gazeta.a42.ru
14 июня 2012 в 18:12
  • 13446

Кузбасских школьников заставят молиться

Фото: Кузбасских школьников заставят молиться 1

Новый предмет появится в школьной программе с 1 сентября нынешнего года. В план обучения для четвертых классов вводятся "Основы религиозных культур и светской этики", по всей стране. Нововведение уже получило широкое обсуждение как в среде учителей, так и родителей. И далеко не всегда отзывы на инициативу Минобразования получались сдержанные.

Вы представляете себе ученика начальных классов, дискутирующего о взаимосвязи между религиозной культурой и поведением людей, да еще разбирающегося в святых книгах, сооружениях и праздниках? Уже с 1 сентября, так или иначе, в простых мальчиках и девочках будут воспитывать юных теологов и знатоков светской этики.

Вводимый курс состоит из шести предметов-модулей: основы православной, исламской, буддийской, иудейской культур, основы мировых религиозных культур и основы светской этики. Предполагается, что родители школьника должны выбрать из списка один предмет, который их чадо будет изучать на протяжении всего четвертого класса. Главное, что объединяет все шесть модулей, – это "идея единения народов России и дух патриотизма".

Новость об изменениях в учебном плане породила среди учителей и родителей массу споров – со своими "за" и "против". С одной стороны, ставка делается на духовно-нравственное обогащение детей, с другой, возникает недоверие к учебному процессу, пособиям и боязнь за хрупкое мировоззрение школьников. Особенно много критики в тех регионах, в которых новый курс вводился для апробации с 2010 года.

Один из родителей, в частности, поинтересовался у преподавателя этого курса, почему не изучается христианство, как мировая религия, а только его малая часть, православие и в официальной трактовке РПЦ. На что получил такой ответ: "Православие и есть христианство. Все остальные – отступники или еретики! Нашу, русскую православную, церковь создал сам Христос, и Россия – дом Матери Божьей!"

В Кемеровской области, как и в большинстве других регионов России, "Основы религиозных культур и светской этики" появятся в школьной программе только с этого учебного года, и, по большому счету, еще рано однозначно оценивать этот курс. Но педагогические коллективы школ города уже составили свое мнение о целесообразности нового предмета.

"Этот курс должен привить школьникам нравственные основы. Ребенок будет знать традиции, основы различных культур, историю других народов, это будет сближать разные национальности, а у нас многонациональная школа", – высказалась директор кемеровской школы №34 Надежда Воротникова. "Хорошо, что вводят. Я только "за", – со свой стороны отметила Ирина Шестакова, учитель русского языка школы №52. – Сейчас за партами столько "оболваненных" детей – школьникам необходимо морально-нравственное обогащение. Но только кто из учителей возьмется за это? Смогут ли они переключиться с одного предмета на совершенно другой?"

Учителя со всей области с 4 июня проходят специальные курсы в Кузбасском региональном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования, по окончании которых смогут преподавать новую дисциплину. Школы направили на обучение более 800 преподавателей истории, МХК, музыки, литературы и, конечно, учителей начальных классов, ведь кому, как не им, знать, что творится в детских умах. Постигать премудрости федерального курса кузбасским преподавателям предстоит до конца месяца. Пока у самих будущих специалистов есть некоторое недопонимание учебно-организационного процесса.

"Мы не совсем понимаем, как эта модульная структура будет работать на практике: не могу же я в одном классе вести сразу несколько предметов. А если только один ребенок выберет иудаизм, например, как с ним заниматься? На курсах отвечают, что занятия должны проводиться индивидуально в таком случае. Но как это будет оплачиваться…?" – спрашивает учитель начальных классов школы №52 Светлана Михайлова.

По мнению Нины Домниной, преподавателя из школы №70, новый курс – простой и понятный, "некоторая программа написана, только нужно адаптировать ее под себя". Есть, правда, два щекотливых момента. Первый заключается в том, что курс, как считает преподаватель, оторван от всего: нет никакой предыстории, нет никакого продолжения (МХК ведь будет у детей только в седьмом классе, а до 11-го многое из голов подростков просто выветрится). Второе – это опасность, что курс превратится в навязывание веры.

"Нужно постараться, чтобы этот предмет не превратить в проповедь, пропаганду церкви. В учебнике, кстати, есть: "Давайте прочтем "Отче наш". Проще сказать: "А давайте помолимся!". Среди преподавателей ведь есть люди верующие, которые очень сильно убеждены в том, что цель именно в таком агитационном преподавании. Главное – не перегнуть палку", – отметила Домнина.

