10 ноября 2017 в 12:03 Общество

Кемеровские маршрутки: история большой нелюбви

Кемеровчане регулярно чем-то возмущены. Под пресс народного осуждения попадает многое, но в основном речь идёт о частностях. Такого, чтобы кемеровчане продолжительное время были недовольны чем-то в целом, практически не случается. Но, как показывают наблюдения, есть у возмущённых кемеровчан и одна константа — общественный транспорт. Больше всего достаётся собирательному образу — кемеровской маршрутке. Жалобы на её водителей и состояние самого транспорта почти ежедневно летят в СМИ, в официальные каналы властей в мессенджерах, а также обсуждаются в социальных сетях.

Корреспонденты «Газеты Кемерова» исследовали феномен неугодной жителям областной столицы кемеровской маршрутки.

 

Правило двух пересадок

Согласно данным Управления транспорта и связи администрации Кемерова, которые имеются в распоряжении редакции, в городе на данный момент действуют 55 таксомоторных маршрутов, а на линию ежедневно выходят 375 автобусов от 10 различных перевозчиков. В среднем получается около семи единиц транспорта на маршрут, однако конкретное число определяется с учётом пассажиропотока.

— На сегодняшний день сформирована схема движения маршрутных такси с учётом пожеланий жителей. Режим работы и количество транспортных средств определено с учётом потребности в перевозках пассажиров по конкретному маршруту, воспользовавшись которыми можно доехать до ближайших остановок и произвести пересадку на маршруты, следующие в необходимом направлении. Организовать беспересадочные поездки для всех жителей и во всех направлениях невозможно, — отметили корреспонденту «Газеты Кемерова» в мэрии. 

В Кемерове, как в городе с населением более 500 000 человек, движение транспорта (в целом) должно быть организованно в соответствии с распоряжением Минтранса: общее количество пересадок, которые пассажир делает, чтобы добраться в любую точку города, не должно превышать двух. При учёте всех видов транспорта указ действительно соблюдается.

Но что касается именно маршруток, то на карте города существуют места, в которые они не ходят вовсе. К примеру, завокзальная часть Заводского района. Раньше там пролегал маршрут № 19т, но теперь из «частника» можно выбраться тремя путями — автобусами № 19 и № 1, а также трамваем № 8. При этом частотой из них отличается разве что трамвай. Маршрутка в этом районе, судя по всему, попросту не пользовалась популярностью, и её было решено убрать. 

Проблема № 83т

Перед тем, как открыть новый маршрут, администрация города изучает данные пассажиропотока на участке, выбирает свободный порядковый номер (привет знаменитым маршруткам № 720т), после чего проводится открытый конкурс для перевозчиков. Однако на деле иногда получается всё не так просто, и существование некоторых маршрутов превращается в борьбу тех, кому «очень надо», и тех, кто «не видит особой необходимости».

Показательной является история с маршрутом № 83т, которая развернулась минувшей весной. Жители ЖК «Кемерово-Сити» пожаловались на то, что единственную маршрутку, которая ходит по Притомскому проспекту, приходится ждать так долго, что проще пройти приличное расстояние пешком, чем ждать транспорт на остановке.

В беседе с начальником отдела эксплуатации «Автотранспортного предприятия № 3» Евгенией Селицкой корреспондент «Газеты Кемерова» выяснил, что, по мнению перевозчика, дела обстоят не так плохо, особенно если учесть убыточность маршрута.

— Мы уже продолжительное время хотим закрыть данный маршрут или перевести его в статус дотационных. Соответствующие письма неоднократно направлялись в администрацию города Кемерово, однако всякий раз получали отказ, — отметили в предприятии.

В администрации Кемерова, в свою очередь, указали на то, что провели беседу с руководством предприятия, и ситуация с автобусами должна быть решена — их число планируют увеличить. Вопрос о дотациях маршруту № 83т тогда ответа не получил, что понятно: частное предприятие выиграло конкурс за право осуществлять перевозки, и если у него что-то пошло не так, то это вопрос скорее к предприятию, а не к мэрии.

