В начале ноября после совещания с нефтяными компаниями вице-премьер Дмитрий Козак заявил, что государство будет сдерживать цены на бензин до весны 2019 года. И добавил, что «никаких коврижек никому не предложено». Просто выбора у нефтяников не было: иначе правительство грозило запретить им продавать топливо за рубеж.
Хотя ещё в середине октября нефтяные компании требовали разрешения поднять цены примерно на четыре рубля за литр. Разбираемся, когда ждать повышения стоимости бензина.
Алчность нефтяных компаний
Согласно опросу ФОМ, россияне считают, что рост цен на топливо связан с «алчностью нефтяных компаний, их стремлением к наживе, коррупцией». Тем не менее официальная версия звучит по-другому. Среди основных причин называют рост налогов, мировых цен, изменение динамики курса рубля, обеспечение поставки топлива на биржевые торги, а также возможное нарушение антимонопольного законодательства.
Например, в мае 2018 года, когда резко выросли цены на нефть, винили нестабильную ситуацию на Ближнем Востоке. Пожалуй, майское подорожание стало самым громким за последнее время: тогда мировые цены на нефть превысили 75 долларов за баррель впервые с 2014 года. По данным Росстата, уже к июню цена на бензин в среднем по стране выросла на 7,2 % по сравнению с началом года.
30 мая этого вице-премьер Дмитрий Козак договорился с нефтяными компаниями снизить акцизы на три тысячи рублей. Но это лишь остановило рост цен. Теперь Козак потребовал оставить стоимость на июньском уровне.
Или всё-таки алчность правительства?
Парадокс, но нефтяные компании практически не получают выгоды от подорожания нефти. Налог на добычу полезных ископаемых лишает их этой возможности. Проще говоря, растёт цена на нефть – растёт налог. В ответ нефтяники повышают отпускные цены на топливо для местных потребителей, так как налог они платят с каждой тонны, даже переработанной внутри страны.
Как сообщает Росстат, за первую половину этого года цена сырой нефти выросли примерно на 32%. Поэтому тонна бензина стоила ненамного дороже не переработанного сырья – всего в 1,4 раза. Это очень мало.
Правительство облагает акцизом и бензин. Весной 2018 года за каждую тонну нефтеперерабатывающий завод должен был заплатить 13,1 тысячи рублей. При росте цен на сырую нефть продавать бензин по прежней стоимости стало невыгодно, поэтому заводы резко повысили её.
Кстати, Владимир Путин поддержал мнение, что в росте цен на нефть всё-таки виновато правительство.
«Запретительная» пошлина
Розничные цены растут не настолько сильно в отличие от отпускных цен нефтеперерабатывающих заводов. За сентябрь они выросли примерно на 10% по стране — впервые с мая этого года. Собственные АЗС нефтяных компаний работают в убыток, поэтому они решили повысить цены для независимых заправок. Как следствие, падают рентабельность и цены, а повысить их АЗС не могут, иначе они потеряют клиетов, которые уйдут на крупные сетевые автозаправочные станции, как раз и принадлежащие нефтняникам.
Но ещё летом в правительстве приняли закон, который позволяет экстренно поднимать вывозную пошлину на бензин до 90% от пошлины на нефть. Она считается «запретительной» и делает экспорт бензина финансово невыгодным. То есть, с каждой тонны топлива на экспорт придётся платить на пять тысяч рублей больше. В 2011 году уже принимали такие меры по инициативе Игоря Сечина. Временный запрет продержался целых четыре года.
В конце октября Дмитрий Медведев пригрозил нефтянникам, что если они не остановят рост цен, пошлину придётся ввести ещё раз. Они пошлины дожидаться не стали и согласились на условия правительства. Теперь нефтяные компании до конца марта 2019 года будут поставлять независимым НПЗ на 3% больше нефти по ценам этого мая, чем в 2017 году. Заводы, в свою очередь, не станут резко повышать отпускные цены.
Постоянная «временная» мера
Снижение акциза на бензина – лишь временная мера. С января 2019 года правительство вновь поднимет на него цены до 3,5 тысяч рублей за тонну. К этому прибавится повышение НДС до 20%. Хотя Дмитрий Козак говорит, что розничные цены не вырастут, так как «у правительства есть определённый набор инструментов».
Сюда входит, например, так называемый «отрицательный акциз». Со следующего года нефтеперерабатывающим заводам будут возвращать часть разницы между внутренними и экспортными ценами на бензин – при условии, что они делают поставки на местный рынок. При этом отменят экспортные пошлины на нефть и бензин, а также повысят НДПИ. В теории это приведёт к росту экспорта и внутренних цен. В случае чего, правительство готово прибегнуть к временным запретительным мерам.
Тем не менее, Российский топливный союз с решением не согласен. Он твёрдо уверен, что после роста налога придётся повысить цены на бензин минимум на 4,4 рубля за литр. Но как будет на самом деле, предугадать сложно.
Бензин продолжает дорожать
Несмотря на регулировку цен со стороны правительства, бензин, пусть и незначительно, продолжает дорожать. Но не для всех. Нефтяные компании после заморозки мелкооптовых цен на топливо стали сокращать или отменять скидки на своих заправках для корпоративных клиентов. Например, «Газпромнефть» первой ввела наценки в 1-5%. Скидки также отменила «Роснефть».
Нефтяники пока никак официально не комментировали случившееся. Дмитрий Козак сообщил, что не знает о клиентских программах сетей.