Большинству родителей дистанционное обучение во время пандемии не понравилось: более 70% опрошенных ОНФ мам и пап полагают, что традиционную школу таким способом заменить нельзя. Однако немало и тех, кто считает дистант предпочтительней — и не только из соображений безопасности.
Чем дистанционное обучение отличается от семейного и домашнего образования, как уйти на него по собственному желанию и каковы плюсы и минусы такого решения — в нашем материале.
Родители вправе увести ребёнка на дистант. Или нет?
До начала текущего учебного года одни родители боялись, что детей снова отправят учиться дистанционно, а другие — наоборот, что их заставят ходить в школу даже при высоких показателях заболеваемости. В сентябре замминистра просвещения Дмитрий Глушков успокоил и тех, и других, подчеркнув, что увести ребёнка на дистант можно просто по желанию родителей.
— Во многих регионах, в том числе в Москве, родителям предоставляется право по их решению, даже если школа работает в штатном режиме, если они считают, что в этот период времени целесообразнее для здоровья ребенка в дистанционном формате проходить обучение, то можно написать заявление, ребёнок будет проходить обучение в дистанционном формате, — приводит «Комсомольская правда» слова чиновника.
У родителей, тем не менее, осталось множество вопросов. Кто в таком случае отвечает за усвоение программы — учителя или уже родители? Нужны ли какие-то основания, кроме желания семьи? Как сдавать контрольные и экзамены? Как учитель одновременно будет вести трансляцию и урок, не будет ли ущемлять «дистанционщиков»? Мы поговорили с родителями и управлением образования города Кемерово, чтобы на эти вопросы ответить.
Какие бывают формы обучения
Федеральный закон гласит, что форм обучения всего две: в школе и вне школы.
Обучение вне школы закон называет «семейным образованием»: учителя к ребёнку не ходят, в школе он не числится, все знания получает сам, с помощью родителей и репетиторов. Однако имеет право сдавать в школе ОГЭ и ЕГЭ.
Обучение в школе бывает очное, заочное и очно-заочное.
Из этого разделения следует два важных вывода.
Во-первых, «дистант», как и «домашнее обучение» — это учёба в школе. Ребёнок числится в классе, на него распространяются соответствующие требования и финансирование. Просто сам процесс устроен так, что не ребёнок приходит в школу к учителю, а учитель — к ребёнку. В виде изображения на экране планшета или в натуральном, так сказать, виде.
Во-вторых, «семейное образование» и «домашнее обучение» — это принципиально разные формы. При семейном образовании за усвоение ребёнком знаний и сдачу им ЕГЭ отвечают только и исключительно родители. При дистанционном или домашнем — всё-таки в первую очередь школа.
Как перейти на дистант по собственному желанию
Теоретически достаточно написать заявление на имя директора в свободной форме. Как правило, школы требуют указать срок, на который ребёнок уйдёт на дистант, и упомянуть, что ответственность за его здоровье несёт родитель. Иногда добавляют что-то вроде «обязуюсь создать условия для получения и выполнения заданий учителя». Видимо, эта оговорка призвана уберечь школу от претензий прокуратуры, которые случились, например, в Курске: семья не имела ни компьютера, ни выхода в интернет, и потребовала от школы обеспечить «доступность дистанционного образования всем ученикам».
В других подобных случаях директора находили альтернативу: учителя сообщали задания по телефону, периодически приходили к ученикам домой или даже выделяли планшеты из средств школы. Но в Курске компромисса не получилось, и прокуратура оформила директору предписание «в связи с ненадлежащим контролем образовательной организации за осуществлением такого вида обучения и за его результатами».
При этом прямой обязанности снабжать всех учеников компьютерами у школы нет. Это не заложено в бюджете. Как именно директор должен «осуществлять контроль», прокуратура не уточнила.
Общий итог таких случаев понятен: администрация школы с некоторым предубеждением реагирует на желание забрать ребёнка в индивидуальном порядке на дистант. Это не только чревато проблемами, но и делает процесс обучения класса более трудоёмким. Учителя должны будут вести онлайн-трансляцию своих уроков для тех школьников, которые участвуют из дома, и вовлекать их в процесс — что, как выяснилось в минувшем году, непросто.
Так что многие родители при попытке забрать ребёнка на дистант сталкиваются с сопротивлением. В школе ссылаются на то, что распоряжения о переводе школ на дистант нет. Или предлагают вместо дистанционного обучения — семейное: «Забирайте документы и делайте что хотите». Реализовать право на заочное обучение непросто, тем более что конкретные способы школа вправе определять сама: в одной будут просто присылать задания и вызывать на контрольную раз в месяц, в другой — ребёнок должен быть на видеосвязи каждый день.
