9 апреля 2018 в 12:00 Общество

«64 цветущих яблони»: что кемеровчане хотят увидеть на месте «Зимней вишни»

Кемеровчане продолжают нести цветы на народный мемориал у сгоревшего торгового центра «Зимняя вишня», он останется здесь до 40 дней после трагедии. Пожар унёс жизни 64 человек, из которых 41 — ребёнок. Память о них нужно сохранить. Сегодня кемеровчане решают, как это сделать. «Газета Кемерова» собрала мнения жителей нашего города.

Фото: «64 цветущих яблони»: что кемеровчане хотят увидеть на месте «Зимней вишни» 1

Алексей Барков, студент:

Стал волонтёром в Центре крови после трагедии в «Зимней вишне».

— Я считаю, там должен быть мемориал как дань памяти погибшим. Он всегда будет напоминать жителям города о человеческой халатности, взяточничестве, которые могут обернуться трагедией.

Часовня лет через 20 будет восприниматься как обычная церковь, а мемориал — нет, будет понятно, почему он здесь. Также я против обычного парка — по той же причине. Со временем он станет обычным местом сбора людей. К сожалению, молодому поколению свойственно не знать историю своей страны, не говоря уже о городе, даже если события были страшными.

Главная цель сегодня — это исправить ошибки и никогда не допустить подобного ужаса, мемориал будет хорошим напоминанием всем тем, кто несерьёзно подходит к системе пожарной безопасности или берёт взятки.

Фото: «64 цветущих яблони»: что кемеровчане хотят увидеть на месте «Зимней вишни» 3

Елена Митрофанова, директор фонда «Яркий город»:

— Память людей неизбежно будет ассоциировать трагедию с местом, где она случилась. И что бы ни было построено на этом месте, у людей не будет желания ни идти туда самим, ни вести своих детей. Я думаю, что вместо бывшего ТЦ здесь должен быть сквер, или небольшой парк. С цветущими деревьями и красивыми клумбами, с небольшими фонтанами.

Как православный человек, я не против небольшой часовни. Некоторых погибших не смогут даже похоронить, потому что от людей остался только пепел. Родственникам нужно место, куда они смогли бы прийти почтить их память. Решающее слово в этом вопросе может быть только за родными жертв этой трагедии.

Хорошо, если в этом парке найдется пространство для современной качественной парковой скульптуры. Я сейчас говорю не про те малые формы, которые мы привыкли видеть в городах. Это должен быть принципиально другой подход. Молодые художники и архитекторы сегодня умеют создавать вещи со смыслом, используя современные материалы. Не вижу на этом месте мемориал. Или скульптуру погибшим детям и взрослым. Мне кажется, что 64 живых цветущих яблони, как символы живой памяти, будут гораздо ближе и понятнее всем, кто эту память хранит.

Игорь Востриков, потерявший во время пожара в «Зимней вишне» жену, троих детей и младшую сестру, пишет в Instagram[*]:

«Нужно построить там (На месте торгового центра. — Примеч. ред.) сквер и высадить вечно зелёные деревья равным числом к количеству жертв. Я хочу там поставить скульптуру своей семьи, чтобы была возможность придти к ним, посмотреть и пообщаться…»

Фото: «64 цветущих яблони»: что кемеровчане хотят увидеть на месте «Зимней вишни» 4

Евгений Боровков, клоун:

Во время трагедии в «Зимней вишне» выводил с горящего этажа детей.

— Хотелось бы что-то тихое. Потому что в «Зимней вишне» было скопление радости, веселья, криков. А после трагедии хочется именно тишины на её месте. Чтобы человек приходил, и ему не хотелось громко говорить.

Какой-нибудь небольшой скверик. Качели небольшие, лавочки. И посередине — я читал, кузнецы хотят выковать дерево, с вишнями. Ну, и огорожено как в Петербурге в Летнем саду. Чтобы и красиво, и пыль дорожная не попадала.

Фото: «64 цветущих яблони»: что кемеровчане хотят увидеть на месте «Зимней вишни» 5

Ольга Васильева, создатель проекта «Внутри и снаружи»:

— В нашем городе большинство улиц названы в честь покойников, кроме проспекта Михайлова. Почти на каждом доме в центре висят мемориальные доски. Оформление клумб и фонтанов выполнено в ритуальной, кладбищенской эстетике. Множество памятников и часовен напоминает нам о трагедиях. Такое ощущение, что город постоянно скорбит о чём-то. Даже рекламные вывески и ограды — всё отражает наше отношение к миру и к себе. Ещё одно памятное место — ещё одно место печали.

