gazeta.a42.ru
6 марта 2015 в 11:32
  • 4900

Куда "тридцатник катит"

Фото: Куда тридцатник катит 1

В Прокопьевском драматическом поставили спектакль "Тридцать плюс", основа которого – непридуманные монологи тридцатилетних горожан. Для театра это уже вторая экспериментальная пьеса-вербатим, посвященная прокопчанам определенной возрастной группы. Проект открыл в прошлом сезоне спектакль "ПодростОК", который включен во внеконкурсную программу национального театрального фестиваля "Золотая Маска-2015" и 9 марта будет показан в Москве.

 

 

"Театр отдельно, а зрители – отдельно?"

 

Несколько лет назад театр небольшого шахтерского города сделал ставку на Новую драму, современную драматургию и громко заявил о себе на театральных фестивалях. В 2011 году со спектаклем "Экспонаты" был выдвинут на соискание главной национальной театральной премии – "Золотой маски" – сразу в трех номинациях и стал лауреатом этой премии в номинации "Приз критики". (За более чем двадцатилетнюю историю существования "Маски" больше ни один кузбасский театр на ее соискание не номинировался – прим. авт.).

 

___________________________


На фестивале "Золотая Маска" в 2015 году кузбассовцы покажут спектакли:

"Что случилось с Крокодилом?" – Кемеровский театр для детей и молодежи

"Иванов"  Новокузнецкий драматический театр

"ПодростОК" и "Это все она" – Прокопьевский драмтеатр

___________________________
 

В Прокопьевске ставили режиссеры, которые во многом определяют развитие театрального процесса в современной России – Павел Зобнин, Дамир Салимзянов, Семен Александровский, Руслан Маликов, Семен Серзин. Постановщик прокопьевских "Экспонатов" Марат Гацалов ныне является худруком Новой сцены питерской Александринки. Имена драматургов, пьесы которых ставились на прокопьевских подмостках в последние годы, тоже многое скажут тем, кто хоть немного следит за новыми тенденциями в отечественном театре: Николай Коляда, Евгений Гришковец, Иван Вырыпаев, Вячеслав Дурненков, Юрий Клавдиев, Максим Курочкин, Анна Яблонская.

Сцена из прокопьевского спектакля "ПодростОК", который 9 марта увидят московские зрители

Театр обратил на себя внимание ведущих театральных критиков и экспертов, но, на мой взгляд, остался недооцененным городской публикой. Впрочем, актер Прокопьевской драмы Сергей Жуйков со мной не согласен.

– Почему "театр отдельно, а зрители – отдельно"? – возражает Сергей. – Просто зрители бывают разные. Не может быть единого мнения. Кому-то ближе классика, кому-то – современная драматургия. На всех не угодишь. На каждый спектакль обязательно приходит человек, которому что-то категорически не нравится. И его могут раздражать не только современные авторы, но и, например, режиссерская интерпретация произведений Гоголя или Достоевского.

 

"Court" и "DOC"


Что касается техники "вербатим" ("дословно" - в переводе с латинского). Отправной точкой для драматургов, работающих в этой технике, являются интервью с людьми самими обыкновенными, на которых редко обращают внимание литераторы и журналисты. Драматурги могут перемешать, перемонтировать тексты этих интервью, но оставляют все оговорки, повторы, паузы и другие "нелитературные" речевые особенности. Пьесы-вербатимы сравнивают с литературой нон-фикшн. В новейшей истории развитие "вербатима" связано в первую очередь с британским Royal Court Theatre, а в России ее адептом стал московский "ТЕАТР.DOC". Семнадцать лет назад кемеровский театр "Ложа" поставил спектакль "Угольный бассейн", в основе которого непридуманные шахтерские рассказы.

Говоря о технике verba¬tim, можно вспомнить монодрамы Евгения Гришковца, начинавшего в той же "Ложе", и недавно поставленный в кемеровском Театре для детей и молодежи спектакль "Папа". В обоих случаях речь идет о так называемом автовербатиме, когда актеры рассказывают со сцены истории, произошедшие с ними самими. В репертуаре Кемеровского облдрамтеатра появилась пьеса "Кеды", близкая к вербатиму по стилистике. А сейчас там идут репетиции спектакля-вербатима, посвященного телеутам.

