gazeta.a42.ru
1 ноября 2013 в 18:25
  • 13481

Прямо в сердце

Фото: Прямо в сердце 1

Литературный театр "Слово" начал сезон с Булгакова. На камерной филармонической сцене режиссер Ирина Латынникова поставила "Собачье сердце" – пожалуй, самый любимый в народе текст о том, что не гипофиз делает человека человеком и что даже очень умные люди однажды могут ошибиться.

Репетировать "чудовищную историю" – такое определение подобрал для повести сам автор – коллектив театра начал в сентябре, в конце октября представив зрителям премьеру. Основное внимание уделили центральной сюжетной линии текста – а именно истории научного эксперимента, в результате которого из безобидной и ласковой дворняги на свет появилось чудовище по фамилии Шариков.

Как ни странно, спектакль, поставленный по тексту Булгакова, начался с прелюдии из Блока. А точнее – с его хрестоматийного зачина из "Двенадцати" про "ветер на всем белом свете". Что, видимо, можно понимать как общую метафору изображенного на сцене безумия, воцарившегося не только в описанной московской действительности 1920-х годов, но и в отдельно взятой квартире профессора. Разруха - говоря по-булгаковски.  

За открывшим спектакль эпиграфом последовал уже "родной" булгаковский текст, к которому в "Слове" отнеслись, как всегда, очень бережно. Первым из героев на сцене, равно как и в книге, появился многострадальный пес Шарик в исполнении Федора Бодянского и завел свое тоскливо-голодное "У-у-у-у-у", сменив его известной тирадой про холод, голод, злых поваров и дворников.

Периодически монолог Шарика перемежался с картинами из врачебной практики Филиппа Филипповича, который "вел прием" на противоположном конце сцены. Соединив в одну смысловую параллель первые главы повести, режиссер вывела главных героев произведения вместе, позволив зрителям сразу визуально уловить, кому на этой сцене предстоит быть антагонистами.

Прямо в сердце 5

Кульминационным моментом "Слово" сделало операцию по превращению Шарика в Шарикова. Это событие в спектакле показано подробно, торжественно, волнующе и зловеще, словно великое таинство. Образ Филиппа Филипповича, роль которого исполнил Григорий Забавин, также был наполнен чем-то мистическим, от Фауста. Аналогия естественная, учитывая, что великий экспериментатор Преображенский тоже рушит законы мироздания, и тоже - ради облалания знанием. Акцент на фаустовской стороне образа ставило неоднократное упоминание о том, что в момент операции "профессор был страшен", и, конечно, гипнотические, почти осязаемые взгляды, которыми Филипп Филиппович на протяжении спектакля пронизывал своего подопытного. 

Прямо в сердце 7

В остальном же на сцене все было точно по классику, что, впрочем, полностью отвечает заявленной "Словом" установке на литературность."Собачье сердце" – очень современный текст, потому что он о том, к чему может привести вмешательство человека в миропорядок. Люди всегда пытались изменить установленный ход вещей: вернуть себе молодость, создать эликсир вечной жизни, изменить то, что изначально дала им природа. Сейчас эта тема актуальна особенно, учитывая достижения науки. Профессор Преображенский рассуждает о том, что можно и чего нельзя, учит других, а про себя – забывает и в итоге вынужден исправлять последствия собственного поступка или, скорее, проступка. Конечно, это произведение в первую очередь о моральном выборе человека" отметила "Газете Кемерова" директор театра Александра Казанцева.

Прекрасный булгаковский текст, хорошо сыгранный и прочитанный, – вот, пожалуй, самое точное определение премьерной постановки в "Слове". Думается, что при столь выигрышном раскладе у нее просто не может быть недостатка в поклонниках. 

Прямо в сердце 9

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
В купальниках или cвадебный? билайн назвал самый «качающий» спуск «Грелки»
Яндекс.Метрика