Кемеровская благотворительная организация «Пища жизни» кормит бездомных горячим обедом дважды в неделю. По средам волонтёры приезжают с угощением в Центр социальной адаптации населения, где живут люди, оставшиеся без семьи и крыши над головой. По субботам – встречаются со своими подопечными на улице.
В Новокузнецке работает команда «Кузня добрых дел». Добровольцы раз в неделю приезжают в Дом временного и ночного пребывания и готовят на его кухне вкусный ужин для его жителей.
«Газета Кемерова» присоединилась к команде волонтёров из областного центра, чтобы понять, кто сегодня делает добрые дела и почему внимание и сочувствие согревают не меньше, чем тарелка горячего супа.
«Стоят весь день на ветру, голодные»
В среду в 10:30 я подхожу к зданию на Кузнецком, 55. В нём находится кухня, где «Пища жизни» собирается дважды в неделю. У входа меня уже встречают.
– Здравствуйте, я – Виктория Львовна! – говорит круглолицая кареглазая женщина в поварской шапочке и фирменном оранжевом фартуке. Вместе мы спускаемся вниз. – Сегодня нам нужно накормить 75 человек, зимой число порций переваливает за сотню. Мы приготовим горошницу, гречневую кашу и овощное рагу, а также кекс с ванилью и овсяными хлопьями. В нашем меню – вегетарианские блюда. Они наиболее доступны и полезны практически всем.
Виктория Львовна рассказывает, что работает в вузе уборщицей и больше года готовит для «Пищи жизни». Спрашиваю, что привело её сюда, и получаю короткий ответ – хотелось заботиться о ком-то.
У шкафчика для верхней одежды спутница вручает мне такой же фартук, белую косынку и тапочки. Быстро переодеваюсь, мою руки и спешу на кухню. Здесь уже работают волонтёры – две пожилые женщины.
В комнате просторно и уютно. Большой холодильник, две печи с четырьмя конфорками. На столе – нарядная клеёнка с рисунком из спелых ягод. У стены стоит коробка с пластиковыми стаканчиками для угощения и корзина с овощами: кабачками, морковью, капустой. В комнате пахнет горячим обедом – на плите томится горошница с маслом, кориандром и тмином. Готовят здесь по-домашнему – как для себя.
Виктория Львовна испекла кекс.
Мне вручили трёхкилограммовый пакет гречки.
– Перебери её, пожалуйста, тщательно, чтобы не было пшеничных зёрен и сора. Будь внимательна, хорошо?
Киваю головой и распечатываю упаковку. Гречневые ядрышки с шорохом высыпаются на стол.
Рядом – Нина Викторовна Жигалова, на кухне все зовут её «шефом». Бездомным она помогает много лет. Пока перебираем гречку, моя новая знакомая рассказывает, что 32 года работала на заводе «Химволокно» – сначала в цехе, потом в гардеробе, когда тяжело заболела мама и нужен был более гибкий график. Сейчас она на пенсии. Начала готовить для голодных ещё до прихода в «Пищу жизни».
– У храма видела людей с протянутой рукой – стоят весь день на ветру. Подумала: они же голодные! Стала готовить, приносила простую и сытную еду: каши, картофель, горошницу. Так и повелось. Сначала дома варила, потом уже в «Пищу жизни» пришла. У нас целая команда поваров! Сегодня мы готовим, в субботу уже другие люди придут. Многие хотят помогать бездомным. Это помещение нам дают в пользование бесплатно дважды в неделю. Вы напишите об этом обязательно, мы благодарны…
– Вы знакомы с кем-то из ваших подопечных?
– Конечно. Есть люди, с которыми мы встречаемся постоянно – здороваемся, справляемся об их делах. У нас есть знакомая, которая просит милостыню на одной из городских улиц. По субботам мы оставляем около 20 порций обеда ей, чтобы раздала тем, кто в нём нуждается. И ей нравится помогать, она всегда охотно это делает.
Тяжёлые кастрюли с будущей гречневой кашей мы относим на плиту.
– Всегда своим подружкам говорю: осталась еда дома – положите её в стаканчики от сметаны, а потом в сумку. Встретишь бездомного человека – накорми. Вроде бы, простое дело, а кто-то будет сыт. И почувствует заботу, душой отогреется, – говорит Нина Викторовна.
