Въезд в Сосновый бор Кемерова на автомобилях объявили закрытым. Дорогу перекрыли на время летнего противопожарного сезона, пообещав до конца 2014 года придать лесу статус особо охраняемой природной территории и тогда уже запретить туда въезд окончательно. И хотя знаки, шлагбаум и аншлаги установили уже сейчас, желающих проникнуть в бор на машинах по-прежнему много.
Оградить лес от автомобилей пытались и раньше, но шлагбаумы с корнем вырывали, бетонные блоки с дороги откидывали, а рвы засыпали обратно. Магистральное направление для большинства автомобилистов – смотровая площадка возле Поклонного креста, где стоят беседки с мангалами и просто красиво. Днем туда едут пожарить шашлык и полюбоваться видом, а ночью в придорожных кустах в основном паркуются парочки.
Когда летом 2012 года администрация города развернула первую масштабную акцию по очистке Соснового бора от мусора, оттуда вывозили по несколько контейнеров пластика, веток, стекла и прочего хлама за одну уборку. С тех пор власти стали к лесу внимательнее: поставили мусорные баки, всерьез заговорили о присвоении бору особого статуса, весной текущего года установили новый шлагбаум, а в конце мая и вовсе появилось заявление о том, что ситуация с бором взята под личный контроль Тулеева.
О том что в бору решено запретить любое строительство, публично заявил мэр Ермаков, когда осенью 2013 года участвовал в посадках деревьев на территории бора. Отдельно градоначальник высказался по вопросу о строительстве канатной дороги, который в течение длительного времени обсуждался в Кузбассе и был в итоге решен не в сторону строившей планы по освоению леса компании. Реализовать проект и создать рекреационную зону в сосновом бору планировало ООО "Кузбасс Капитал Инвест". Объем инвестиций оценивался в 167 миллионов рублей, площадь освоения – 6,5 гектара земли. Кроме того, администрация совместно с прокуратурой взялась выяснять обстоятельства, при которых в частных руках оказался участок земли под лыжной базой. Как пояснили "Газете Кемерова" в администрации города в мае текущего года, в настоящее время 375 гектаров леса находится в муниципальной собственности.
До того как власти всерьез озаботились состоянием бора, автомобили попадали на Поклонный крест прямиком по центральной гравийной дороге, портя лесной воздух и доставляя неудобства бегунам и гуляющим. Появление шлагбаума задачу усложнило, и водители стали использовать объездные варианты, проезжая на гравийку, например, через соседнюю Аллею героев.
Теперь, когда за бор взялись по-серьезному, центральный вход больше похож на КПП, чем на бесхозный лесной участок. Установлены запрещающие знаки, кругом натянуты оградительные красно-белые ленты и расставлены аншлаги. А за шлагбаумом стоит чоповская "дежурка", которая пропускает исключительно пеших и велосипедистов. Несмотря на эти препятствия, особо упрямые люди на машинах проехать в бор все равно умудряются.
"Мы с друзьями гуляли по бору 9 Мая. Прошлись до креста и уже возвращались обратно, когда навстречу нам друг за другом проехало три автомобиля. Было около девяти вечера, и дежурной машины, которая часом раньше пропустила нас, возле шлагбаума уже не было, – рассказала "Газете Кемерова" Яна Тютчева. – Автомобили были украшены георгиевскими лентами и символикой Дня Победы, люди в них были явно пьяными. Они шумели, улюлюкали, пили пиво. Кто-то сидел в багажнике, еще один ехал на капоте. Компания проехала мимо нас в сторону Лысой горы".
По словам жителя Рудничного района Ивана Сергеева, который в течение многих лет занимается в бору физкультурой, вечером стремящихся в лес автомобилистов становится в разы больше. "Вечером тут такое начинается, что вообще. С 22.00 и до утра едут друг за другом, целым потоком. Обычно везут девушек. Если приходишь заниматься в вечернее время – то и дело на них натыкаешься", – пояснил Иван.
Как рассказал "Газете Кемерова" физкультурник, сейчас есть несколько возможностей проникнуть в бор на машине. Самые наглые едут напрямую через шлагбаум, когда рядом с ним нет "дежурки". Для проезда они используют небольшой зазор между гравийной дорогой и лесом, который позволяет "протиснуться" стандартному легковому автомобилю. Другие проезжают, не особо смущаясь, на Аллею героев и сворачивают на гравийку прямо в районе памятника солдатам. Более осторожные водители сначала берут несколько влево – в сторону СДЮШОР №3 – и поворачивают на центральную дорогу уже оттуда. В обоих последних случаях они едут буквально по деревьям – в самых ходовых "свертках" образовалась накатанная колея и видны следы колес.
"В тех местах, где чаще всего проезжают машины, в последнее время начали ставить ловушки – бетонные блоки, насыпи, рвы. Ситуацию в общем это улучшило, но спасает не всегда – некоторые негодяи на колесах не обращают внимание и на это", – отмечает Иван.
Уменьшение количества машин в бору – на пользу не только самому лесному массиву, но и людям, которые приходят в лес подышать свежим воздухом и позаниматься спортом. Например, бегунам. "Бегать стало намного лучше. Раньше во время пробежки то и дело приходилось отвлекаться на проезжающие мимо автомобили. Еще и потому, что некоторые водители не особо обращали на нас внимание и часто даже не притормаживали. Очень хорошо, что эту проблему начали наконец-то решать", – высказался житель Кемерова Дмитрий Шеханов, который бегает в Сосновом бору около 10 лет.
В городской администрации "Газете Кемерова" сообщили, что придание бору статуса особо охраняемой природной территории позволит "постоянно или временно ввести ограничения любой хозяйственной деятельности, а также проезд транспортных средств". В мэрии уточнили, что размещение торговых точек типа кафе в бору не предусмотрено, а запрет на разведение костров не ограничивается действующим до 20 октября пожароопасным сезоном и актуален в любое время года.
Как писала "Газета Кемерова", по заказу мэрии ученые провели исследование леса и предложили разделить его на три зоны – зону покоя, прогулок и отдыха. Первую, занимающую порядка 30% территории, предлагается организовать в глубине бора, где запретят прокладывать дороги и разводить костры. Для прогулок планируется отдать 58% леса, под зону отдыха – оставшиеся 12% территории в районе Лысой горы. В ходе комплексного исследования бора было обнаружено пять видов животных и девять видов растений, внесенных в Красную книгу Кузбасса. Придание лесному массиву статуса заповедника назвали возможным после прохождения госэкспертизы и получения заключения экспертно-консультативного совета.
Повлиять на ситуацию вокруг Соснового бора могут не только указания сверху, но и каждый житель города. В настоящее время на сайте мэрии открыто голосование, в котором людям предложено выразить свою точку зрения по нескольким важным в этой теме аспектам. Как сложится дальнейшая судьба леса, зависит и от его результатов тоже.