До 2024 года в Кузбасс поставят более 400 автобусов марки Volgabus. Они уже стали главным транспортом в Новокузнецке после нашумевшей реформы; постепенно эта марка вытесняет старый подвижной состав и в других городах области. Корреспондент A42.RU поговорил с водителями, пассажирами и представителями завода, чтобы разложить по полочкам сильные и слабые стороны «Волгабаса».
Программа обновления и транспортная реформа
Впервые о покупке больших партий автобусов из Волгограда в Кузбассе заговорили весной 2019 года. В 2020 году в регион поставили 213 автобусов марки Volgabus, а до 2024 года привезут ещё около 700 новых машин, из них «Волгабасов» — больше половины. Транспорт закупают по госпрограмме «Оптимизация и развитие транспорта и связи Кузбасса», финансируемой в основном из областного бюджета. В программе, к слову, заложено и увеличение количества газовых заправок: в качестве топлива большинство новых автобусов используют сжиженный газ.
Все автобусы предназначены для работы в сибирском климате, соответствуют требованиям безопасности и экологичности, адаптированы для маломобильных пассажиров: ступеней нет, двери широкие, пол низкий, для въезда инвалидной коляски предусмотрены откидные аппарели и специальная площадка в салоне.
«Волгабасы» стали важной составляющей транспортной реформы в Новокузнецке. A42.RU подробно описывал эти радикальные перемены: город резко, фактически одним днём, сменил маршрутную схему, убрал маршрутки, контролёров и расчёт наличными. На место десятков мелких перевозчиков — индивидуальных предпринимателей — пришла крупная компания «Питеравто». Вместо стареньких «пазиков» на улицы южной столицы Кузбасса выехали как раз новенькие «Волгабасы» с новыми же водителями.
Несмотря на то, что ко «дню икс» готовились больше года, без накладок не обошлось: владельцы маршруток протестовали и чуть не взяли мэрию штурмом, люди мёрзли на остановках, валидаторы работали через раз, а иногородние водители порой не знали, куда ехать. В город запланировали поставить 161 автобус Volgabus и 119 КАВЗ — итого 280 новых машин. Чтобы успеть к нужной дате, «Питеравто» даже проавансировал 350 миллионов рублей из собственных средств.
Где производят «Волгабасы»
Автобусы марки Volgabas производят заводы холдинга «Бакулин Моторс Групп», расположенные во Владимире и городе Волжском Волгоградской области.
У компании долгая история: первое автосборочное предприятие «Волжанин» директор местной автоколонны Анатолий Бакулин создал ещё в 1993 году. В двухтысячных он ушёл в политику, а холдинг БМГ выстраивал уже его сын Алексей. Спустя почти тридцать лет эта группа компаний — крупный игрок на рынке автобусов в России с амбициями в сфере экспорта, электротранспорта и беспилотников, участник многих госпрограмм. Например, «Волгабасы» поставляли на Олимпиаду-2014 в Сочи и в города-хозяева ЧМ-2018 по футболу.
«Коронавирусный» 2020 год поставил под угрозу банкротства ряд компаний группы, но в итоге, как рассказал Алексей Бакулин журналистам «Коммерсанта», все споры были урегулированы. Крупный контракт на несколько сотен машин для Кузбасса стал для холдинга большим подспорьем.
Двигатель — китайский, автобус — российский
В Кузбасс поставляют модели 528502 Серпантин D, 52700Н, модели большой и особо большой вместимости 5270G2 и 6271G. Представитель перевозчика рассказал мэру Новокузнецка, что автобусы оснащаются двигателем китайского производства Yuchai, ходовая часть также из Китая. Несмотря на то, что ключевые узлы — импортные, на заводе настаивают, что сам автобус в целом — отечественный.
— Главный актив любого автобусного бренда — фирменная конструкция кузова, — подчёркивает представитель завода. — Именно здесь заложены решения, позволяющие говорить о наличии хорошей инженерной школы. Создание прочного, жёсткого, а, значит, безопасного каркаса с учётом расположения компонентов и будущей планировки салона требует компетенций высокого уровня. Поскольку все конструкторские решения созданы в инженерном центре Volgabus, автобус является российским. Да, базовые компоненты — двигатель, коробка передач, мосты — поставляются из-за рубежа. Это обычная мировая практика. Российские производители становятся частью глобального рынка, выбирая оптимальные решения для своей техники. Это не только повышает конкурентоспособность, но и даёт больше возможностей для перевозчика подобрать именно ту комплектацию, которая необходима для его задач.