«Человеку без дела никак нельзя!»
Нина Викторовна отправляет меня на обработку овощей. Тщательно мою кабачки и картошку, потом чищу.
– Откуда эти овощи?
– Кабачки – с моего участка, сама растила, – с гордостью говорит «шеф». – Вместе с мужем мы ухаживаем за грядками, трудимся всё лето. Картошки в этом году уродилось мало, а вот кабачков и тыквы – хоть отбавляй. На целую зиму хватит, буду сюда приносить! Картошку, морковь, зелень пожертвовали нам горожане. Многие помогают нам продуктами или деньгами.
Когда денег у волонтёров не хватает, они покупают продукты сами. Нина Викторовна говорит, что в Центре адаптации и на городских улицах их ждут – нельзя допустить, чтобы люди остались без еды. Позднее я замечаю, как моя собеседница незаметно для остальных опускает деньги в стеклянный куб для сбора пожертвований – в субботу запас продуктов придётся пополнять.
Галина Васильевна – пожилая, молчаливая – шинкует капусту для овощного рагу. Я встаю рядом и нарезаю картофель и кабачки кубиками. Спрашиваю у соседки:
– Не слишком мелко получается?
– Я пришла в третий раз, сама не знаю, как тут принято готовить, – смущённо отвечает она. – Пока делаю всё так, как мне объясняют. Вообще мне нравится здесь. Дома сидеть скучно. Человеку без дела никак нельзя!
Рядом Виктория Львовна замешивает тесто для кекса. Над столом поднимается сладкий аромат ванили. Галина Васильевна смеётся:
– Моя дочь, когда была маленькая, нашла пакетик с ванилином и решила его попробовать. Видели бы вы её огорчённое личико: «Мама, почему же он такой горький!».
И вот она улыбается, на щеках заиграл румянец. Освоившись, начинает рассказ о полезных травах и народных средствах, сетует, что не собирала облепиху в этом году. Ей хорошо здесь – с новыми приятельницами, в тёплой и почти домашней обстановке.
Меньше чем через час еда готова. Душистая гречка, пряная горошница и золотистое овощное рагу, приправленное зеленью и специями. Мы раскладываем обед по пол-литровым стаканам, сверху на крышку кладём по куску кекса и запаковываем в целлофановый мешок.
К 14.30 на кухне появляется Леонард – волонтёр «Пищи жизни», системный администратор. Он каждую неделю отвозит еду на своей машине в Центр социальной адаптации и «Социальную гостиницу». Сегодня мы отправляемся с ним.
Пять минут без одиночества
Приезжаем в Центр социальной адаптации и поднимаемся на второй этаж. В первой комнате нас встречает пожилой человек – седина, мягкая, доброжелательная улыбка и ямочки на щеках. Он немного смущён: перед нашим приходом собирался перекусить, на блюдце – кусок хлеба и кусочек сала. Благодарит за угощение:
– Спасибо, как хорошо, что вы пришли, я тут как раз чайник вскипятил… Может, вам чайку?
У меня в горле комок. Вежливо отказываюсь, а в голове крутится мысль: как этот человек оказался здесь?
Мы угощаем его и выходим из комнаты, оставив на столе порции обеда для его соседей тоже – они ушли на прогулку.
– Пожилых людей здесь много. Иногда человек лишается дома, по разным причинам: пожар, квартирное мошенничество, – делится Нина Викторовна, пока мы идём по коридору. – А кто-то уходит из дома сам, чтобы детей или внуков не тяготить. Семьи бывают разные. Поэтому так тяжело приходить сюда – переживаешь, сердце болит, а сделать ничего нельзя. Условия в Центре хорошие: есть постель, обед и уход – но близких никто не заменит.
Таких же пенсионеров мы встретим сегодня и в «Социальной гостинице», где за место в комнате люди платят по 120 рублей в месяц. Многие из них одиноки. Как и другие жители приюта на Предзаводской – погорельцы, бывшие заключённые, которых дома не ждали, люди с наследственным алкоголизмом и другими проблемами. Никто из них не выбирал такую судьбу. Встреча и короткая беседа с волонтёрами для этих людей – долгожданное событие, едва ли не праздник. И дело даже не в еде – в общем-то, нехитрой, – а в душевной теплоте.