С другой стороны, ситуация в целом возникает трагикомичная. Во-первых, есть ЖК «Кемерово-Сити» и его жители. Им нужна маршрутка и это резонный запрос, однако «им» — это довольно немногочисленное число, потому что в основном в этих новостройках живут счастливые обладатели личного транспорта. 

Во-вторых, есть перевозчик, который сам вызвался работать на этом убыточном маршруте, однако, вероятнее всего, в момент участия в конкурсе предполагал, что уникальный статус № 83т позволит стать своего рода монополистом на перевозки в этом районе и получать прибыль со всех, кто живёт в ЖК «Кемерово-Сити». В итоге всё оказалось не так радужно: в маршрутке нуждаются мало людей, расходы не покрываются, работать приходится в убыток и никуда от этого не денешься. А тут ещё от тебя требуют выпуска дополнительных автобусов на линию.

Наконец, в-третьих, есть администрация города, которая запустила маршрут в новом районе, но маршрут оказался настолько проблемным, что вообще непонятно, что с ним делать: проблемы с убыточностью должен решать перевозчик, у которого есть определённые обязательства, но и оставаться в стороне как-то тоже неправильно. В итоге страдают от маршрута № 83т все заинтересованные стороны.

К слову, если верить сервису по отслеживанию городского транспорта Go2Bus (а причин не верить ему по большому счёту нет), то увеличения числа автобусов на маршруте к концу года так и не произошло — по карте движутся всё те же две точки.  

 

Контроль есть, контроля нет

Одна из самых частых жалоб кемеровчан касается технического состояния ПАЗиков. На многих популярных маршрутах «бегают» совсем уж печальные случаи — доводилось передвигаться и на перекошенных, и с отваливающимися сиденьями, и с болтающимися поручнями. Летом в некоторых маршрутках невозможно находиться из-за того, что горячий воздух из двигателя выходит прямо в салон (особенно «благоприятные» места находятся сразу за водителем), зимой — иней на окнах и езда стоя, потому что не хочется отморозить себе важные части тела.

По данным городской администрации, за последние три года перевозчики приобрели в общей сложности 50 новых автобусов ПАЗ 32054: в 2015 году — 34 штуки, в 2016 — 11, в 2017 — 5. Если считать, что автобусы были куплены на замену старым, то за три года парк обновился лишь на 13,3%.

— Обновление подвижного состава маршрутных такси производится за счёт средств перевозчика. Объёмы финансовых затрат на обновление парка зависят от марки и модели приобретаемого автобуса. Перевозчики пользуются кредитами банков, лизинговых компаний. В настоящее время у перевозчиков нет возможности обновлять автобусы, — ответили «Газете Кемерова» в мэрии.

Вернёмся к математике: один автобус ПАЗ 32054 по примерным подсчётам стоит около 1,38 миллиона рублей. Очевидно, что автоперевозчики не заинтересованы в обновлении автобусного парка, если имеющиеся старенькие ПАЗики хоть как-то способны проходить контроль и выезжать на линию. Только лишь ради нашего с вами удобства в многомиллионные долги перед банком никто залезать не будет.

Но самое интересное, что тот самый внутренний контроль частного перевозчика, который должен следить за техническим состоянием автобусов, выходящих на линию, часто закрывает глаза на неисправности. Автобусы выходят на маршруты с нарушениями, тем самым перевозчики подвергают опасности жизни многих кемеровчан. Всё это не голословные обвинения, а суровая статистика, которую предоставили «Газете Кемерова» в городской ГИБДД.

— За последний год как водители, так и должностные лица уделяют большое внимание техническому состоянию подвижного состава. Несмотря на это, с начала текущего года к административной ответственности за выпуск на линию транспортных средств, имеющих технические неисправности, было привлечено более 800 должностных лиц, — рассказал нашему изданию замначальника ОГИБДД УМВД России по городу Кемерово Сергей Белов.

