gazeta.a42.ru
11 ноября 2009 в 17:25
  • 9515

Кузбасс на карте — белое пятно

Фото: Кузбасс на карте — белое пятно 1

Кузнецкий угольный бассейн снова надо открывать. Это не оговорка и не фантазия — угольные кладовые нашего региона требуют серьезной ревизии и переоценки. Причем, если при осмотре старых складских запасов на каком-нибудь предприятии или магазине за этим, как правило, следует существенная уценка товаров, то по отношению к угольным месторождениям все происходит с точностью до наоборот — цена угля в недрах может увеличиться в несколько раз.

Почему об этом речь зашла именно сегодня? Да потому что ставка на экстенсивное развитие нашего региона терпит фиаско. Многие еще ждут, что пора сверхвысоких цен на топливо и доступных кредитов вот-вот возвратиться и Кузбасс поедет по старой колее. Однако даже разработчики стратегии социально-экономического развития Кузбасса до 2025 года говорили об этом весьма скептически, ссылаясь на удаленность нашего региона от морских портов.
Ученые считают, что надо переоценивать не только угольные кладовые, но и прежние представления о том, как пользоваться тем богатством, которое в них лежит, назрела давно. Почему и зачем это нужно? Этот вопрос мы задали члену-корреспонденту РАН Геннадию Грицко.

А42: Геннадий Игнатьевич, кажется, что мы давно и все знаем про наш угольный край, но оказывается это не так?

- Нашими предшественниками сделано немало для изучения запасов угля Кузбасса, но это старый багаж, наработанный в первой трети 20 века, особенно во время первых пятилеток СССР, его надо пополнять новыми исследованиями и открытиями. Увы, но пока нам особенно похвалиться нечем — мы пользуемся старыми знаниями.
Какие геологические организации занимаются разведкой, оценкой, новыми классификациями, новыми направлениями в технологиях добычи и использования угля? Их давно нет, разведку недр серьезно никто не ведет. Для этого нужны специалисты. Сегодня вся геология развалена, и вузы почти совсем перестали выпускать шахтных геологов, а они нужны. Нужны приборы, лаборатории, специалисты. Это огромная работа. Это стронет с места Кузбасс. Пока наш регион остается на карте белым пятном. Нельзя жить в 21 веке теми знаниями, которые для нас добыл Михайло Волков и плеяда знаменитых геологов-угольщиков советского периода.

А42: Какие шаги необходимо предпринять?

- Угольные запасы необходимо оценить так же детально, как нефтяные и газовые месторождения, если бы для этого применялись современные методы, если бы они были подробно нанесены на карту и сопоставлены с технологиями переработки, то цена угля за счет тех химических элементов, которые в него входят, увеличилась бы в разы.
Нам нужны, например, эталонные хранилища угля, которые я видел в США. Там эти пробы — глыбы угля по сотне с лишним килограммов сохраняются в атмосфере инертного газа криптона и, таким образом, могут лежать в неизменном виде для исследований сотни лет. Если, например, исследователю требуется провести какой-то сравнительный анализ — ему от этого куска дают несколько граммов по специальной заявке. А мы не можем даже приблизительно сказать, какой уголь у нас в Кузбассе лежал и до сих пор лежит.
Одно совершенно ясно — многие месторождения с редкими запасами угля мы потеряли навсегда, потому что шахты, где он добывался, засыпали, затопили и прекратили всякие работы. Эталона этих углей у нас нет, и сравнить другие месторождения с ними по качеству теперь невозможно.
Кроме того, в том же Прокопьевско-Киселевском угольном районе добываются редкие марки коксующихся углей. Но даже один и тот же пласт меняет свойства и качество по мере увеличения глубины залегания. Все это надо детально разведывать и начинать изучать на новом уровне. По сути дела, Кузбасс надо заново открывать.
Недавно я был на съезде горнопромышленников России. Там выступал Виктор Черномырдин. Он повторил, что угля у нас на 500 лет, мы должны его использовать, перерабатывать. Но нет у нас этих пятисот лет! Уголь, как топливо для сжигания, уже сегодня не нужен многим потребителям, зато нужны новые технологии его переработки и использования. Сейчас не новые месторождения надо открывать, а новые технологии! Тот, кто овладеет современными технологиями углей, тот может обеспечить себя всем необходимым.

А42: Что подразумевает переоценка?

- Уголь более богатое вещество, чем мы привыкли думать. Мы используем его полезные свойства едва ли на 3-4%. Например в ЮАР из угля научились получать 240 видов различных продуктов с высокой добавленной стоимостью. На этом направлении мы очень сильно отстали. Можно строить новые шахты, разрезы, можно увеличивать добычу, но не это сейчас нужно. Нужна глубокая переработка. Собственники угольных компаний не будут работать в этом секторе, их задача уголь добывать.
Нам необходимо создать новую отрасль в угольной промышленности, которая занялась бы извлечением из угля полезных элементов, в том числе и газа-метана, о котором так много сейчас говорят. В недрах угольных месторождений Сибири хранятся десятки триллионов кубометров этого газа. Мы пока ходим вокруг да около и ничего не предпринимаем, чтобы рационально использовать это богатство.


Фото автора
 

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
В купальниках или cвадебный? билайн назвал самый «качающий» спуск «Грелки»
Яндекс.Метрика