У кинотеатра "Москва" в этом году юбилей. За свои 75 лет он показал 12 тысяч фильмов, встретил миллионы зрителей и пережил мощнейший ремонт. Сегодня "Москва" – современный кинотеатр с традициями, который смотрит в будущее, но помнит о прошлом.
Кинотеатр "Москва" можно считать памятником архитектуры области. Городской Совет отвел под него территорию напротив стадиона, где в то время находились овощные склады. Окончательное строительство было завершено в начале 1937 года. Долго обсуждался вопрос, как назвать кинотеатр: предлагались варианты "Буревестник", "Гигант", им. А. С. Пушкина, им. М. Горького. В итоге выбрали название "Москва". В июне 1937 года в новом кинотеатре прошел первый киносеанс – звуковой фильм "Зори Парижа".
Родилась в кинотеатре
Валентина Александровна Сухих пришла работать в "Москву" в 1956 году и проработала здесь больше 40 лет. Она – ровесница кинотеатра и, можно сказать, здесь родилась. За зданием, которое было построено для дома кино, в 1937 году находились котельные, которые его отапливали. Когда мама Валентины Александровны была ею беременна, как раз там работала. В апреле родилась Валентина Александровна, а в июне открыли "Москву".
Первый в своей жизни фильм женщина увидела тоже с экрана "Москвы". Около кинотеатра был хлебозавод и при нем – булочная, куда она все детство ходила за хлебом. Вот однажды пришла, а в булочной – обед. У девочки было с собой 10 копеек, и она истратила их на кино, которого никогда раньше не видела. В "Москве" в это время шла "Волга-Волга" с Любовью Орловой. Посмотрев фильм, Валентина Александровна решила, что когда-нибудь придет сюда работать.
20 килограммов фильма
Пленочные фильмы в "Москве" теперь показывают только в Малом зале. Несмотря на то, что пленочное кино уходит в прошлое, цифровым проекторам за пленкой пока не угнаться: разрешение большинства видеопроекторов – два мегапикселя. Разрешение на пленке – 16. В малой аппаратной "Москвы" стоит два кинопроектора. Картины приходят в кинотеатр по частям – в специальных "частевых" коробках. Потом пленка наматывается на бобины, один фильм – это, как правило, две бобины, каждая из которых вмещает 1800 метров пленки. Весит такой фильм около 20 килограммов. Раньше пленка была намного чувствительнее: она сохла, уседала и ломалась. Для хранения бобины убирали в специальные ящики, где пленка хранилась в воде с глицерином. Современные фильмы к механическим повреждениям гораздо стойче, их даже захочешь – не порвешь, поэтому сейчас эти ящики в аппаратной "Москвы" – не то раритет, не то металлолом.
Видеоинженер Игорь Новоселов: ценит экран, а не эффекты
Игорь Новоселов – главный видеоинженер "Москвы". Специальность он получил в армии, начал с киномеханика. Работалвидеоинженером в "Авроре", в "Юбилейном", а с 1999 года работает главным видеоинженером кинотеатра "Москва". Страстный поклонник Высоцкого, поэтому любимый фильм – "Место встречи изменить нельзя". Игорь согласен, что будущее за объемным кинематографом, и с теплом вспоминает первый 4D-опыт "Москвы" – фильм "Дети шпионов-4". Тогда, нажав нужную кнопку, зрители погружались в запахи фильма. Однако постоянно смотреть кино в 3D-очках он не очень любит. Даже "Нового Человека-паука" смотрел без них, потому что экран в очках все равно темнее, а для видеоинженера Новоселова "чистый" экран – главное.
Новенький "Barco"
Цифровой видеопроектор позволяет показывать фильмы в 3D. Когда в "Москву" привезли "Аватар", фильм "пошел" не сразу: какая-то путаница с проводами привела к изображению наоборот: когда зритель надевал очки, в левом глазу у него была картинка, которая должна быть в правом, и наоборот. Приезжали настройщики, работали инженеры – в итоге все пришло в норму. С тех пор картины в 3D стали присылать с тестовыми роликами и рекомендациями.
Цифровой проектор марки "Barco" стоит в аппаратной Большого зала. До него в "Москве" был другой проектор, но в декабре 2010 года его разбили злоумышленники. Прямо перед Новым годом недоброжелатели пробрались в аппаратную через зрительный зал, разбили объективы, усилители, покорежили системный блок, через который запускают фильмы. Другую аппаратуру не тронули, хотя инженерская была открыта. Было расследование, у всех взяли отпечатки пальцев, но злоумышленников так и не нашли. "Москва" была вынуждена на время полностью перейти на пленочные фильмы. Инженеры три дня не уходили с работы – чинили то, что поддавалось ремонту. Новый проектор кинотеатр купил в 2011 году, а в ближайшем будущем "Москва" планирует поставить "цифру" и в Малом зале.
Большой зал
Большой зал "Москвы" – сакральное место кинотеатра, он рассчитан на 460 зрителей. Оказывается, раньше в "Москве" было три кинозала. Третий находился там, где сейчас второй этаж ресторана "Питер". В 1963 году его закрыли на ремонт и так и не открыли из-за пожароопасности. Там узкая лестница – если случится пожар или что-нибудь еще, то большая толпа народа не сможет быстро спуститься. Потом на месте этого зала долгое время была столовая, где обедали сотрудники кинотеатра.
Большой зал помнит множество фильмов и историй. Например, как в конце 1970-х годов в "Москву" привезли пленку с "Ну, погоди!" – сразу несколько выпусков, а по телевизору тогда показывали только по одной серии. Кинотеатр целый месяц каждый день крутил только "Ну, погоди!", по восемь-девять сеансов в день. И целый месяц на них были аншлаги. В то время Большой зал "Москвы" был рассчитан на 800 мест, плюс 400 мест – балкон, еще ложи. И все это было забито людьми. Сидели даже в проходах, на лестницах – везде. По воспоминаниям киномехаников, хохот стоял до самой аппаратной, причем взрослый вперемешку с детским.
А когда в конце 1980-х "Москва" показала первый эротический фильм, то желающих его посмотреть было столько, что всех сразу зал вместить попросту не смог. Тогда разъяренные зрители, которым не хватило билетов, пошли в атаку: с улицы они разбили в кинотеатре несколько стекол.
За всю историю "Москвы" больше всего зрителей собрал фильм "Аватар", его посмотрело около 30 тысяч человек. В этом он переплюнул даже "Титаник": легендарная картина Кэмерона собрала в "Москве" 25 тысяч зрителей.