25 мая 2017 в 18:36 Общество

Последний матч: кто ответит за гибель футболистов-юниоров

Микроавтобус с девятью футболистами команды «Кузбасс имени Раздаева» попал в аварию на трассе Кемерово–Ленинск-Кузнецкий 7 августа. Ребята возвращались с соревнований в Новокузнецке. 17-летний Николай Лаврухин погиб на месте, его друг Никита Миков скончался в больнице спустя 50 дней после аварии. Ещё шесть ребят получили травмы.

16 мая Кемеровский районный суд вынес приговор 19-летнему Александру Метелёву, который управлял микроавтобусом Hyundai Starex с юными футболистами. Водителя приговорили к 3,5 годам колонии-поселения с последующим лишением прав на три года.

Но близкие не согласны с приговором. «Газета Кемерова» встретилась с семьёй погибшего спортсмена и выяснила, как родные выживают после гибели мальчика, почему добиваются закрытия «Футбольной лиги Кемеровской области» и кого накажут за гибель футболистов.

 

Жизнь без Никиты и Коли

Комната Никиты, в которой сейчас живёт его младший брат, осталась практически неизменной: на столе – все завоёванные на состязаниях кубки, больше десятка медалей, а также толстая папка с грамотами из музыкальной школы. 

Мы беседуем с Александром Миковым, отцом 18-летнего футболиста. Он наотрез отказывается фотографироваться, но готов говорить о сыне. Рядом с хозяином дома всё время сидит пушистый серый кот.

«Питомец стал неуправляемым: всю квартиру изодрал после смерти Никиты. Он тоскует. Нам нужно ремонт делать, а вот никаких сил и желания совсем нет. Мы с женой по двое суток не спим, таблеток наглотаемся, только тогда немного легче становится: мозг-то должен отдыхать», – делится Александр Михайлович.

У Никиты был идеальный слух. Он с красным дипломом окончил музыкальную школу по классу «Фортепиано» и «Баян», а незадолго до смерти сам научился играть на гитаре.

Как рассказывает Александр Миков, он сам в юности любил футбол, поэтому решил отдать сыновей в этот вид спорта. Сначала Никите больше импонировала музыка, но со временем мальчик увлёкся спортом и в 15 лет получил первый взрослый разряд.

«Мне Никита как-то из Осинников звонит: «Пап, ты знаешь, против кого я играл? Против Александра Головина! И он меня ни разу не обыграл». Я сначала не поверил, позвонил другим парням, они подтвердили.

Скоростные данные у сына были очень хорошие. Он очень выносливый был. Его «Футбольная лига» хотела в дубль «Томи» продать, но Никита говорил, что не видит себя в профессиональном футболе.

Учиться хотел. Поступил в университет в Томске. У него память отличная была: математический склад ума – физику хорошо знал… Хороший был парень, одарённый, учился хорошо, был постоянно занят. Тренировка футбольная заканчивается – он идёт на баскетбольную площадку или в тренажёрный зал. У него был такой дар – замечать детали, на камеру это фиксировать, вот альбом с его фотографиями», – говорит Александр Михайлович сдавленным голосом. На его глазах – слёзы, которые он не в силах сдержать.

На телефоне Никиты, который лежит в гостиной, его отец показывает снимки: с экрана смартфона на нас смотрит высокий парень с доброй улыбкой и сияющими глазами – счастливый и энергичный.

«Мы когда его в больнице увидели вдалеке, даже не узнали: руки сильно накачал – думали, мужик какой-то лежит. Потом присмотрелись – а это сынок наш. Он, конечно, сильно охал. 

Когда он пришёл в сознание спустя 30 суток в больнице, мы задавали ему простые задачи, мол, реши дважды два, например, а он в ответ кивал. Говорить и писать не мог, только головой показывал, правильно или нет. Врачи говорили, что овощем будет, а парень выжил. Мы его спрашивали: «Сынок, ты помнишь «Отче наш»? Если помнишь, читай», – рассказывает Александр Миков.

Надежда близких оборвалась утром 26 сентября: юноша умер от множественных травм в третьей городской больнице во время операции.

После смерти сына Александр Михайлович специально зарегистрировался в социальных сетях, чтобы создать группу памяти Никиты. В сообществе состоят одноклассники, родственники и все те, кто знал юного спортсмена. Сюда папа выкладывает фотографии и видеозаписи с сыном, его грамоты, а также делится своими мыслями и новостями о ходе уголовного дела.

Семья другого погибшего тоже решила увековечить память о дорогом человеке: близкие Николая Лаврухина раздают знакомым сувенир в виде сердца с цифрой 13 – игровым номером Коли.

 

«Наши дети погибли за 1 500 рублей?!»

Кемеровский районный суд признал виновным водителя Hyundai Starex – 19-летнего Александра Метелёва – в части 5 статьи 264 «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц» и приговорил к 3,5 годам лишения свободы в колонии-поселении.

По мнению родственников жертв, это слишком мягкое наказание, и они добиваются изменения статьи на 238-ю, которая предусматривает ответственность за оказание транспортных услуг, повлекших по неосторожности смерть двух и более лиц. 

«Сам Метелёв на суде сказал: «Когда я установил колесо с грыжей, я старался брать заказы только по городу». Хотя по-хорошему машина вообще не должна была выезжать на дороги: сзади стояла зимняя резина с износом 70%, спереди – всесезонная резина, изношенная на 50%, а диски не соответствовали шинам.

