать свою удаль на ковре. Но вместо того чтобы аккуратно положить соперника-мальчишку на лопатки, он что есть мочи швырнул его о землю. Парень еще долго не мог встать, а хмельной "удалец" с порицанием был изгнан с ринга. Раскаянья, видимо, он не испытывал и даже хвастался своей победой перед девушками.
Отдельного внимания заслуживает праздничное угощение. Несомненными фаворитами у гостей стали шорские пельмени. По размеру они больше походили на добротные русские вареники, только с начинкой из мяса и кедровых орехов. Добродушные и румяные шорки учили гостей правилам поедания этих пельмешек:
– С одного края откусываете и бульон из пельменя быстро выпиваете, чтобы не вытек, а затем уже отправляете его в рот.
Зевать при поедании этого блюда нельзя, вообще, это целая наука. Торговцы советуют съедать пельмени побыстрее, пока не остыли. Холодными их есть сложно – очень уж жирные.
Тут же на костре в нескольких казанах варилось другое угощение – плов. Шорки готовили его прямо на глазах у гостей. С пылу с жару порцию можно было купить всего-то за 30 рублей.
Желающие могли попробовать настоящий шорский травяной чай с медом. Несмотря на календарную весну, погода походила больше на зимнюю. Морозец колол щеки, хлопьями валил снег, так что горячий и бодрящий чай был очень кстати.
Пока гости развлекались и пробовали угощение, полным ходом шли приготовления к главному обряду Чыл-Пажи – ритуалу очищения и благословения.
Волшебные чалама
Наконец, подготовка к обряду закончена. Наступает главное событие праздника. В этом году ритуал проводит потомственная шаманка из Горной Шории – Надежда Муртаева.
Люди выстраиваются в большой круг, внутри которого горят два небольших прямоугольных костра, посредине площадки – главный, еще не зажжен. Костры располагаются в строгом соответствии со сторонами света: маленький и черный (для очищения) в виде колодца - на западе, большой и светлый (для благословления) - на востоке. Поодаль – небольшой костер для приготовления обрядовой пищи.
Участники обряда держат в руках разноцветные ленты – чалама. Синяя – символ неба, красная – солнца, белая – символизирует чистые помыслы, а черная – означает все плохое (болезни, беды, ссоры).
Участники должные завязать черную чалама на три узла, тем самым отпуская все свои обиды, болезни и грехи, которые накопились за год. После этого нужно обойти костер очищения против часовой стрелки и обязательно правой рукой бросить ленту в огонь.
Участники обряда спешат кинуть ленточки в костер. Внезапно раздается детский голосок:
– Мама, моя ленточка упала мимо огонька. Что делать, мама?
Одна за другой ленточки летят в огонь, некоторые чалама не долетают до пламени и падают рядом. Люди пытаются поднять ленты и повторить попытку, но жар мешает, обжигает, и они отступают. Помощники шаманки спешат успокоить людей:
– Внимание! Если ваша чалама не долетела до костра, не переживайте. Чуть позже мы все соберем и обязательно сожжем.
Действительно, через некоторое время шорки собирают ленты и бросают их в огонь. После этого шаманка производит "закрытие" костра, трижды обходя костер против солнца. На этом заканчивается ритуал очищения, и наступает благословление.
У ритуального костра
Все участники выстраиваются в большой круг вокруг двухметрового костра, и начинается общение с духами – камлание. Гипнотический звук бубна, выкрики на шорском языке, пение помощников шаманки. Главный костер этого дня разгорается, люди стоят и завороженно смотрят на пламя. На головы им падает белый пепел, смешиваясь с хлопьями снега. Но, кажется, они не замечают этого, костер и пение гипнотизируют их.
В середине ритуала Надежда начинает задабривать духов – кормить огонь мясом, хлебом, сыром, орехами и молоком. Шаманка вновь бьет в бубен. И в этот момент обгоревшие поленья в костре падают на бок, вызвав у зрителей бурю эмоций. После этого всем присутствующим раздают остатки угощения, шаманка призывает участников обряда подумать о своих мечтах и кинуть в догорающий костер кусочек хлеба.
Внезапно в середине круга появляется белый нарядно убранный конь. Шаманка привязывает к сбруе животного ленты цветной чалама. Остальные участники ритуала устремляются к священному дереву – березе, чтобы загадать желание и привязать свои цветные ленты.
После этого, для завершения ритуала, все участники трижды обходят угасающий костер. Шаманка Надежда просит для всех благодати: здоровья, удачи, добра.
Главный ритуал Чыл-Пажи занимает больше часа. Зрители удивляются выносливости шаманки, ведь бубен очень тяжелый, его удержать-то трудно, не говоря о том, чтобы стучать.
После ритуала "Газете Кемерова" удалось поговорить с шаманкой Надеждой Муртаевой. Несмотря на достаточно утомительный ритуал, женщина улыбается и охотно делится своими впечатлениями о сегодняшнем сеансе с духами:
"Сегодня прошло все удачно. Все люди очистились: праздник очищает от хворостей и убирает все болезни и печали. После обряда сохраняется такая хорошая энергетика несколько дней, вы почувствуете. В прошлом году еще мужская энергия присутствовала, и было легче проводить ритуал. В этом году этого шамана больше нет. Но, в общем, я справилась. Я уже третий день камлаю: первый день – на горе в Новокузнецке, потом – в Таштаголе и вот сегодня – в Писанице". (В своем рассказе Надежда имела в виду известного и опытного шаман Аржана Кезерекова. К большому сожалению, Аржан погиб прошлой осенью в автокатастрофе – прим. авт.).
Праздник заканчивается пением Болота Байрышева. Просветленные и немного усталые и замерзшие, гости разъезжаются по домам. Чыл-Пажи прошел, и, как положено, забрал с собой все печали, подарив людям счастье и любовь.
Отметим, что праздник Чыл-Пажи был полностью утрачен после политических репрессий в 1939 году. Особенно от них пострадали духовные лидеры шорцев – камы. К началу 90-х годов в Шории не осталось ни одного практикующего кама. Впоследствии после долгого перерыва впервые Чыл-Пажи был проведен шорцами Новокузнецка в 2002 году. С тех пор он стал проводиться ежегодно во всех местах проживания шорцев.