19 июля 2017 в 18:13 Здоровье

Поздно пить Боржоми: экспертиза питьевой воды

Шашлык, салаты или колбаса – экспертиза подобных продуктов рассказывает о тех «ингредиентах», которые никогда не внесут в состав на этикетке. И если от всего этого с лёгкостью можно отказаться, то, например, с водой такой трюк не пройдёт. Казалось бы – артезианская, питьевая, твоя. Но даже обычная бутилированная вода – та самая, которую наливают из кулеров в детских садах, школах и больницах, – может таить в себе опасности, чреватые как минимум расстройством желудка.

Однако об этом никто не знает, потому что питьевая вода, как правило, редко интересует простого обывателя. А зря – такого мнения придерживается Кемеровский центр стандартизации, метрологии и испытаний, который и протестировал несколько видов того, из чего человеческое тело состоит на 70 процентов.

 

Зашифрованная вода

Как вы уже поняли, на экспертизу отправилась бутилированная питьевая артезианская негазированная вода первой категории, разлитая на шести крупных предприятиях Кемеровской области. Если конкретнее, то это «Талинка», «Шерегешская», «Бердовская таёжная», «Клинк», «Ирбис» и «Родники Кузбасса».

«Состояние здоровья человека напрямую зависит от воды, которую он пьёт каждый день, мы все это прекрасно знаем, — объясняет заместитель директора ФБУ «Кемеровский ЦСМ» Василий Ерёмин. — При проведении исследования мы отработали продукцию наиболее распространённых в Кузбассе компаний».

Согласно санитарным правилам и нормам, питьевая вода должна быть безопасна по микробиологическим, паразитологическим и радиологическим показателям, безвредна по химическому составу, а также — насыщена полезными микро- и макроэлементами: катионами калия, магния, натрия — всего около 50 показателей.

В итоге в качестве образцов взяли воду в 19-литровой таре из поликарбоната, каждому из них присвоили свой порядковый номер – без названий, потому что исследование полностью зашифровано. Вся вода закупалась заранее с идентичной датой розлива для того чтобы экспертиза была как можно честнее.

 

Химия между нами

Есть несколько основных критериев, по которым оценивается питьевая вода и которые делятся на субкритерии. Это органолептика, химический состав и микробиология.

Органолептические показатели выявляются в лабораторных условиях: к примеру, запах определяется в химических колбах при  20 градусах Цельсия, и при  нагревании до  60 градусов. Артезианская вода имеет физические свойства, которые зависят от скважины, где эту воду добывают — это могут быть слабые нотки железа или техногенный запах. Хлориды и сульфаты  тоже ощущаются органолептически: при высоком содержании первых вода будет горьковата, вторых — солоновата. Артезианская вода может даже иметь сладковато-горьковатый привкус в зависимости от концентрации катионов в ней.

После очистки природная вода не должна иметь ни вкуса, ни запаха, ни мутности, ни цветности. В этом плане у всех шести образцов полный порядок.

Общий химический состав образцов тоже в норме. В первую очередь эксперты смотрят содержание токсичных элементов: свинец, кадмий, мышьяк. Это техногенные тяжёлые металлы, которые накапливаются в организме, а при больших концентрациях вызывают ощущения тошноты и недомогания. 

Важным показателем для бутилированной воды является степень минерализации. Специалисты лаборатории определяют содержание полезных элементов, в том числе, магния и кальция. Эксперты отметили низкую минерализацию у новокузнецких производителей «Ирбис» и «Клинк». Их показатель меньше ста, что непростительно мало.

Максимально допустимый показатель минерализации бутилированной питьевой воды — 1000 мг/л. Оптимальный по СанПиН на бутилированные воды — 200–500 мг/л. Оптимальный показатель у «Бердовская таёжная» — 454,2 мг/л.

Зато вся вода в радиационном отношении безопасна — радона попросту нет в кузбасских водах.

 

Следствие ведёт Роспотребнадзор

Ни в одном образце не были обнаружены ни общие, ни термотолерантные колиморфные бактерии,  которых присутствовать в воде не должно. Но с общим микробным числом справились не все.

В четырёх видах воды из шести оно повышено. По санитарным нормам, ОМЧ не должно превышать показатель в 20 микроорганизмов на один миллилитр, в то время как «Клинк» имеет цифру 27, «Ирбис» — 32, «Талинка» — 87, но рекордсменом стала вода «Шерегешская» — в ней количество микроорганизмов целых 300.

«Любые требования СанПиН вводят какие-то ограничения, следовательно, если происходит их превышение, могут происходить какие-то негативные последствия – маленькие или большие. Поэтому производителю стоит задуматься и обратить внимание на то, с чем это связано, и устранить причину», — говорит заместитель директора ФБУ «Кемеровский ЦСМ» Василий Ерёмин.

По словам начальника отдела надзора по гигиене питания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области Ирины Антоновой, возможно, всё дело не в воде, а в таре – плохо вымытая бутылка увеличивает  показатель ОМЧ.

«Производитель контролирует в каждой партии микробиологию и химические показатели и имеет договор с аккредитованной лабораторией. К примеру, у «Ирбиса» есть договор с «Акватестом» — это аккредитованная лаборатория водоканала. Они предоставляют результаты, которые соответствуют всем нормам, но сделав экспертизу на базе областной ветеринарной лаборатории, мы видим, что некоторые из них нарушены», — отмечает Ирина Антонова.

Тут же она добавляет, что от населения не поступало ни одной жалобы на какую-либо воду, да и сам Роспотребнадзор за последние полгода проверил более 40 проб воды — нигде не было выявлено серьёзных нарушений. Но расследование из-за повышенного ОМЧ проведут в любом случае, потому что с такими вещами не шутят, а что стало виной — грязная бутылка или плохая вода, будет видно.

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
билайн бизнес представил решения для улучшения мобильного покрытия на Третьем российском угольном саммите
Яндекс.Метрика