— Вопрос дистанционного обучения регулируется локальным нормативным актом общеобразовательного учреждения, — разъяснили корреспонденту A42.RU в администрации Кемерова. — Данный документ устанавливает основания для организации дистанционного обучения и случаи отказа. В городе Кемерово имеет место практика подключения детей, которые по уважительной причине не могут посещать школу, например по болезни.
Какие будут трудности: родитель, он же учитель
Один из главных страхов родителей, пожалуй, вот в чём: если добровольно вытащить ребёнка на дистант — не переложит ли школа большую часть работы на самих родителей? Раз уж те создают школе объективные трудности, лишая доступа к ученику.
Формально — ничего перекладывать на родителей не должны. На деле их нагрузка всё-таки растёт.
— Дистанционное обучение по-прежнему вызывает трудности у самих учителей, — говорит Оксана Иванова*, мать двоих школьников. — То технические сбои, то внимание детей не удаётся удержать. Особенно беда с пожилыми учителями. У нас учительница математики на дистанционной контрольной по-прежнему писала примеры мелом на доске, направив на неё камеру. Нужно было в ограниченный срок прислать ей ответ — а там цифры-то едва разглядишь! Опоздавшим снижала оценку. В результате я сидела рядом с сыном и переписывала ему примеры, пока он решал.
Когда большая часть класса сидит в школе, и лишь несколько человек — на видеосвязи, эта проблема усугубится. Учитель не обязан вести какие-то отдельные уроки для дистанционщиков, достаточно трансляции из класса. Если школьник чего-то не понял, получить дополнительные разъяснения тоже будет сложнее. По большому счёту, объяснять придётся родителям.
— Нам учителя это подают как само собой разумеющееся: если ребёнок дома, родители должны и контролировать, и объяснять, и все задания с ним разбирать, — возмущается мать пятиклассника Марина Кузнецова*. — Если обычно у меня уходило полчаса-час на «домашку», то на дистанционке могли просидеть и до вечера. Ни за что не ушла бы в такой режим добровольно.
Безрадостная школа
А вот Оксана, несмотря на описанные сложности, хочет увести сыновей на дистант снова. И дело не только в боязни заразиться.
— Атмосфера в школе становится всё более гнетущей, и пандемия это только усугубила, — объясняет она. — Нагрузка на учителей растёт, их заваливают формальной работой, внимания к ребёнку всё меньше. Отношения между учителями и родителями похожи на противостояние. Много выгоревших учителей, много обид, разбирательств. Всё это сказывается на детях, они не хотят идти в школу. Мой младший часто болеет и недавно прямо сказал: «Не хочу выздоравливать».
Однако переводить детей на семейное образование Оксана побаивается. Это означает взять на себя огромную ответственность, работу учителя по всем предметам для собственных детей. Дистант выглядит компромиссом: дети будут на расстоянии от травмирующей обстановки в школе, но всё же смогут получать знания.
— Я бы не сказала, что мои дети слишком чувствительные или слабые, — подчёркивает Оксана. — Они ходят в кружки, занимаются спортом, младший вообще отличник. Но учитывая, что сейчас происходит в школе — им лучше быть дома.
Официальную статистику количества добровольных уходов на дистант в Кузбассе не собирают. По словам опрошенных родителей, таких детей в школе единицы, но их количество растёт. В одной из школ в минувшем году отпускали просто по заявлению, а в 2021 начали требовать уважительных причин.
— Вопрос перевода на дистант относится к компетенции общеобразовательного учреждения, школа может предусмотреть указание причины в форме заявления, — подчеркнули в администрации города. — Страх того, что ребёнок заразится в школе, не обоснован, так как обучение в школах организовано с соблюдением всех противоэпидемических мер, направленных на предупреждение распространения коронавирусной инфекции.
На «горячей линии» городского управления образования родителям уверенно отвечают, что возможности добровольно перейти на дистант нет вообще: «У нас действует постановление, что форма обучения — очная».
Впрочем, в экстренной ситуации, как, например, когда первоклассница принесла в школу нож и угрожала одноклассникам, перевод на дистанционное обучение школа произвела практически мгновенно.
Министр просвещения РФ Сергей Кравцов 15 января отметил, что удалённое обучение «никогда не заменит традиционный формат», но может дополнить и улучшить его. Однако пока, похоже, школы к такому дополнению не склонны, и до действительно гибкого подхода к организации обучения ещё далеко.
* Имена героев изменены по их просьбе