Тагир хазрат Бикчантаев — муфтий Кемеровской области, высшее мусульманское духовное лицо на территории Кузбасса. Уже шесть лет 35-летний ныне Тагир хазрат возглавляет Духовное управление мусульман нашего региона, а его рабочий кабинет расположен в мечети «Мунира» на проспекте Ленина. Той самой мечети, о которой корреспонденты «Газеты Кемерова» уже писали не так давно в своем материале. Но теперь мы вернулись туда вновь — чтобы поговорить с муфтием Кемеровской области. Поговорить на самые разные темы — от отвлеченных до самых что ни на есть злободневных. И вот что сказал нам Тагир хазрат.
О себе, о кузбасских мусульманах, об истории
Я родился в 1980 году в селе Сар-Саз Юргинского района. Село это в основном татарское. Татары заселили его более ста лет назад — переехали сюда с Волги. Но это еще село «молодое», а есть на территории Кузбасса такие татарские поселения, которым даже и не понятно, сколько лет — ясно, что по 500, не меньше, все там «во тьме веков» теряется. Когда запрашивали историю сел, где мусульмане живут, так не смогли найти. Нам сказали в Томске, в архиве: «По многим русским селам можем вам сказать, а вот по татарским нет. Потому что они здесь раньше были, точных дат не зафиксировано».
Это я к тому, что кое-кто ведь считает мусульман в Кузбассе какими-то «пришлыми» людьми, появившимися здесь недавно. Но на самом деле ислам, как и православие, люди исповедуют здесь уже много веков, это религия укоренившаяся. Скажем, деревня Юрты-Константиновы Яшкинского района — там есть старинная мечеть, многовековой, по всей видимости, давности, а также было медресе, духовное училище, в котором наряду с религиозными предметами преподавались и светские науки. Да и в масштабах всей России это тоже справедливо, про традиционную веру. Была Киевская Русь и было такое государство в среднем Поволжье — Волжская Булгария, где официально на государственном уровне в 922 году приняли ислам. Причем развивались эти государства в одно и то же время. И современная Россия — это в равной степени историческая наследница обеих этих держав, почему бы нет.
О традициях, об учебе «от рождения до могилы»
Мои дедушка и бабушка были глубоко верующими людьми. Как и многие старики того времени, они как бы обеспечивали «связь времен», заполняли тот пробел, который неизбежно образовывался у нас в России в период атеистического государства. Так было со всеми традиционными религиями, так было и у нас. Старики собирались вместе, читали молитвы, соблюдали традиции. Я сперва не особенно этим интересовался, но когда мне было лет десять, дедушка сильно заболел, и я переселился к ним, чтобы помогать бабушке по хозяйству. Ну а заодно и книги стал читать на татарском языке, которые у дедушки были. А книги-то в основном религиозные!
Так и появился у меня интерес к исламу. Сперва мне дедушка кое-что объяснял, когда выздоровел, а потом я в медресе уехал учиться. В 17 лет стал имамом нашей сельской мечети. Затем была учеба в Египте, в знаменитом университете аль-Азхар. Он основан более 1200 лет назад. Тысячи студентов там со всего мира — например, у меня на первом курсе был личный номер 12652! Пять лет там проучился, еще была учеба в Казани. Да и сейчас учиться продолжаю — как раз диплом пишу, оканчиваю Казанский исламский институт. Дело в том, что Всевышний заповедовал каждому мусульманину учиться всю жизнь, «от рождения до могилы», набираться знаний. Значит, надо соответствовать.
А муфтием я стал в ноябре 2009 года — уже мечеть эта была в Кемерове построена. До этого был просто молельный дом в Заводском районе, я еще там начал проводить службы. Тоже, по большей части, старики там собирались. Должность муфтия у мусульман, как и большинство других духовных постов, по существу выборная, все решают члены религиозной общины.
О духовном возрождении, о студентах, о «черном и белом»
Сейчас в Кузбассе живет около 100 тысяч мусульман. Это примерная цифра, с определенной погрешностью. И опять же основная часть — это местное население, в основном татары и башкиры. Другая часть — люди, которые приезжают в последние полтора-два десятилетия из Средней Азии, с Кавказа. Надо сказать, что там тяга к религии сохранилась получше, а у нас в Сибири многие даже и боялись исповедовать ислам в советские годы. Сейчас, конечно, идет несомненное духовное возрождение, наша община растет, развивается. Строятся мечети, и в этом отношении, между прочим, Кузбасс выгодно отличается от соседних регионов, где потребность верующих в мечетях тоже есть, но развитие общины идет куда медленнее.
Немаловажно отметить взаимодействие Духовного управления мусульман с различными структурами и организациями. Всесторонность взаимодействия иногда вызывает добрую зависть в других регионах. Команда мусульман играет во всех сезонах турнира по хоккею в валенках, организованного хоккейным клубом «Кузбасс», проводим духовно-нравственные беседы с призывниками, участвуем в общественных советах различных государственных структур. В нашем регионе, в том числе благодаря губернатору Аману Гумировичу Тулееву, для верующих, чьи родственники погибли на шахте или при выполнении служебного долга, каждый год организовываются паломнические поездки к святым местам. Это реальная забота о людях, примеров здесь можно привести еще немало. Да и народ в Кузбассе дружелюбный, каких-либо настроений исламофобских мы не замечаем.