Согласно плану мероприятий по введению курса "Основы религиозных культур и светской этики", в общеобразовательных школах страны с января по март текущего года школьники и их родители должны были определиться с выбором учебного модуля. По статистике, полученной после тестирования курса в 21 регионе России, чаще всего школьники и их родители выбирали модуль "Основы светской этики". Второй по популярности – "Православие" (30%), далее "Основы мировых религиозных культур" (18%) и "Ислам" (9%).

По словам директора школы №34 Надежды Воротниковой, Кемерово вписывается в общероссийскую статистику, ведь, как заявила она, "абсолютно все родители выбрали этику". Это подтвердили и в департаменте образования и науки Кемеровской области. В основном кузбасские школьники будут изучать основы светской этики, на втором и третьем месте – основы мировых религиозных культур и православия. Основы исламской, буддийской, иудейской культуры пока выбрали единицы школьников. Выходит, что большинство родителей пока с опаской смотрят на преподавание религии в какой бы то ни было форме и предпочитают, чтобы их ребенку рассказывали о морали, нравственности и этикете.

Многие мамы и папы будущих четвероклассников вообще не понимают, что собой представляет новый предмет и в чем заключается острая необходимость его введения. "Нам ни на каком собрании ничего не оглашалось, об этом предмете ничего не говорилось, классный руководитель даже не заикнулся об этом, – поделилась кемеровчанка Ирина Балдина. – Ребенок принес бумажку, на которой нужно было подчеркнуть один, по-моему, из трех предметов. Если бы я увидела учебник, какие-то пособия и посмотрела, что там будут преподавать, то я бы какое-то согласие дала. Так что мы еще не знаем, что это такое. Что касается разговора о религии, мне кажется, для четвероклассника это еще рановато".

Вместе с этим небольшой опрос на улицах Кемерова показал, что большинство молодых родителей все-таки не против того, чтобы их ребенку рассказали какие-то общие вещи о различных религиозных культурах, минуя догматы и различную глубинную метафизику. В качестве преподавателей основ религиозных культур респонденты предлагали сторонних специалистов с соответствующим образованием.

"С позиции родителя и ребенка, даже не верующего, я бы хотел узнать о религиозной культуре, потому что с этим многое связано в окружающем нас мире, это определяет поведение огромного количества людей, – прокомментировал введение предмета "Религия" в школах священнослужитель Знаменского собора Сергей Семиков, руководитель отдела по делам молодежи епархии. – Я бы хотел узнать о чужой культуре: узнать, как мыслят мусульмане, как мыслят иудеи… Культурная основа религий, а не только вероучение, несет в себе положительный момент и в отношении нравственном, и в отношении интеллектуальном, просветительском. Надеюсь, этот предмет будет преподаваться качественно: без должной подготовки педагога эффект может быть нулевой".

Выходит, что новый школьный курс, помимо благих намерений, таит в себе немало "подводных камней" и острых моментов. Но говорить сейчас о том, что он вводится зря, никак нельзя. Ведь, во-первых, подводить итоги и выносить взвешенные оценки можно будет только к концу следующего учебного года. А во-вторых, на "Основы религии и светской этики" возлагаются широкий список достойнейших задач. Например, сделать подрастающее поколение воспитанным, добрым и просвещенным.

Комментарий департамента образования и науки Кемеровской области:

Как любое нововведение, включение в учебный план комплексного учебного курса ОРКСЭ ("Основы религиозных культур и светской этики") вызывает много вопросов как со стороны педагогических работников, так и со стороны родителей обучающихся. Поэтому во всех общеобразовательных учреждениях области прошли родительские собрания, на которых были даны необходимые разъяснения. На сайте Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования размещена полная информация о курсе ОРКСЭ и организовано обсуждение, в котором может принять участие любой желающий.

Каждый модуль, выбранный в классе, будет вестись отдельно, независимо от количества ребят, его изучающих (для этого могут быть использованы часы учебного плана на групповые и индивидуальные занятия). Если в школе востребованы все модули, то администрация образовательного учреждения, чтобы одновременно делить класс на подруппы, может направить на курсы повышения квалификации двух-трех учителей. При этом в случае, если в параллели несколько четвертых классов, возможно объединение обучающихся по конкретному модулю в одну группу.

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
В купальниках или cвадебный? билайн назвал самый «качающий» спуск «Грелки»
Яндекс.Метрика