4 марта 2021 в 17:34 Общество

Транспортная реформа в Перми: как Новокузнецку не наступить на те же грабли

Как будет развиваться общественный транспорт в Новокузнецке после реформы, хотели бы знать все горожане. Да, у местных властей есть планы, но всё ли пойдёт так, как задумано? В Перми, где транспортная реформа началась на полтора года раньше, удалось далеко не всё: маршрутов не хватает, пассажиры жалуются на систему пересадок, а в бюджете города образовалась огромная дыра — 2 миллиарда рублей. Грозит ли Новокузнецку встретиться с теми же проблемами — в нашем материале.

Знал бы, где упасть

Пермь в два раза больше Новокузнецка по площади и населению, но транспортные проблемы городов схожи. Устаревшая техника, неравномерное распределение маршрутов, бесконтрольность потока наличных, давка и аварии — в общем, обычный набор для пассажирских перевозок в российской провинции.

Оба города готовились к реформе больше года, но время реализации отличалось: в Перми изменения вводили постепенно, в Новокузнецке — за один день, A42.RU подробно писал об этом.

Реформа в Перми началась в 2019 году, там уже подвели первые итоги. Они могут послужить для Новокузнецка в чём-то примером, а в чём-то – предостережением.

Дыра в бюджете

И в Перми, и в Новокузнецке схема работала так: город разыгрывал на торгах право ездить по определённому маршруту. Победивший частник забирал себе выручку и делал с ней что хотел — главное, чтобы людей перевёз. Ремонт техники, обслуживание, наполненность салона, безбилетники и многое другое было проблемой перевозчиков. Чем сильней снизишь издержки, чем больше посадишь пассажиров и ловчей обставишь конкурентов на маршруте — тем больше получишь чистой прибыли. Параллельно работали муниципальные автотранспортные предприятия, которым доставались все льготники и убыточные маршруты.

Теперь администрация городов забирает деньги за проезд сама. А затем платит перевозчикам за объём транспортной работы по брутто-контракту — за авточасы. Это полностью меняет мотивацию: если раньше водитель стремился перевезти наибольшее количество пассажиров за наименьшее время, то теперь его дело – просто двигаться строго по графику, соблюдая ужесточившиеся требования. Предполагается, что качество перевозок улучшится: новые просторные автобусы, безналичная оплата, чёткий график. Выросшие расходы предполагалось сбалансировать путём вывода наличных из серой зоны, сокращения кондукторов и оптимизации маршрутов — где-то слить два в один, где-то убрать вовсе.

Сбалансировать не получилось. Убытки бюджета Перми в транспортной отрасли, до реформы составлявшие менее миллиарда рублей, после реформы прошли отметку в 2 миллиарда. Горожане и так многим недовольны, а теперь властям придётся и дальше сокращать маршрутную сеть, автобусы пускать ещё реже.

Ошибки в планировании

В Перми данные о пассажиропотоке изначально были завышенными. Точнее, их не было вообще, поэтому использовали предположительные цифры, опираясь на данные частных перевозчиков. Однако те были, во-первых, неполными, а во-вторых, перевозчики получали «чёрный нал» и потому были склонны занижать доходы и завышать расходы, чтобы получить больше субсидий и меньше налогов.

Эксперты предлагали перед реформой сначала внедрить электронный учёт пассажиров или поголовную безналичную оплату, по которой можно делать выводы о количестве плательщиков. Но так как автопарк планировали существенно обновить, было бы странно устанавливать новое оборудование на старые автобусы.

Проблема в Перми

Рассчитывали на одни доходы, а получили другие — существенно меньше. Отсутствие данных привело к неправильному распределению подвижного состава по маршрутам — его потом исправляли, ориентируясь на жалобы населения.