800 должностных лиц с начала года — и это только те, кто попался. Цифра весьма говорящая и пугающая — задумайтесь, какова вероятность того, что сегодня вы поедете домой на маршрутке, с которой не всё ладно.

По словам представителя кемеровской ГИБДД, ведомство со своей стороны старается делать максимум для того, чтобы пресекать подобные нарушения и, к примеру, проводит ежедневный надзор за техническим состоянием маршруток на конечных остановках. Но мы все понимаем, что усилиями одной лишь ГИБДД проблему решить нельзя, и цифры это лишний раз подтверждают.

 

Нарушение без штрафа

Техническое состояние — это лишь полбеды. Водительские навыки и культура вождения некоторых людей, сидящих за «баранками» маршруток, вызывают много вопросов. Статистика нарушений ПДД водителями маршрутных такси, предоставленная «Газете Кемерова» городской ГИБДД, не самая позитивная: еженедельно в ходе скрытого контроля инспекторы выявляют около 15 таких нарушений. Самые частые — игнорирование пешеходов, проезд на красный и использование телефона во время движения.

Если говорить об общей статистике, то за девять месяцев текущего года по вине водителей маршруток произошло 19 ДТП, в которых пострадали 20 человек. За аналогичный период прошлого года таких ДТП было 20, а пострадало в них 34 человека. Хоть какая-то положительная динамика.

— Наиболее распространёнными видами ДТП, совершаемыми по вине водителей маршрутных такси, являются падение пассажира в салоне и столкновение с другим транспортным средством, — добавили в городской ГИБДД. 

А ещё в этом году было зафиксировано два случая, когда людей по городу возил человек в нетрезвом виде. В обоих случаях помимо водителя санкции применили и к юридическим лицам — по 100 000 штрафа для каждого перевозчика, который «не заметил» алкоголь в организме своего работника.

С подобными нарушениями в целом всё ясно, но есть в работе водителей маршруток аспект, к которому не знаешь, как относиться — это обилечивание пассажиров во время движения. Понятно, что ничего хорошего для внимательного вождения в этом нет, но в Кемерове такого всесторонне занятого водителя можно увидеть в каждой первой маршрутке, что наталкивает на мысль о ненаказуемости подобных деяний. С этим вопросом мы также обратились в ГИБДД.

— Госавтоинспекция города считает, что расчёт водителем пассажиров во время движения является нарушением ПДД, поскольку это отвлекает водителя от управления автобусом, что, несомненно, влияет на безопасность дорожного движения. Однако за данное нарушение административная ответственность законом не предусматривается, поэтому принять меры невозможно, — комментирует замначальника ОГИБДД УМВД России по городу Кемерово Сергей Белов.

Вот такие дела: угроза безопасности движения есть, а штрафа нет — угрожайте на здоровье. А внесением соответствующих поправок в закон, судя по всему, заняться некому.

 

Некому работать, нечем платить

Конечно, двойную работу водителям маршруток приходится делать не из желания почаще отвлекаться от дороги, а из-за дефицита кондукторов, который налицо. Данную проблему признают и в Управлении транспорта и связи городской администрации.

— В Кемерове существует проблема нехватки кондукторов в общественном транспорте. По причине этого, в большинстве таксомоторных маршрутов города обилечивание пассажиров производится водителем. По правилам пассажирских перевозок, обилечивание должно производиться только на остановках, после полной остановки автобуса, — прокомментировали «Газете Кемерова» в ведомстве.

Но, как мы уже выяснили, штрафа за расчёт во время движения нет, а значит, ссылаться на правила перевозок бессмысленно — это никак не решает проблему. 

Очевидно, что дефицит кондукторов вызван маленькой заработной платой и невысокой престижностью профессии. Это же касается и самой профессии водителя маршрутного такси: по официальным данным, которые предоставили редакции в мэрии, средняя зарплата водителей маршруток за восемь месяцев текущего года составила 13 435 рублей. Помните об этой цифре, когда в следующий раз захотите оторваться на нахамившем вам шофёре.