Водитель ехал по трассе с высокой скростью, совершил обгон. В итоге зимняя резина нагрелась, при этом на протекторе уже была грыжа, которая и лопнула от высокой температуры.

Как сказали эксперты, при рекомендуемой скорости 90 км/ч Метелёв мог бы избежать наезда на отбойник. К тому же, в микроавтобусе Hyundai Starex предусмотрено 12 посадочных мест – для управления таким транспортным средством нужна категория D, а не В, как у Метелёва.

Выяснилось, что отец – индивидуальный предприниматель, занимающийся пассажирскими перевозками, – пообещал сыну гонорар в 1 500 рублей за этот заказ. Получается, что наши дети погибли за 1 500 рублей?! Метелёв плачет на суде: «Как мне жить с этим?». А нам как жить, родителям?».

По словам Александра Микова, самое интересное – это то, что данному Hyundai Starex во время страхования сделали пометку: «Не может использоваться в качестве такси».

«Для этого нужно платить больше налог, техническое состояние жёстче проверяется. В итоге его зарегистрировали как категорию В», – продолжает Александр Михайлович.

В августе 2016 года в отношении перевозчика возбудили уголовное дело по статье «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности...». Как сообщила «Газете Кемерова» старший помощник руководителя управления СК по связям со СМИ Надежда Ананьева, расследование продолжается.

Согласно постановлению правительства РФ, устанавливающему требования к транспортному средству, документации и водителю, перевозящему группы несовершеннолетних от восьми и более человек, автомобиль должен иметь исправное техническое состояние, подтверждённое документально. 

Фото: Последний матч: кто ответит за гибель футболистов-юниоров 2

Галина Шахова, генеральный директор компании «Линия права»:

– С 1 июля этого года вводятся дополнительные требования к транспортным средствам для перевозки групп детей и подростков: возраст автобуса не должен превышать 10 лет, также должно быть наличие спутниковой системы ГЛОНАСС. 

Водители, управляющие автобусами при перевозке детей, должны иметь стаж работы на транспортном средстве категории D не менее одного года из последних трёх календарных лет, не привлекаться к административной ответственности в течение последнего года по отдельным правонарушениям в области дорожного движения. Также им необходимо пройти предрейсовый медицинский осмотр и инструктаж по безопасности перевозки детей в соответствии с правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов.

Страхование жизни и здоровья является добровольным. Однако ответственность перевозчика на случай причинения вреда, в том числе жизни и здоровью пассажиров, должна быть застрахована.

 

Соревнования, которых не было

Но не только предприниматель-перевозчик и его молодой сын, который сел за руль микроавтобуса, должны быть наказаны, считает Александр Миков.

«Я пишу во все инстанции, чтобы закрыли общественную организацию, четвёртый год подряд проводящую неофициальные областные соревнования, – «Футбольную лигу Кемеровской области», учредителями которой являются Кривошеев, Дмитриев, Раздаев, Казаков и Крижановский.

Согласно федеральному законодательству, у организаторов таких турниров должны быть договоры со стадионами и муниципалитетами, а также справки о медобследовании игроков. Когда есть контроль, чётко обговаривается, на чём будут перевозиться участники, с кем составлен договор…

Кроме того, любые соревнования должны входить в Единый календарный план. А этих соревнований не было, они коммерческие. Ни Департамент молодёжной политики и спорта, ни Федерация футбола Кемеровской области не подписывали согласия на их проведение», – рассуждает отец Никиты Микова.

Александр Миков обратился в прокуратуру Кузбасса с просьбой проверить законность деятельности общественных организаций «Федерация футбола города Кемерово» и «Футбольная лига Кемеровской области».  Но нарушений в их работе правоохранители не нашли.

«Сведений об осуществлении «Федерацией футбола города Кемерово» и «Футбольной лигой Кемеровской области» предпринимательской деятельности, в том числе противоречащих целям, в ходе проверки не установлено. Целями лиг являются развитие и популяризация футбола в Кузбассе, укрепление здоровья граждан, формирование здорового образа жизни, а также организация и проведение спортивных соревнований», – сказано в официальном ответе.

В Департаменте молодёжной политики и спорта Кемеровской области пояснили, что не могут дать оценку работе «Федерации футбола города Кемерово» и «Футбольной лиге Кемеровской области». Поскольку администрация региона не является учредителем этих общественных организаций и не может их контролировать.

Но  при этом чиновники подтвердили: в Едином календарном плане не было соревнований по футболу в Новокузнецке, состоявшихся 7 августа 2016 года.

«Департамент не согласовывает проведение мероприятий, не включённых в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий на 2016 год, а также в Региональный календарный план официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, проводимых на территории Кемеровской области на 2016 год. Это исключает любое бездействие департамента.

Также ведомство не является организатором или учредителем неофициальных спортивных и физкультурных мероприятий, тем более не организует и не осуществляет перевозку спортсменов и не может повлиять в подобных ситуациях на волеизъявление спортсменов, организаторов, учредителей и их родителей», – говорится в документе, который получил Александр Миков.

Бывший тренер команды «Кузбасс имени Раздаева» Олег Кривошеев, которого вместе с начальником управления культуры, спорта и молодёжной политики администрации Кемерова Ольгой Карасёвой и директором МАУ ДО «СДЮСШОР по футболу» Владимиром Коноплёвым сняли с должностей после ДТП, отказался комментировать ситуацию.

Правда, сломленных горем родственников уже не утешат никакие слова, ведь их мальчиков уже не вернуть.

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
Яндекс.Метрика