gazeta.a42.ru
4 сентября 2012 в 14:05
  • 12212

Художник-провокатор и его 12 стульев

Фото: Художник-провокатор и его 12 стульев 1

Кемеровский художник Сер-Йога Шалютин, а в миру Сергей Кукушкин – личность известная, местами даже скандальная. На его счету десятки экстравагантных композиций и безумных инсталляций и креативных творений. Кукушкин – яркий представитель мастеров современного искусства.

Таким эпатажным художник был не всегда. Кукушкин родился в 1966 году в Норильске, в обычной шахтерской семье. В пять лет переехал в Междуреченск, отец получил работу на "Распадской". Рос Сережа ребенком тихим и неприметным. Во дворе и школе мальчика постоянно лупили, а уроки давались с трудом. Кукушкина даже хотели отправить в специальную школу, но ситуацию спасла мама, которая, бросив работу, села за парту рядом с сыном. Постепенно Сергей адаптировался и школьная жизнь наладилась.

Многие художники открывают свой талант еще в детском возрасте, но Сергей даже здесь отличился. К рисованию он пришел довольно поздно – в армии. "Я никогда не искал себе профессию, она меня сама меня искала, – рассказывает художник. – В армейке один "дед" в приказном порядке попросил меня нарисовать орден в его дембельском альбоме. Ну, куда мне было деваться – сделал. Изображение увидел замполит и притянул меня на оформительскую работу. Так всю службу ей и занимался".

Из армии Сергей вернулся в 1986 году. Никаких конкретных планов у парня не было. От нечего делать стал ходить на танцевальную площадку. "Танцы – это моя страсть. Двери танцпола открывались в шесть часов, но в это время никто не плясал, слишком светло. А мне было все равно, – смеется Кукушкин. – Я первый день так поплясал, прихожу на следующий день, начинаю танцевать, вдруг меня окружают крепкие ребята. Ну, думаю, все, пропал! Как вдруг подходит к нам мужичок такой неказистый и как цыкнет на них, они и разбежались. Оказалось, что мужик тот непростой, под "химией". Так в Союзе называли принудительные работы".

Осужденные обязаны были работать на предприятиях, а вечером возвращаться в общежития, которые охраняла милиция. Иногда у них были увольнительные, тогда они гуляли по городу. Имени и лица этого мужчины Сергей уже не помнит, но до сих пор во многом ему благодарен. "Химик" оказался человеком интересным, дал Сергею пластинки с рок-группами и познакомил с группой живописцев, которые приехали в Междуреченск. Кукушкин стал рисовать вместе с мастерами. Свои работы отвез в кемеровское художественное училище, сдал экзамены и стал студентом отделения керамики.

Художник-провокатор и его 12 стульев 5"Студенческие годы для меня пронеслись незаметно, – говорит Сергей. – В дипломе у меня записано, что я художник, а я себя таким не считаю. Керамист, график, скульптор может быть, но художник – это что-то высшее. Вне всего земного: быта, денег, работы…"

После того, как Сергей получил диплом, ему предложили заниматься керамикой и преподавать. Но Кукушкин решил переехать вместе с супругой в Юргу. Зачем – до сих пор не знает. Там он получает работу в художественной школе. "Шел 1991 год, полки магазинов были пустые, я по два часа стоял в очереди за молоком, – вспоминает художник. – Учительской зарплаты хватало только на еду. Промучившись, год, я решил вернуться в Кемерово и принял предложение директора родного училища. Приехал, и все завертелось".

Внутри творческого дневника

С 1999 года Сергей Кукушкин всерьез увлекается графикой. Говорит, что понял, что этот стиль, для него самый удобный и интересный. "Потому что здесь и сейчас я получаю результат, – говорит Сергей. – Рисую и вижу, как из-под карандаша выходит картинка. А ведь никаких особых материалов и приспособлений для этого не нужно. Графика меня устраивает больше, чем керамика, у меня к ней с самого начала душа не лежала".

Художник-провокатор и его 12 стульев 7Сергей завел себе графический дневник под названием "Играфика". Пробовал рисовать ежедневно, но композиции выходили сырыми, незаконченными. Позже он решил записывать свои мысли вперемешку с рисунками, но опять не вышло. Поэтому Сергей принял решение рисовать каждый день, но работать пока рисунок не будет закончен. "Этот графический дневник я вел в течение шести лет, – рассказывает художник. – За эти годы вышло более сотни рисунков. А началось все 19 января в канун Крещения. Идею придумали с моим коллегой Валерием Ананьевым. Он начал ежедневно рисовать акварельные листы, а я графикой занялся. Через год мы уже сделали с ним первую выставку с поэтичным названием – Листва". Графический дневник привел меня к моим будущим проектам".

Сергей Кукушкин взял себе творческий псевдонима – Сер-Йога Шалютин. Возникновение такого имени объясняет просто: "Сер-Йога" потому, что всю свою жизнь я занимаюсь арт-йогой. Творчество есть в каждом из нас, а йога – способность слышать себя. Образы возникают внутри в душе и проявляются наружу, в виде картин, скульптур, инсталляций. А фамилия Шалютин возникла от имени Шалю – это женщина, в которую я влюблен".

