gazeta.a42.ru
26 марта 2013 в 12:53
  • 10994

Шорский новый год: каждому гостю – по пельменю

Фото: Шорский новый год: каждому гостю – по пельменю 1

Почти тысяча человек собрались в воскресенье, 24 марта, в музее-заповеднике "Томская Писаница". Гости со всей Сибири приехали, чтобы вновь отпраздновать новый год, только на этот раз – шорский.

Праздник "Чыл-Пажи" в переводе означает "Голова года". Встреча нового года весной не случайна, ведь, по древним представлениям, именно в марте происходит "рождение" нового солнца.

Фоторепортаж смотрите здесь.

Древний ритуал стал уже мультинациональным событием: помимо шорцев и телеутов в заповедник приехали жители Алтая, Хакасии и Тувы.
Новый год начался с выступления этнических коллективов, еще у ворот заповедника было слышно волшебное пение. В этом году на праздник Чыл-Пажи приехало 125 участников, в том числе детский хореографический коллектив "Кунучек", певица Чылтыс Таннагашева в составе коллектива "От эне" и известный мастер-исполнитель горлового пения кай – Болот Байрышев из Горно-Алтайска. Высоким гостем праздника стал известный боксер – чемпион Европы и мира Юрий Арбачаков.

Как оказалось многие гости праздника – большие поклонники творчества Болота и приехали специально ради того, чтобы его послушать. Сам Байрышев, несмотря на сильную занятость, все-таки смог выкроить в своем гастрольном графике время и лично поздравить празднующих с новым годом.

"Это волшебный весенний праздник. Родилось новое солнце, – говорит певец, – Я здесь уже четвертый раз. Каждый год благодаря Чыл-Пажи я очищаюсь и вдохновляюсь, и каждый раз все больше людей приезжает, традиции возрождаются, и это правильно и очень хорошо".

Шорский новый год: каждому гостю – по пельменю 5

Борьба с пельменями

На Чыл-Пажи каждый нашел себе развлечение по сердцу. Люди то плясали вместе с шорскими танцорами, то, затаив дыхание, слушали завораживающее пение.

Все желающие могли пострелять из настоящего лука и даже побороться. Прямо на снегу был разложен ковер, где мальчишки из Белова демонстрировали ловкость и мастерство в монгольской борьбе.

Шорский новый год: каждому гостю – по пельменю 7

К сожалению, не обошлось без инцидентов. Разгоряченный народным гуляньем и горячительным крупный мужчина решил показать свою удаль на ковре. Но вместо того чтобы аккуратно положить соперника-мальчишку на лопатки, он что есть мочи швырнул его о землю. Парень еще долго не мог встать, а хмельной "удалец" с порицанием был изгнан с ринга. Раскаянья, видимо, он не испытывал и даже хвастался своей победой перед девушками.

Шорский новый год: каждому гостю – по пельменю 9

Отдельного внимания заслуживает праздничное угощение. Несомненными фаворитами у гостей стали шорские пельмени. По размеру они больше походили на добротные русские вареники, только с начинкой из мяса и кедровых орехов. Добродушные и румяные шорки учили гостей правилам поедания этих пельмешек:

– С одного края откусываете и бульон из пельменя быстро выпиваете, чтобы не вытек, а затем уже отправляете его в рот.

Зевать при поедании этого блюда нельзя, вообще, это целая наука. Торговцы советуют съедать пельмени побыстрее, пока не остыли. Холодными их есть сложно – очень уж жирные.

Тут же на костре в нескольких казанах варилось другое угощение – плов. Шорки готовили его прямо на глазах у гостей. С пылу с жару порцию можно было купить всего-то за 30 рублей.

Шорский новый год: каждому гостю – по пельменю 11

Желающие могли попробовать настоящий шорский травяной чай с медом. Несмотря на календарную весну, погода походила больше на зимнюю. Морозец колол щеки, хлопьями валил снег, так что горячий и бодрящий чай был очень кстати.

Пока гости развлекались и пробовали угощение, полным ходом шли приготовления к главному обряду Чыл-Пажи – ритуалу очищения и благословения.

Шорский новый год: каждому гостю – по пельменю 13

Волшебные чалама

Наконец, подготовка к обряду закончена. Наступает главное событие праздника. В этом году ритуал проводит потомственная шаманка из Горной Шории – Надежда Муртаева.

Люди выстраиваются в большой круг, внутри которого горят два небольших прямоугольных костра, посредине площадки – главный, еще не зажжен. Костры располагаются в строгом соответствии со сторонами света: маленький и черный (для очищения) в виде колодца - на западе, большой и светлый (для благословления) - на востоке. Поодаль – небольшой костер для приготовления обрядовой пищи.

