27 марта 2017 в 12:58 Общество

«Пояс девственницы», «утёс» или антропоним: откуда пошло название «Кемерово»

Ровно 85 лет назад началась новая веха в истории областного центра: 27 марта 1932 года Щегловск стал городом Кемерово. До сих пор не утихают споры, почему же региональная столица называется именно так.

Корреспонденты «Газеты Кемерова» попросили журналиста-краеведа и сотрудника музея-заповедника «Красная Горка» Владимира Сухацкого озвучить все версии происхождения топонима «Кемерово» и расставить все точки над «i» в этом вопросе.

 

Тюркский язык и сибирский татарин 

До конца 50-х годов, когда кемеровчане были ещё кемеровцами, местные жители не интересовались названием города. До этого периода в историографии Кузбасса топоним имел тюркские корни и пошёл от искажённого словосочетания «ким-рва» — «горючий камень». Тем более, по мнению Владимира Сухацкого, «Кемерово» — слово довольно странное, непривычное для русского уха.

«В 1959 году в СССР были два человека, которые знали тюркскую географию и топонимику исключительно, — Валентина и Эдуард Мурзаевы. Они составили «Словарь местных географических терминов». Исследователи сказали, что «кемер» или «кемир» в переводе с тюркского означает «берег, утёс, обрыв». В 90-е годы мы узнали о турецком курорте Кемер и стали думать о том, а не есть ли мы город, который взял что-то от тюркской культуры? К тому же представители тюркской культуры на территории Кузбасса есть — телеуты, шорцы, татары», — рассказывает краевед. 

В монографии «Кемерово: рождение города» исследователь Игорь Усков пишет, что в качестве одного из примеров, получивших название от термина, Мурзаевы приводят город Кемерово и Кемеровскую область. Поскольку угольные пласты, выходя на поверхность, образуют крутой обрыв правого берега Томи, в научно-популярной литературе такая версия стала очень распространённой.

Также в 50-х о названии города начинают говорить известнейший летописец Кемерова Иван Балибалов и писатель Виталий Рехлов, который создал «Повесть о Михайле Волкове»: в 1960 году она вышла на страницах издания «Огни Кузбасса». Оба стали предполагать, что у слова «Кемерово» тюркские корни.

«И Балибалову, и Рехлову поначалу не понравилась эта версия. По Рехлову, Волков ищет уголь на нашей территории и встречает татарина Темира, имя которого означает «железный, стойкий, крепкий».  В честь этого сибирского татарина мы трансформировались в Кемерово. Балибалов же сказал, что был улус местных татар под названием Темирово у речки Акаевой, между современными Кировским и Рудничным районами. Кстати, Кемеровская улица, проходящая по границе двух районов, существует до сих пор, и это – место изначальной деревни Кемерово. Но, когда Мурзаевы выдвинули такую версию, изобретательный Балибалов её подтвердил, ведь у этого утёса Михайло Волков нашёл уголь. Было крайне важно по идеологии того времени доказать, что всё связано с чёрным золотом. Но всё же есть разница между «кемер» и «темир», – подчёркивает Сухацкий. 

Как объясняет краевед, позже появилась версия, что «кемер» на турецком языке означает «пояс». Оказывается, у этого слова много различных значений, и одно из них – элемент одежды. В Турции даже есть старинный обряд «кемер»: когда девушку выдавали замуж, ей надевали пояс-монисту, или пояс девственности, который доказывал, что невеста непорочна.

 

«Кемерово» – антропоним 

«На самом деле всё гораздо проще. На мой взгляд, самую убедительную версию дал кемеровский историк Игорь Усков. Он доказал, что название города происходит от фамилии, а не от тюркского слова. Исследователь пришёл к выводу, что, скорее всего, был такой человек Кемеров. Усков заглянул в исторический документ – перепись «Дозорная книга Томского уезда», в котором в 1703 году указан крестьянин Стефан Кемиров, у которого есть дети (Антон 15 лет и Афанасий 10 лет), а также есть справочная информация о нём – сколько земли имеет, сколько заготавливает, налогов платит», – рассказывает Владимир Сухацкий.

Другие же материалы по Верхотомскому острогу – следующая перепись 1720 года – утрачены, и новая запись о представителях рода встречается в исповедных росписях Вознесенской церкви села Верхотомского за 1742 год. В этих документах историки находят упоминание о Петре Афанасьевиче Темирове, внуке Стефана, которому 32 года. Это был сын основателя деревни Кемерово Афанасия. Двоякая фиксация отражена в источниках: в XVIII веке деревня отмечена как «Темирово». 