Кукушкин и провокация

Шел 2006 год, в Кемерово только-только начало просачиваться концептуальное искусство. Молодежь устала от пресного реализма и жаждала зрелищ иных, эпатажных. Приезжает выставка "Медицина и герменевтика", она-то и стала первой ласточкой, которая взбудоражило кемеровскую художественную среду. "Да, плевались живописцы и говорили, что это не искусство вовсе, а так – пародия и насмешка. Естественно не всем были понятны такие композиции, как коряга в гинекологическом кресле или хирургический шов во весь пол", – смеется Кукушкин.

Художник-провокатор и его 12 стульев 9Вскоре после скандальной выставки в город приезжает известный молодой художник Илья Гапонов с идеей провести фестиваль современного искусства "Арт-статус". "Илюша родом из Кемерова, обучался в нашем училище, но не закончил и уехал в Питер. Фестиваль ему разрешили, но с одним условием – без политики и порнографии, – хитро улыбается Сергей.

Для фестиваля Кукушкин создает красную композицию из керамики. Пять элементов: торс женщины, ягодицы и фаллос, яблочко и веник. Художник говорит, что композиция символизирует жизнь. Например, ягодицы символизируют "добро пожаловать", фаллос – "истинное начало", яблоко – "пролог жизни", а совочек якобы намекает на Советский Союз. Композицию художник выставляет в самом людном месте выставки, чтобы ни один человек не прошел мимо.

"Естественно фаллос решили убрать, слишком уж это смело для Кемерова. Но я отстоял, ведь ничегоХудожник-провокатор и его 12 стульев 11 порнографичного в композиции нет, – рассказывает художник. – Вроде в покое оставили. Но на закрытие выставки пришли официальные лица и мое творение с их глаз убрали. Я обиделся и решил их поблагодарить по-своему. Во время официального награждения вышел в центр зала, повернулся к ним спиной, снял штаны и поклонился. В зале громовая тишина. В этот же день меня уволили с работы. Училищу я отдал 15 лет, за это время стал одним из лучших преподавателей средне-специальных учреждений города. Но мои заслуги руководство не остановили, так я стал реставратором".

В 2010 году Кукушкин создал философский арт-проект ЖВВЕП, или жизнь во всех ее проявлениях. В ней отразилось отношение автора к тому, что происходит внутри и вокруг него. В своих композициях он размышляет, почему и как политика и экономика влияют на собственное "Я" человека. Инсталляции Кукушкина остры и интересны, в них полно агрессивного чувства юмора и глубокого смысла.

ЖВВЕП состояла из семи композиций, каждая из которых символизировала человеческий организм, органы. Например, "Распятье на распутье" – сердце.

Художник-провокатор и его 12 стульев 13"Каждый человек считает, что выбирает свой путь, а на самом деле выбора-то нет, за него все решают, – объясняет художник. – В центре композиции находится витязь нашего местного порядка – шахтер. В середине у него буква "Я". Вместо грудной клетки – шахтерская клеть, а душа – это красный шарик. Вверху РАЙ-исполком, внизу АД-министрация – это субстанции местного порядка. Все элементы соединяют красные ленты, как кровеносные сосуды. На самом распутье находятся дорожки диагональные к четырем кузбасским стихиям: вино, хлеб, снег и уголь. На кресте стоят "кузбасские деликатесы" – уголь и газета. А спереди и сзади находятся мишени из "свежих новостей": рулон туалетной бумаги из газеты и золотой ночной горшкок с углем. Своей композицией я постарался изобразить все, на чем завязана жизнь рядового кузбассовца".

В арт-проекте участвовали и графические работы художника. Правда, представил он их в весьма необычной манере. Композиция "Обезвоживание, как обезбоживание" состояла из 12 графических изображений, каждая – в отдельном коробе с водой. "Я предложил посмотреть людям сквозь воду. Она постепенно испарялась и картинка преображалась. Этим я хотел показать, что человек во время своей жизни лишается, теряет бога внутри себя, изменяется, – объясняет художник.

Художник-провокатор и его 12 стульев 15В этом году Сергей Кукушкин придумал смелую и эпатажную акцию. Каждый день, без перерывов и выходных, с 24 апреля по 12 августа, по 12 часов в сутки художник находился на крыльце областного музея ИЗО, расписывая стул за стулом.

"Сама по себе акция родилась из всех предыдущих. Я такой человек, мне хочется объединить в этой жизни все, – рассказывает художник. – И здесь картина на стуле, как вертикализация быта. Провокация в том, что функциональный предмет преодолевает бытовую ситуацию, а картина сходит до уровня быта. Грубо говоря, они синтезируются, соединяются между собой. Эта ситуация порождает в человеке сомнение: можно ли сесть на картину? С этической точки зрения садиться на них нельзя. А с другой стороны – это все-таки стул, почему бы на нем не посидеть. Поэтому данный проект универсален, что человек может выбирать эти вещи".

На проект "Вертикализация быта, или низкий поклон красоте" Сергей потратил 1326 часов. За это время художник расписал двенадцать стульев, каждый их которых не похож другой. Проект настолько измотал художника, что на время он хочет заняться какой-нибудь простой работой. Мечтает провести свой проект по миру и нарисовать в каждом из величайших городов по стулу.

Художник-провокатор и его 12 стульев 17

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
В купальниках или cвадебный? билайн назвал самый «качающий» спуск «Грелки»
Яндекс.Метрика