Можно обратиться к опыту других стран, когда воплощение трагического события вызывает не скорбь и печаль, а выводит на созидание, на надежду. Когда скульптура или мемориальный комплекс становится символом, а не напоминанием конкретной беды. Ведь кому жить в этом городе? Молодым. Вот у них и спросите. Пусть это будет что-то современное.

На Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге открыли мемориал «Сложенные крылья», посвященный жертвам авиакатастрофы над Синаем. Его установили на месте общего захоронения неопознанных останков погибших. Трагедия произошла 31 октября 2015 года. Самолёт Шарм-эш-Шейх — Петербург потерпел крушение над Синайским полуостровом в Египте, погибли 217 российских туристов и семь членов экипажа.

В Татарстане на берегу Волги рядом с местом гибели теплохода «Булгария» построили мемориальный комплекс — часовню, мечеть и стену памяти с именами погибших пассажиров. 10 июля 2011 года крушение унесло жизни 122 человек, 28 из них — дети.

В Перми на Советской улице в сквере Уральских добровольцев установлен мемориал погибшим при пожаре в ночном клубе «Хромая лошадь». Это стилизованная под часовню конструкция из четырёх арок и четырёх колонн. В центре расположена двухметровая стела, облицованная гранитными плитами. На ней — памятная надпись, с остальных трёх сторон выбиты фамилии 156 погибших в «Хромой лошади» 4 декабря 2009 года.

Фото: «64 цветущих яблони»: что кемеровчане хотят увидеть на месте «Зимней вишни» 6

Алёна Ленина, аниматор:

На митинге вошла в инициативную группу, которая ездила проверять морги и хладокомбинат на наличие якобы скрытых от общества тел погибших.

— На месте «Зимней вишне» нужен какой-то парк или сквер. Он должен быть спокойный, без развлечений — машинок или батутов. У нас в городе уже есть такое место — парк за собором на проспекте Химиков, хочется что-то подобное. Обязательно в нём должен быть мемориал или памятник, где всегда можно будет оставить живые цветы.

Фото: «64 цветущих яблони»: что кемеровчане хотят увидеть на месте «Зимней вишни» 7

Нина Обелюнас, журналист, преподаватель:

— Я бы хотела увидеть на месте «Зимней вишни» памятный сквер, аллею или парк с небольшим мемориалом, на котором были бы высечены имена погибших. Ещё хороша идея интерактивного музея по противопожарной безопасности, чтобы люди не только помнили, но и учились спасать свою и чужие жизни. Можно даже эти проекты объединить, если позволит пространство: музей в окружении памятных деревьев... Сквер — это традиционный и самый универсальный способ увековечить память, как, например,  в случае с погибшими во время Великой Отечественной войны.

Фото: «64 цветущих яблони»: что кемеровчане хотят увидеть на месте «Зимней вишни» 9

Евгений Сидорин, священник:

Служил в штабе ЧС с первых дней после трагедии, поддерживал родственников погибших и пропавших людей.

— Нас спрашивают: «Вы за сквер, часовню или памятник?» Разве это нельзя совместить? Когда я служил в штабе ЧС, ко мне подходили люди и задавали вопрос: «Батюшка, а куда нам приходить? У наших близких даже могилы может не быть». Если в годовщину семья придет на место, где погиб их ребёнок, а там какой-то парк со скамейками? Я считаю, что родственники должны решать, что на месте трагедии строить. Последнее слово пусть остаётся за ними.

Фото: «64 цветущих яблони»: что кемеровчане хотят увидеть на месте «Зимней вишни» 10

Олеся Емельянова, психотерапевт:

Работала в первые дни с родственниками погибших и пропавших без вести в «Зимней вишне».

— Как психотерапевт отмечу: важно, чтобы люди, которые попали в чрезвычайную ситуацию, смогли дальше жить. Те, кто пострадал прямо, и те, кого это коснулось косвенно — мы все.

Например, в Израиле очень часто происходят ЧС. Эта страна очень долго живёт в состоянии конфликта. Как только случается трагедия, сначала работают полиция и медики, потом сразу же приезжают волонтёры и полностью убирают место происшествия. Чтобы жизнь не останавливалась, не замирала, чтобы люди не травматизировались ещё сильнее.  У нас то же самое нужно сделать.

Сгоревший торговый центр нужно разобрать. Ничего лучше парка на этом месте быть не может. Деревья — это то, что живёт, растёт, меняется. Это символ продолжающейся жизни.

Выразить свою точку зрения вы можете на нашем сайте, приняв участие в голосовании.

Ещё материалы по теме


* - запрещён на территории Российской Федерации

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
Яндекс.Метрика