Мы раздали обеды и покидаем Центр. На выходе нас догоняет один из наших новых знакомых – смешливый мужчина с обветренным лицом. Он берёт меня за руку и высыпает в неё горсть карамелек:
– Угощайтесь! Ешьте, не стесняйтесь, нам ведь тоже хочется вас угостить. Только приезжайте снова, пожалуйста… Мы вас очень ждём!
«Есть мы не хотим, нам бы просто поговорить»
Игорь Антонов – будущий психолог, волонтёр проекта «Ночной автобус» в Санкт-Петербурге, который запустила известная на всю страну общественная организация «Ночлежка». Пять дней в неделю он выезжает в разные районы северной столицы, чтобы раздать горячую еду бездомным, малоимущим и временно безработным. За один вечер к волонтёрам обращается в среднем по 150 человек.
Мы созвонились с Игорем Антоновым перед рейсом «Ночного автобуса», чтобы поговорить о ценности общения и поддержки.
– Горячий обед или ужин для бездомных – это не просто еда, а душевная помощь: участие, забота, общение. Многие из них оторваны от социума. Зачастую общество относится к бездомным людям равнодушно или даже агрессивно. Поэтому им очень важно по-человечески поговорить с кем-то, поделиться проблемами, не чувствовать себя отвергнутыми.
На стоянках «Ночного автобуса» мы относимся к каждому с уважением, как к личности. Люди чувствуют это и ведут себя так же. У нас мужчины пропускают женщин вперёд, никогда не бывает драк в очередях, редко приходят пьяные.
Иногда кто-то скажет: «Есть я не хочу, пришёл просто поговорить». Порой они хотят поблагодарить нас или что-то спросить, какие-то элементарные вещи. Например, узнать прогноз погоды или услышать последние новости. Когда у нас случаются редкие перебои с едой, извиняюсь: «Ребята, у нас супа нет, к сожалению. Сегодня только по стакану чая и куску хлеба». И 50 голодных людей говорят: «Ничего-ничего. Хорошо, что вы просто приехали».
Порой люди оказываются на улице из-за своих страхов и конфликтов. Я встречал мужчину, который боялся вернуться домой, потому что ничего не заработал. Уехал на заработки, его обворовали – так часто бывает. И он думает: либо я вернусь на белом «Мерседесе» с пирожными, либо не поеду вообще. Тогда я объяснял ему: «Дома тебя ждут дети, родители пожилые, подумай о них…». И это помогло.
Или ещё случай. Пришла женщина к «Ночному автобусу» и рассказывает, что подростки избили её, облили бензином и подожгли. Кому она ещё может пожаловаться? Выслушал и попросил её пойти в полицию, написать заявление. Она ответила, что её там не станут слушать. Я ей: «А ты пробовала? Сходи и возвращайся ко мне завтра с любым результатом». У человека уже цель появилась и какая-то надежда. У неё действительно заявление приняли и сказали, что преступников этих уже ищут.
У нас был подопечный, у которого я долгое время выведывал, откуда он приехал. Сам не рассказывал, а мы хотели найти его семью. Однажды я невзначай спросил: «У тебя на родине фрукты, наверное, вкусные». Мужчина ответил: «Да, в Таджикистане прекрасные фрукты». В другой день узнал, из какого он города, в третий – как его фамилия и кем он до этого работал. Так удалось собрать информацию. В Москве мы нашли его брата, который приехал за ним. Они помирились и теперь живут вместе. Таких историй действительно много!
И мы сейчас говорим не о профессиональной помощи, а о простом человеческом участии. В России у бездомных почти всегда есть положительный опыт в прошлом. Люди теряют социальные навыки, забывают о нормальной жизни, но при этом часто рассказывают о квартире, хорошей работе, семье – о том, что они потеряли. Иногда, чтобы вернуться к нормальной жизни, им нужна помощь юристов, социальных работников, других служб. А порой – разговор по душам.
Каждый из нас может помогать бездомным. Не пройти мимо, не отвернуться, не побояться спросить у человека, что с ним происходит. С вашей помощью он может увидеть ситуацию под другим углом. У обычных людей такие разговоры происходят на кухне или в офисных курилках. Бездомным не с кем поделиться – а это необходимо, чтобы разобраться в себе и не чувствовать себя одиноким.