Российского в автобусе в самом деле немало: металлические профили для каркаса, листы облицовки, поручни и другие металлоизделия, стёкла, сиденья, кондиционеры и отопительные системы, пневматика и электрика, лакокрасочное и антикоррозионное покрытие, материалы внутренней отделки, пластиковые изделия, электронные компоненты.
В штатном исполнении все «Волгабасы» оснащены гидроусилителем руля, системами торможения и курсовой устойчивости ABS, ASR, EBS, предпусковым подогревателем мотора. Бортовой компьютер отслеживает ошибки систем и сообщает о них водителю. Коробка передач — автоматическая. За комфорт пассажиров отвечает автономный отопитель салона, система громкой связи с информатором об остановках и пневматическая подвеска.
Интересно, что модель-гигант 6271G модифицировали специально для интенсивных маршрутов Новокузнецка: удлинили кузов на 50 сантиметров, увеличив количество сидений до 37 и общую пассажировместимость до 192 человек.
Недостатки и эволюция «Волгабасов»
Водители и пассажиры уже получили первый опыт общения с новой техникой. Ощущения у них разные.
— Качество сборки — не очень, как и у всей отечественной техники, — рассказывает водитель кемеровской автоколонны, пожелавший сохранить анонимность. — Гайки пришлось протягивать, обнаруживали и утечку газа. Осматривать баллоны неудобно — пластмассовый кожух на винтах, их долго откручивать. Двигатель по цифрам вроде мощный, а на ходу слабоват, гружёный в гору тянет плохо. Был случай — рвался ремень, автобус встал. А в остальном — автобусы как автобусы. Сейчас, пока новые, говорить особо не о чем. Посмотрим, как покажут себя года через два-три.
Более длительный опыт эксплуатации «Волгабасов» есть во Владимире, Волгограде, Санкт-Петербурге и других крупных городах России. По публикациям в СМИ и судебным решениям можно отследить, что качество эволюционировало со временем.
Первые партии были сырыми: случались отказы климатической системы, утечки масла и проблемы с электропроводкой, из-за чего мэрия Москвы через арбитражный суд расторгла госконтракт на поставки крупной партии «Волгабасов» в 2012 году. В 2016 году во Владимире отказали двигатели сразу пяти «Волгабасов», и перевозчик пытался по суду взыскать расходы на ремонт и упущенную выгоду, но почему-то не с поставщика автобусов, а с производителя двигателей (бренда MAN) — и суд в удовлетворении иска отказал, посчитав ответчика ненадлежащим.
В Кузбасс, впрочем, поставляют автобусы с двигателями другого производителя. Перед отправкой технику проверяют.
— Все автобусы перед передачей заказчику проходят контрольную обкатку, — отмечает представитель завода. — Кроме того, длительный перегон с производственных площадок Волгоградской или Владимирской области до Кузбасса является отличной проверкой перед выходом на маршрут.
Чтобы выполнять гарантийные обязательства, холдинг авторизовал сервиснй центр перевозчика «Питеравто» и заключил договор с партнёрской сервисной компанией.
Нестабильное качество первых партий газомоторных автобусов признавал и сам глава «Бакулин Моторс Групп».
— За эти пять лет мы получили очень много нареканий, — отмечал Алексей Бакулин в беседе с журналистами «Зебра ТВ» в минувшем декабре. — Я понимаю, что были определённые ошибки, но при этом мы должны чётко понимать, что те же газомоторные машины, особенно первые, это был запрос от страны: нужны срочно газомоторные автобусы. И мы в кратчайшие сроки реализовывали этот проект.
Глава холдинга подчеркнул, что качество техники с тех пор выросло.
— Сейчас я гарантирую, что они будут ездить долго и надёжно. Не только своими словами, но и теми документами, что мы подписываем с клиентами. Сейчас готовим гарантии — в одних случаях два года, в других — три года. Мы действительно очень многое изменили: сейчас у нас алюминиевые борта, мы изменили технологию покраски, ряд сборочных процессов.
Новокузнечане новую технику восприняли с опаской. В социальных сетях высказывали опасения, что автобусы не выдержат холодов, и распространяли фотографии, как автобусы стоят у диспетчерской в снегу и никуда не едут. Однако ударившие после Нового года сорокаградусные морозы «Волгабасы» перенесли без сбоев; на заводе подчёркивают, что все автобусы оснащены предпусковыми подогревателями. Ноябрьскую заминку с транспортом городские власти объяснили организационными упущениями в «Питеравто». В результате управляющий компании в Новокузнецке был отстранён и назначен новый.