gazeta.a42.ru
23 июля 2012 в 18:55
  • 16895

Секреты старой "Москвы"

Фото: Секреты старой Москвы 1

У кинотеатра "Москва" в этом году юбилей. За свои 75 лет он показал 12 тысяч фильмов, встретил миллионы зрителей и пережил мощнейший ремонт. Сегодня "Москва" – современный кинотеатр с традициями, который смотрит в будущее, но помнит о прошлом.

Кинотеатр "Москва" можно считать памятником архитектуры области. Городской Совет отвел под него территорию напротив стадиона, где в то время находились овощные склады. Окончательное строительство было завершено в начале 1937 года. Долго обсуждался вопрос, как назвать кинотеатр: предлагались варианты "Буревестник", "Гигант", им. А. С. Пушкина, им. М. Горького. В итоге выбрали название "Москва". В июне 1937 года в новом кинотеатре прошел первый киносеанс – звуковой фильм "Зори Парижа".

Родилась в кинотеатре

Валентина Александровна Сухих пришла работать в "Москву" в 1956 году и проработала здесь больше 40 лет. Она – ровесница кинотеатра и, можно сказать, здесь родилась. За зданием, которое было построено для дома кино, в 1937 году находились котельные, которые его отапливали. Когда мама Валентины Александровны была ею беременна, как раз там работала. В апреле родилась Валентина Александровна, а в июне открыли "Москву".

Первый в своей жизни фильм женщина увидела тоже с экрана "Москвы". Около кинотеатра был хлебозавод и при нем – булочная, куда она все детство ходила за хлебом. Вот однажды пришла, а в булочной – обед. У девочки было с собой 10 копеек, и она истратила их на кино, которого никогда раньше не видела. В "Москве" в это время шла "Волга-Волга" с Любовью Орловой. Посмотрев фильм, Валентина Александровна решила, что когда-нибудь придет сюда работать.

Секреты старой Москвы 520 килограммов фильма

Пленочные фильмы в "Москве" теперь показывают только в Малом зале. Несмотря на то, что пленочное кино уходит в прошлое, цифровым проекторам за пленкой пока не угнаться: разрешение большинства видеопроекторов – два мегапикселя. Разрешение на пленке – 16. В малой аппаратной "Москвы" стоит два кинопроектора. Картины приходят в кинотеатр по частям – в специальных "частевых" коробках. Потом пленка наматывается на бобины, один фильм – это, как правило, две бобины, каждая из которых вмещает 1800 метров пленки. Весит такой фильм около 20 килограммов. Раньше пленка была намного чувствительнее: она сохла, уседала и ломалась. Для хранения бобины убирали в специальные ящики, где пленка хранилась в воде с глицерином. Современные фильмы к механическим повреждениям гораздо стойче, их даже захочешь – не порвешь, поэтому сейчас эти ящики в аппаратной "Москвы" – не то раритет, не то металлолом.  

Видеоинженер Игорь Новоселов: ценит экран, а не эффектыСекреты старой Москвы 7

Игорь Новоселов – главный видеоинженер "Москвы". Специальность он получил в армии, начал с киномеханика. Работалвидеоинженером в "Авроре", в "Юбилейном", а с 1999 года работает главным видеоинженером кинотеатра "Москва". Страстный поклонник Высоцкого, поэтому любимый фильм – "Место встречи изменить нельзя". Игорь согласен, что будущее за объемным кинематографом, и с теплом вспоминает первый 4D-опыт "Москвы" – фильм "Дети шпионов-4". Тогда, нажав нужную кнопку, зрители погружались в запахи фильма.  Однако постоянно смотреть кино в 3D-очках он не очень любит. Даже "Нового Человека-паука" смотрел без них, потому что экран в очках все равно темнее, а для видеоинженера Новоселова "чистый" экран – главное.

Новенький "Barco"

Цифровой видеопроектор позволяет показывать фильмы в 3D. Когда в "Москву" привезли "Аватар", фильм "пошел" не сразу: какая-то путаница с проводами привела к изображению наоборот: когда зритель надевал очки, в левом глазу у него была картинка, которая должна  быть в правом, и наоборот. Приезжали настройщики, работали инженеры – в итоге все пришло в норму. С тех пор картины в 3D стали присылать с тестовыми роликами и рекомендациями. 

Цифровой проектор марки "Barco" стоит в аппаратной Большого зала. До него в "Москве" был другой проектор, но в декабре 2010 года его разбили злоумышленники. Прямо перед Новым годом недоброжелатели пробрались в аппаратную через зрительный зал, разбили объективы, усилители, покорежили системный блок, через который запускают фильмы. Другую аппаратуру не тронули, хотя инженерская была открыта. Было расследование, у всех взяли отпечатки пальцев, но злоумышленников так и не нашли. "Москва" была вынуждена на время полностью перейти на пленочные фильмы. Инженеры три дня не уходили с работы – чинили то, что поддавалось ремонту. Новый проектор кинотеатр купил в 2011 году, а в ближайшем будущем "Москва" планирует поставить "цифру" и в Малом зале.

Большой зал

Большой зал "Москвы" – сакральное место кинотеатра, он рассчитан на 460 зрителей. Оказывается, раньше в "Москве" было три кинозала. Третий находился там, где сейчас второй этаж ресторана "Питер". В 1963 году его закрыли на ремонт и так и не открыли из-за пожароопасности. Там узкая лестница – если случится пожар или что-нибудь еще, то большая толпа народа не сможет быстро спуститься. Потом на месте этого зала долгое время была столовая, где обедали сотрудники кинотеатра.

Секреты старой Москвы 9Большой зал помнит множество фильмов и историй. Например, как в конце 1970-х  годов в "Москву" привезли пленку с "Ну, погоди!" – сразу несколько выпусков, а по телевизору тогда показывали только по одной серии. Кинотеатр целый месяц каждый день крутил только "Ну, погоди!", по восемь-девять сеансов в день. И целый месяц на них были аншлаги. В то время Большой зал "Москвы" был рассчитан на 800 мест, плюс 400 мест – балкон, еще ложи. И все это было забито людьми. Сидели даже в проходах, на лестницах – везде. По воспоминаниям киномехаников, хохот стоял до самой аппаратной, причем взрослый вперемешку с детским.

А когда в конце 1980-х "Москва" показала первый эротический фильм, то желающих его посмотреть было столько, что всех сразу зал вместить попросту не смог. Тогда разъяренные зрители, которым не хватило билетов, пошли в атаку: с улицы они разбили в кинотеатре несколько стекол.  

За всю историю "Москвы" больше всего зрителей собрал фильм "Аватар", его посмотрело около 30 тысяч человек. В этом он переплюнул даже "Титаник": легендарная картина Кэмерона собрала в "Москве" 25 тысяч зрителей. 

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
В купальниках или cвадебный? билайн назвал самый «качающий» спуск «Грелки»
Яндекс.Метрика