Участники обряда держат в руках разноцветные ленты – чалама. Синяя – символ неба, красная – солнца, белая – символизирует чистые помыслы, а черная – означает все плохое (болезни, беды, ссоры).

Шорский новый год: каждому гостю – по пельменю 15

Участники должные завязать черную чалама на три узла, тем самым отпуская все свои обиды, болезни и грехи, которые накопились за год. После этого нужно обойти костер очищения против часовой стрелки и обязательно правой рукой бросить ленту в огонь.

Участники обряда спешат кинуть ленточки в костер. Внезапно раздается детский голосок:

– Мама, моя ленточка упала мимо огонька. Что делать, мама?

Одна за другой ленточки летят в огонь, некоторые чалама не долетают до пламени и падают рядом. Люди пытаются поднять ленты и повторить попытку, но жар мешает, обжигает, и они отступают. Помощники шаманки спешат успокоить людей:

– Внимание! Если ваша чалама не долетела до костра, не переживайте. Чуть позже мы все соберем и обязательно сожжем.

Действительно, через некоторое время шорки собирают ленты и бросают их в огонь. После этого шаманка производит "закрытие" костра, трижды обходя костер против солнца. На этом заканчивается ритуал очищения, и наступает благословление.

У ритуального костра

Все участники выстраиваются в большой круг вокруг двухметрового костра, и начинается общение с духами – камлание. Гипнотический звук бубна, выкрики на шорском языке, пение помощников шаманки. Главный костер этого дня разгорается, люди стоят и завороженно смотрят на пламя. На головы им падает белый пепел, смешиваясь с хлопьями снега. Но, кажется, они не замечают этого, костер и пение гипнотизируют их.

Шорский новый год: каждому гостю – по пельменю 17

В середине ритуала Надежда начинает задабривать духов – кормить огонь мясом, хлебом, сыром, орехами и молоком. Шаманка вновь бьет в бубен. И в этот момент обгоревшие поленья в костре падают на бок, вызвав у зрителей бурю эмоций. После этого всем присутствующим раздают остатки угощения, шаманка призывает участников обряда подумать о своих мечтах и кинуть в догорающий костер кусочек хлеба.

Шорский новый год: каждому гостю – по пельменю 19

Внезапно в середине круга появляется белый нарядно убранный конь. Шаманка привязывает к сбруе животного ленты цветной чалама. Остальные участники ритуала устремляются к священному дереву – березе, чтобы загадать желание и привязать свои цветные ленты.

После этого, для завершения ритуала, все участники трижды обходят угасающий костер. Шаманка Надежда просит для всех благодати: здоровья, удачи, добра.

Шорский новый год: каждому гостю – по пельменю 21

Главный ритуал Чыл-Пажи занимает больше часа. Зрители удивляются выносливости шаманки, ведь бубен очень тяжелый, его удержать-то трудно, не говоря о том, чтобы стучать.

После ритуала "Газете Кемерова" удалось поговорить с шаманкой Надеждой Муртаевой. Несмотря на достаточно утомительный ритуал, женщина улыбается и охотно делится своими впечатлениями о сегодняшнем сеансе с духами:

"Сегодня прошло все удачно. Все люди очистились: праздник очищает от хворостей и убирает все болезни и печали. После обряда сохраняется такая хорошая энергетика несколько дней, вы почувствуете. В прошлом году еще мужская энергия присутствовала, и было легче проводить ритуал. В этом году этого шамана больше нет. Но, в общем, я справилась. Я уже третий день камлаю: первый день – на горе в Новокузнецке, потом – в Таштаголе и вот сегодня – в Писанице". (В своем рассказе Надежда имела в виду известного и опытного шаман Аржана Кезерекова. К большому сожалению, Аржан погиб прошлой осенью в автокатастрофе – прим. авт.).

Праздник заканчивается пением Болота Байрышева. Просветленные и немного усталые и замерзшие, гости разъезжаются по домам. Чыл-Пажи прошел, и, как положено, забрал с собой все печали, подарив людям счастье и любовь.

Отметим, что праздник Чыл-Пажи был полностью утрачен после политических репрессий в 1939 году. Особенно от них пострадали духовные лидеры шорцев – камы. К началу 90-х годов в Шории не осталось ни одного практикующего кама. Впоследствии после долгого перерыва впервые Чыл-Пажи был проведен шорцами Новокузнецка в 2002 году. С тех пор он стал проводиться ежегодно во всех местах проживания шорцев.

Шорский новый год: каждому гостю – по пельменю 23

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
Порой вообще забываю о статусе
Яндекс.Метрика