Владимир Сухацкий заметил, что в 1731 году по территории области проходила знаменитая экспедиция Герхарда Фридриха Миллера и Степана Крашенинникова, но путешественники не писали ни о татарах, ни о Темировом улусе, указанном Рехловым. Последний, по словам Ускова, является историографическим фантомом, а не историческим фактом.

«Самым же главным доказательством нетюркского происхождения Степана служит то, что в исповедных росписях его потомки указаны среди «пашенных крестьян», а не среди «новокрещённых татар» прихода Вознесенской церкви. Приведённые выше источники позволяют, на наш взгляд, утверждать, что Степан Кемиров не являлся представителем аборигенного (тюркского) населения. Остаётся предположить, что его появление в Верхотомском остроге является следствием вольной крестьянской колонизации – основной причины увеличения численности русского населения Среднего Притомья во второй половине XVII – начале XVIII века», – пишет Игорь Усков.

У Владимира Сухацкого есть своё видение двоякой фиксации «Кемирово – Темирово»: историк считает, что историческая «ошибка» произошла на уровне артикуляции.  

«В русском языке легче произносить «Кемиров», а не «Темиров». Но в данном случае здесь другое сыграло роль. В 2011 году Ускову попадается документ, который раньше никто не видел. Перепись 1700 года, где написано о Степане Комарове, у которого сыновья Афанасий и Антон, возраст на три года младше, чем упомянутый в 1703 году. Более того, в 1721 году, до Миллера, здесь была экспедиция Даниэля Готлиба Мессершмидта – немецкого учёного, который по приказу Петра I много лет исследовал всю Сибирь. Там чёрным по белому написано «деревня Комарово». Как же всё-таки произошло, что Комаров так трансформировался? Тогда же все были безграмотными, как правило, только священники и писари умели читать и писать. Я очень утрированно говорю сейчас, но, к примеру, приходит писарь и спрашивает фамилию, а у человека зуб болит. Может, писарь непонятно написал то ли «о», то ли «е», а это обыкновенная описка», – рассуждает Сухацкий.

В качестве примера журналист-краевед привёл повесть «Подпоручик Киже» Юрия Тынянова, в основе которой лежит старый анекдот времён Павла I. В нём высмеивается бюрократизм, когда писарь, составлявший списки офицеров на получение следующего звания, ошибся: он отметил «подпоручики же» как «подпоручик Киже». Дальше мифический персонаж получал звания, и однажды пришло время произвести этого «Киже» в полковники. Император захотел видеть его, все кинулись искать героя и выяснили, что это ошибка. Чтобы оправдаться перед императором, ему сказали, что Киже умер. Тогда император вздохнул и сказал: «Жаль, храбрый был вояка».

«Так что мы в качестве гимна можем спокойно петь «На недельку, до второго, я уеду в Комарово», – смеётся Владимир Сухацкий. – Кемерово – это антропоним: город назван в честь человека. Ведь все фантазии – это желание притянуть Кемерово к углю. Изначально было желание переименовать Щегловск, потому что здесь находился Кемеровский рудник. Он был мощнейшим, одним из центров угольной промышленности всего СССР. Что крайне важно, тут работала железнодорожная станция Кемерово, и Кемеровский рудник был связан с Коксохимом. Во времена АИК «Кузбасс» везде в мировой прессе фигурировало название «Кемрудник». У голландцев, которые здесь родились, место появления на свет указано как «Кемрудник». То есть Кемерово было более понятно, чем Щегловск. Поэтому у советских властей возникла совершенно справедливая мысль. Село Щеглово – это ведь народное название, официальное же – Усть-Искитимское», – говорит Сухацкий. 

В целом же краевед не согласен не только с самой популярной версией происхождения топонима, но и с официальным возрастом областного центра. Владимир Сухацкий, по его словам, придерживается общепринятых мировых стандартов, когда летоисчисление населённого пункта ведут либо со времён археологических раскопок, либо с первого письменного упоминания: статус города или села – это вторичное. В данном случае, по мнению журналиста, Кемерово ведёт свою историю с 1698 года, когда тобольский картограф Семён Ремезов впервые упомянул деревню Красную (Красный Яр). 

Ещё материалы по теме

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
Яндекс.Метрика