Хамство водителей, кстати, отдельная история. Перевозчики сколько угодно могут говорить о том, что проводят беседы с сотрудниками, но всё зависит от конкретного человека и его отношения к окружающим. Впрочем, железных среди нас нет и порой условия труда и низкая зарплата, конечно, сказываются — тут можно только понять и простить.

К слову, один из наших читателей предложил ввести для водителей маршруток единую форму. По его мнению, это могло бы способствовать увеличению престижности профессии, а также сказывалось бы на отношении человека к транспорту: в чистой и красивой форме хотелось бы ездить на чистом и исправном автобусе. Но, как отметили в администрации Кемерова, подобные решения находятся в компетенции руководства автопредприятий. Сейчас форма введена в ОАО «КЭТК» и ООО «Сибтехсервис-1», но есть мнение, что лишние затраты на одежду для сотрудников владельцам таксомоторных маршрутов не нужны.

 

Цена прежняя, но это не точно

Одно из немногого, что обычно ставят в плюс кемеровским маршруткам, — это их размер. Действительно, в подавляющем большинстве крупных городов России под словом «маршрутка» понимают микроавтобус, а в Кемерове под эти цели используют ПАЗы и даже НЕФАЗы, которые явно выигрывают в плане вместимости (но проигрывают в плане затрат на ГСМ). Эксперимент с «Газелями», на нашей памяти, проводился в нулевых, в итоге они не прижились.

Ещё один положительный момент — это стоимость проезда, которая не так высока, как в соседних городах. Сейчас она составляет 18 рублей и последний раз менялась два года назад. Тем не менее, этим летом ситуация обострилась — перевозчики по всей области начали заявлять о своей близости к банкротству, что привело к неизбежным разговорам о прибавке к цене билета. 

Ещё в июне 2017 года глава областного департамента транспорта и связи Евгений Курапов говорил о том, что экономически обоснованный тариф находится на отметке в 28—30 рублей, а платят люди почти в два раза меньше, поэтому повышение стоимости проезда неизбежно.

В Новокузнецке это «неизбежно» настало уже в августе, когда на нескольких маршрутах без особых предупреждений цена проезда взлетела на несколько рублей. Массовые возмущения и совещания у мэра города Сергея Кузнецова на ситуацию повлиять не смогли.

В Кемерове цена пока держится, но никаких строгих гарантий на её счёт нет. В ответ на вопрос журналиста «Газеты Кемерова» об экономической обоснованности текущей цены в городском Управлении транспорта и связи сослались на то, что стоимость определяется постановлением Региональной энергетической комиссии Кемеровской области. Проще говоря, прямого ответа получить не удалось. Постигнет ли нас участь Новокузнецка — ещё один вопрос, ответ на который покрыт завесой тайны.

Самая удивительная вещь в России

В конце октября широкую огласку получило интервью француза Жоффре Сарана, который какое-то время жил в разных городах России, в том числе и в Кемерове, где преподавал в КемГУ. По словам Жоффре, самое яркое впечатление за годы жизни в нашей стране и самый большой культурный шок — это кемеровские маршрутки.

— У нас такого нет. Зимой, когда много людей, это ужасно. Тепло, конечно, но ничего не видно. Самое удивительное во всём этом — водитель маршрутки. Он курит, звонит, передаёт сдачу — и всё это одновременно. Удивительно и очень смешно. Ведь при этом он хорошо знает, кто не оплатил проезд, — сказал Саран.

Возможно, нам всем надо просто успокоиться, не ждать чудес и начать относиться к кемеровским маршруткам как к городскому достоянию — сделать из них ещё один повод приехать в Кемерово в качестве экстремального туриста.

Впрочем, в конце своего интервью немного обрусевший француз всё-таки заметил, что маршрутки — это, конечно, необычно, но с городских улиц он бы их убрал. У нас до такого вряд ли когда-нибудь дойдёт, но проблемами с данным видом транспорта пора заняться — об этом уже даже французы говорят.

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
Кемеровчане массово переучиваются на ИТ-специальности: кто берет на работу бывших менеджеров и продавцов
Яндекс.Метрика