Куда тридцатник катит 5

Первый прокопьевский вербатим – спектакль "Горько"

"Городской вербатим" - истории людей, проживающих в том самом городе, где расположен театр. В Кузбассе первым профессиональным театром, рискнувшим поработать в этой технике, стал Прокопьевский драматический. Три года назад его репертуар пополнился спектаклем "Горько!", все эпизоды которого так или иначе связаны с ЗАГСом. Впрочем, саркастическое название – это в какой-то степени и характеристика провинциальной жизни. "Горько" - история "всевозрастная". Потом, уже в рамках проекта, о котором говорил в начале, появился спектакль о тинэйджерах "ПодростОК", который 9 марта увидят московские театралы и критики. Создателем этой пьесы-вербатима стал Вячеслав Дурненков – автор принесших прокопчанам "Золотую Маску" "Экспонатов" и соавтор пьесы о телеутах, которую сейчас репетируют в Кемеровском облдрамтеатре.

 

"Часики-то тикают"


Пьесу "Тридцать плюс", премьера которой накануне состоялась в Прокопьевске, написали (хотя к технике "вербатим" этот глагол применим лишь относительно) два молодых – обоим еще нет тридцати – уральских драматурга – Ярослава Пулинович и Полина Бородина. Обе – ученицы драматурга и режиссера Николая Коляды. Первая – лауреат всевозможных литературных и драматургических конкурсов, автор пьесы "Наташина мечта", которая успела побывать в афише, наверное, каждого второго российского театра (в Кемеровском областном эту пьесу поставил Юрий Темирбаев). Вторая пока не столь знаменита. Самая нашумевшая совместная работа Бородиной и Пулинович – пьеса "Башлачев. Свердловск — Ленинград и назад".

То, что получилось у свердловских драматургов в Прокопьевске, можно назвать произведением полудокументальным. Как собрать разные истории вместе? Клуб "Тем, кому за тридцать" не подойдет: почти у всех интервьюируемых семьи и дети. Драматурги придумали, что их герои когда-то учились в одном классе, и пятнадцать лет спустя пришли на вечер выпускников. Монологи подлинные. Прежде, чем актер начинает читать монолог, зачитывают краткую характеристику героя. Такие "отбивки" отделяют несочиненное от того, что, возможно, вымышлено.

Куда тридцатник катит 7

 

В современной драматургии, да и вообще в искусстве, жизнь тридцатилетних осмысленна гораздо меньше, чем проблемы стариков или подростков. Вроде бы, что про зрелых людей говорить? Уже не юные, еще не старые. Сами себе хозяева. И даже кризис среднего возраста еще не завтра. Как выразился один из героев, "тридцатилетний рубеж – поздняя молодость или ранняя мудрость". Но большинство историй, заинтересовавших драматургов, невеселые. Во время спектакля ловил себя на мысли: "Может быть, именно в тридцать человек и переживает какой-то самый трагический в своей жизни слом, не всегда это осознавая?". Время окончательного прощания с иллюзиями. Время осознания, что "часики-то тикают" (снова цитирую персонажа), жизнь не бесконечна. А для кого-то – время самых тяжелых потерь.

 

Простили… почти


Поставила "Тридцать плюс" выпускница РАТИ-ГИТИСа, режиссер Прокопьевского драматического Вера Попова. Она, к слову, постановщик и предыдущих прокопьевских вербатимов ("Горько!" - совместно с Маратом Гацаловым). Спектакли Поповой неоднократно включали во внеконкурсную программу "Золотой Маски". Она успевает работать не только в Прокопьевске. В прошлом году на Новой сцене Александринского театра состоялась премьера набоковской "Камеры обскуры" в режиссуре Веры Поповой.

Куда тридцатник катит 9

Спектакль о тридцатилетних Попова сочиняла вместе с двумя художниками – Алексеем Лобановым и Екатериной Андреевой. Черта между игровым и зрительским пространствами размыта почти полностью. На большой сцене деревянные скамейки и столы, за которыми актеры сидят вперемежку с публикой (сразу и не поймешь, кто актер, а кто зритель). А в роли Тамады - не актер, а звукорежиссер Андрей Вольф. Эдакое переходное звено между теми, кто спектакль играет, и теми, кто пришел его смотреть. Обстановка как в самом скромном кафе. На заднем плане зияющий пустотой зрительный зал. Иногда в нем включается свет, напоминая и о том, что герои после встречи в этом микропространстве снова вернуться в большой мир. И о том, что происходящее здесь – театр. Режиссер в очередной уже раз решала задачу: как не разрушить документальность пьесы и в то же время не превратить спектакль в монотонную читку? Кажется, авторам спектакля удалось соблюсти баланс. О костюмах героев очень сложно что-то сказать, но именно потому, что подобраны они точно. Безусловно, помогают создавать образы персонажей ("правильный" Депутат в строгом костюме и при галстуке, бесшабашный Музыкант в полинявшей футболке и потертых джинсах), но образы эти не выпячивают и не шаржируют.

