gazeta.a42.ru
22 декабря 2009 в 15:31
  • 5522

Семейным психологам кузбассовцы предпочитают гадалок

Фото: Семейным психологам кузбассовцы предпочитают гадалок 1

По статистике последние 10 лет в Кемеровской области количество расторгнутых браков за год составляет примерно две трети от заключенных за тот же период. Невесты и женихи в Кузбассе постепенно «стареют». По данным Управления ЗАГС Кемеровской области за последние 20 лет в три раза сократилось количество женщин, заключивших брак до 18 лет. И на столько же выросло количество дам, заключивших официальный союз в возрасте 25 – 34 лет. Для мужчин жениться до 24 лет еще в середине 90-х гг. было нормой: из каждых пяти женихов двое пребывали именно в этом возрасте. А сейчас больше половине мужчин, впервые вступающих в брак, за 25 лет, причем каждому второму из них – за 35.

Обзаводиться потомством люди тоже не торопятся. Если проследить данные о среднем возрасте матери при рождении первого ребенка за несколько лет, то становится заметна явная тенденция к его увеличению. За последнее десятилетие средний возраст увеличился на два года. К тому же в среднем около 15% малышей в области ежегодно регистрируются вне официального брака – по совместному заявлению родителей, а это свидетельствует о том, что у нас все популярнее становятся свободные браки, в которых, кстати, супруги часто даже не живут вместе. Число повторных браков вообще очень мало, на этот шаг отваживаются около трети разведенных кузбассовцев.

Как утверждают психологи, главная причина такого отношения к браку заключается в том, что реальность семейной жизни катастрофически не совпадаем с представлениями супругов о таковой. Другими словами, муж с женой не оправдывают возложенных друг на друга ожиданий. Обычно такую пару держат дети. Все усилия семьи направляются на воспитание ребенка, а создание условий для реализации каждого члена семьи даже не рассматриваются. Поэтому, когда ребенок вырастает, родители, разменявшие четвертый десяток, не находят больше общих интересов и приходят к решению развестись.
Однако статистика показывает, что 9 из 10 брачных союзов в Кузбассе длится в среднем около 5 лет. Те есть разногласия между молодыми супругами не сглаживает даже традиционная мантра: «все лучшее – детям».

- В идеале, в брак должен вступать зрелый человек, стабильный в эмоциональном и финансовом плане, состоявшийся как профессионал, - комментирует специалист по проблемам семьи, первый заместитель директора Сибирского института практической психологии (г. Кемерово) Артем Трофимов. – Но, как показывает практика моей работы, все происходит по-другому. К тому же, 18-24 года – возраст, когда над разумом преобладают эмоции. Будущие супруги не задумываются, что с выбранным человеком им придется жить не один год, и наивно предполагают, что он будет соответствовать их представлениям об идеальной второй половине. В результате проблемы начинаются уже на второй месяц семейной жизни.

Тем не менее, людей, которые пытаются урегулировать свои семейные отношения, очень мало – около 10% от общего количества тех, кто обращается к психологу (примерно 1-2 человека в две недели). К тому же, около 40% из них отсеиваются после первой консультации, потому что приходят не для того, чтобы как-то решить проблему, а чтобы подтвердить свою правоту. Как в том анекдоте: выдайте мне справку, что мой муж – болван. Кстати, женщине прийти к психологу намного проще, чем мужчине. Мужья приходят крайне редко. С одной стороны, это объясняется бытующим в обществе представлением о том, что мужчина может обратиться за помощью только в одном случае – насчет починки машины, к соседу по гаражу.

С другой стороны, корень семейных проблем лежит в необоснованном ожидании, что супруг будет соответствовать нарисованной воображением картинке семейной жизни. И тот, кто приходит с просьбой «помогите мне спасти семью», как правило, и накладывает на своего партнера больше таких ожиданий. Наши кемеровчанки довольно часто просят меня повлиять как-то на их мужа, чтобы он вписался в эту картинку.

Редкий психолог может похвастаться за всю свою практику, чтобы на консультацию пришли одновременно оба супруга. Если человек вообще соглашается работать над своими отношениями, то вторую половину приводят обычно на 3-4 встречу. Потому что поход к психологу второго члена семьи равносилен признанию того, что есть проблема. Более того, что корень проблемы лежит где-то в нас. А в этом признаваться никому не хочется.

- И еще, к вопросу о менталитете кузбассовцев. Наши люди не готовы обращаться к психологом вообще, потому что зачастую, путают психологию с психиатрией, - поясняет Артем Трофимов, - в Кузбассе, по сравнению с Москвой или даже Новосибирском, не сформированы ни рынок услуг, ни культура обращения к таким специалистам. Более того, в Кемерове психологическая служба развита даже хуже, чем в Новокузнецке. В провинции же попытка открыть психологическую консультацию завершается после первого месяца работы. И дело не в стоимости услуг. Если опять-таки сравнивать с Новосибирском, то там к психологам обращаются в основном люди с достатком выше среднего, а к нам приходят люди со средним достатком. И я могу назвать как минимум еще двух специалистов, работающих именно как семейные психологи – один в Кемерове (автор книги по дисфункциональной семье) и еще один в Новокузнецке. Однако кузбассовцы предпочитают обращаться к так называемым магам. Одну такую женщину, у которой были проблемы с мужем, я буквально перехватил в общих гостях. Она зашла взять телефон гадалки, хотела узнать, будут ли они вообще вместе. Я предложил ответить ей на этот вопрос без карт и кофейной гущи. И вот уже полгода супруги не заводят разговора о разводе.

Но основная проблема, по мнению специалистов, заключается не в том, что институт семьи утратил свою ценность. А в том, что современный человек вообще утрачивает базовое доверие к миру. И чтобы эти ценности вернулись, должно пройти не менее двух поколений, воспитанных в уважении к ним.
 

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
В купальниках или cвадебный? билайн назвал самый «качающий» спуск «Грелки»
Яндекс.Метрика