Кроме того, у нас очень хорошо налажен диалог и с другими традиционными конфессиями региона — прежде всего с Русской православной церковью. Мы с уважаемым Аристархом, кузбасским митрополитом, постоянно контактируем, совместно участвуем в различных общественных мероприятиях. Не только «церемониальных», но и тех, которые имеют практическое значение. Скажем, недавно у нас была совместная встреча с ректорами кемеровских вузов — по вопросу оповещения студентов о религиозных аспектах и православия, и ислама. Не секрет, что различные радикальные организации пытаются влиять на молодых людей, вербовать их в свои ряды. Чтобы исключить в Кузбассе такую возможность, надо назвать белое белым, а черное черным, рассказать все, чтобы у молодежи было понимание о традиционных конфессиях, хотя бы на уровне основных понятий.
О православных, о полумесяце, о «пропускном режиме»
Отношения с православной церковью у нас хорошие еще и потому, что нам нечего делить. Имею в виду наше духовное сходство — мы выступаем ровно за одни и те же общечеловеческие ценности, исповедуем веру в Единого Бога, наши морально-нравственные постулаты идентичны. Есть ли такая добродетель, которая была бы различна у христиан и мусульман? Есть ли такой грех? Нет, тут практически полное единство.
Духовное управление мусульман Кемеровской области является независимой структурой. Но при этом поддерживающей дружественные отношения практически со всеми исламскими структурами России. Одной из основных наших проблем является кадровая — необходима подготовка своих священнослужителей, в чем есть определенная потребность. Однако своего медресе у нас пока нет. Впрочем, существуют планы по его созданию — здесь же, на территории мечети «Мунира».
Мечеть — это для нас и место для молитвы, и общественный центр, и, конечно, культурно-просветительский. При этом в исламе нет четких, раз и навсегда затверженных канонов — какой должна быть мечеть, в том числе и по внешнему виду. Вот полумесяц, который стал в обиходном представлении одним из символов ислама, тоже на куполе не обязателен. Это, скорее, просто опознавательный знак, который дает понять мусульманину — сюда ты можешь прийти и помолиться. Да и то многие ошибаются: иногда бабушки приходят, спрашивают: «Где можно свечку у вас поставить?». Приходится объяснять, что это немного все же «не по адресу». Но вообще кое-кто думает, что у нас тут чуть не пропускной режим, паспорта проверяем. Это, само собой, полный абсурд, вход в мечеть для всех свободный, при соблюдении необходимых правил приличия.
То же и с минаретами — изначально они играли ту же функцию в исламе, что и колокола в христианстве. Иными словами, с минарета призывали людей к молитве. Там звон, у нас призыв муэдзина.
Об экстремистах, о значении слова «джихад», о выборе человека
В исламе нет принуждения к исповеданию нашей веры. Человека нельзя заставить быть мусульманином, он должен сам к этому прийти. В том числе и поэтому мы не хотим именовать «Исламским государством» ту организацию, что действует сейчас на Ближнем Востоке и запрещена в России. Мы зовем их ДАИШ — это аббревиатура от первых букв их названия на арабском языке. В частности, обусловлено это тем, что термин «исламский» отождествляется, пусть и невольно, с теми мрачными событиями и обстоятельствами, что имеют место в Сирии, Ираке, да и по всему миру. У ДАИШ, как у такового, будущего нет — они нежизнеспособны, не имеют отношения к настоящему исламу. Другое дело, что их существование кому-то выгодно. Кому именно? Ну а кто покупает у них дешевую нефть, тем самым их поддерживая? Кому выгодно было фактически уничтожить Ливию — развитое, социально процветающее государство? Или Ирак — там, можно сказать, убили страну, казнили президента. И почему? Искали оружие массового поражения? Что, нашли? Кто-то признал, что произошла «маленькая ошибка», извинился? Вопросы, сплошные вопросы. Вот и насчет нынешних событий — трудно понять наверняка, что там творится. Одно ясно — всегда найдутся те, кто готов ловить рыбку в мутной воде. «Кому война, а кому мать родна» — это не сегодня было сказано.
А от действий ДАИШ, от репутации этой мрачной организации в мире, страдают прежде всего сами мусульмане. Нас отождествляют с ними — и делает это тот, кто плохо понимает сущность ислама, путается в понятиях, нагнетает обстановку. Цитаты вырываются из контекста. Знаете, например, что такое «джихад»? В традиционном исламском понимании, не искаженном, это попросту «максимальное приложение усилий, работа над собой». Вот так, и никак иначе. А убивать мусульманину разрешается лишь в минуту величайшей опасности, когда нападают на него, его близких, изгоняют его из дома. То есть речь идет о самых что ни на есть современных юридических нормах, самозащите!
Словом, понятно, почему мы избегаем термина «Исламское государство» — язык не поворачивается так называть этих людей. Между прочим, и Межрелигиозный совет России, возглавляемый патриархом Кириллом, не так давно призвал всех отказаться от такого наименования — именно для того, чтобы настоящих приверженцев ислама не отождествляли с ДАИШ. А ведь образ истинного мусульманина часто весьма далек от кое-где навязываемого людям стереотипа. И каждому человеку важно понять это для себя. Думай, общайся, лично убедись, смотри на мир своими глазами — и только тогда что-то решай для себя.