Куда тридцатник катит 11

Как уже было сказано, актеры озвучивают ремарки, в которых даются характеристики действующих лиц, но далеко не всегда строго следуют этим указаниям. Что называется, находятся над образом. Играют не только персонажа, но и свое отношение к нему…

Вечеринка как вечеринка. В паузах между историями-исповедями участники дурачатся, танцуют и время от времени "хлопают по рюмашке". Для этого актерам не нужен реквизит. После очередного тоста они просто громко и синхронно ударяют ладонями по столу, буквализируя метафору. Тамада дежурно и безобидно балагурит, старается, чтобы ровесники поменьше говорили о грустном. Как всегда и бывает на встречах выпускников, кто-то начинает флиртовать с женщиной, которую в старших классах считал дурнушкой, а она, к его удивлению, с годами преобразилась, расцвела. Порой бывшие одноклассницы припоминают друг другу старые обиды и неподеленных парней. Но это все мелочи, да и чего не скажешь в подпитии. А в целом - все веселятся и радуются встрече.

Для каждого эпизода-монолога режиссер нашла свое решение. Самая трагическая история – монолог хозяина кафе Дениса (в этой роли Сергей Жуйков). В аварии погибла жена Дениса и серьезно покалечился сын. Рассказывая, Жуйков что-то лепит из теста. Вместе с ним, выстроившись в ряд за длинным столом, стряпают другие актеры. Пластичное тесто – как метафора хрупкого человеческого тела. И метафора человеческой судьбы, которую кто-то в любой момент может закрутить или вообще смять. Жуйков сдержан. Речь его спокойна, даже когда он рассказывает самые жуткие подробности катастрофы. О волнении свидетельствуют только длинные паузы… Участники эпизода вместо скалок раскатывают тесто бутылками. В финале монолога ставят эти бутылки вертикально. Немая сцена, ассоциирующаяся с поминками.

Куда тридцатник катит 13

Из историй женских самая неожиданная – монолог вагоновожатой Ирины (актриса Ольга Гардер). Экзальтированная женщина рассказывает, сколько (как оказалось!) мистического в ее профессии. Редко кому удается проработать всю жизнь без единого ДТП. Сцена погружена во мрак. Горят только карманные фонарики, напоминающие трамвайные фары в темное время суток. Клубится дым. Звучит тревожная музыка. Просто какой-то спиритический сеанс или оккультный обряд!

Из всех историй эти две – самые мрачные. На противоположном полюсе рассказ горняка Алексея (в этой роли Константин Тимофеев) о семейном отдыхе в Таиланде. Шахтер Тимофеева – добродушный мужичок с хитринкой. Такой с любым общий язык найдет – хоть бы и с тайцем! То и дело шутит, кажется, сам этого не замечая. Задается извечным вопросом: почему все-таки за границей можно жить и не пить, а у нас – никак не получается? Во время его монолога на заднем плане появляется экран, на который транслируются кадры, снятые в шахте. Другие герои спектакля – врач-нарколог, журналистка, домохозяйка… Самым непроясненным персонажем остался депутат Евгений (его играет Виталий Котов). Одноклассники его за что-то не любят, но так и не понятно – за что. Да, занимает высокий пост. Но рассказывает, что много работает, и ему, кажется, верят. Наверное, совершил в жизни какой-то гнусный поступок, о котором знают другие персонажи, но так и не сообщают зрителям. Перед тем как проститься, герои собираются в кучу, чтобы сделать общее фото на память. И резвятся как дети. И вроде бы все все друг другу простили, и даже Евгению… почти простили. И Денис, потерявший жену, нашел в себе силы жить дальше. Но все-таки эта безмятежная радость в финале кажется наигранной. Впрочем, абсолютные праздники без сучка, без задоринки и в жизни случаются нечасто.

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
В купальниках или cвадебный? билайн назвал самый «качающий» спуск «Грелки»
Яндекс.Метрика