А что в Новокузнецке

В Новокузнецке тоже не было точных данных о количестве пассажиров. Благодаря быстрому внедрению безналичной оплаты массив данных уже наверняка существует, но он не учитывает «зайцев». Точные данные могла бы дать автоматизированная система учёта пассажиропотока — в Перми датчиками системы оборудованы 85% автобусов, в 2021 году эту цифру планируют довести до 100%. Датчики, кстати, помогли бы ещё и бороться с безбилетниками.

Лови «зайца»

Оплаты наличными и кондукторов в новой модели нет вообще — их место займут валидаторы.

В Перми замену проводят постепенно, но настойчиво: доля «безнала» выросла за 2020 год с 26% до 71%, по сокращению кондукторов идёт эксперимент на ряде маршрутов. В целом отказ от кондукторов — вопрос решённый, их работу перестанут финансировать с июля 2021 года.

Проблема в Перми

Так как водителю теперь без разницы, оплатили проезд или нет, резко выросло количество «зайцев». Столичные лекала на провинцию упорно не ложатся. То ли народ здесь некультурнее, то ли беднее, но факт налицо: множество пассажиров стремятся обмануть систему и проехать бесплатно. Контролёры МКУ «Гортранс» проверяют не только перевозчиков, но и пассажиров — пришлось даже увеличить штат.

А что в Новокузнецке

В Новокузнецке на безнал перешли резко: 17 ноября наличные принимали все, а 18 ноября — никто. Кондукторов тоже убрали сразу. Не все пассажиры оказались к этому готовы, валидаторы работали с перебоями, оператор платёжной системы не справлялся — так что администрация потребовала у перевозчика первые дни возить весь город бесплатно, пока недостатки не устранят. Оплату наличными пришлось всё-таки частично вернуть. Жалобы на валидаторы есть и сейчас, но большинство работают, а на случай сбоев у водителя есть терминал.

Тем не менее, за проезд не платят до 40% новокузнечан – об этом Instagram[*], в частности, замгубернатора Кузбасса Андрей Панов в своём Instagram[*]. Похоже, на дисциплину сибиряков рассчитывать не приходится, и единственный способ собрать платежи — жёсткий контроль. В Новокузнецке за работу контролёров отвечает МКУ «ЦДС». Об увеличении штатов в нём пока не слышно.

Схема маршрутов

Когда в девяностых мелкие частные перевозчики начали работать, появилось множество маршрутов — чтобы каждый мог получить прибыль. Как правило, они вели из разных районов в центр и там сплетались в многократно дублирующийся клубок. Наполнить салон перевозчики старались по максимуму, а если пассажиров предполагалось по их меркам недостаточно — просто не выпускали транспорт на маршрут. В Новокузнецке летом 2020-го фиксировали выход лишь 51% маршруток от необходимого.

Новая схема предполагает магистральные и подвозящие (районные) маршруты. В идеале это должно выглядеть так: по самым востребованным улицам часто ходят автобусы большой вместимости, своего рода «метро на колёсах», а к ним ведут менее нагруженные маршруты. Это позволяет снизить дублирование и, соответственно, объём транспортной работы. Минус для пассажиров в том, что добираться почти наверняка придётся с пересадкой.

Проблема в Перми

Система разделения маршрутов вызывает у пассажиров нарекания: в одних районах автобусов мало, в других — много. После начала реформы количество маршрутов увеличивали. Properm.ru сообщает, что сейчас администрация фиксирует недостаточную наполняемость по многим маршрутам и планирует одни сократить, а на других понизить класс автобусов с «больших» до «средних».

А что в Новокузнецке

Жалоб на маршрутную сеть по-прежнему немало, особенно в Заводском районе. Основные претензии: автобусы ходят редко, не всегда соблюдают график и регулярно не видны в приложениях для мониторинга – предположительно, водители отключают ГЛОНАСС.

Монополизация отрасли

В Перми во время реформы местных частников потеснили крупные московские компании: «Автомиг» и «РТ Лайн». Вкупе с муниципальным «Пермгорэлектротрансом» три компании контролируют более 55% рынка, но и мелких перевозчиков осталось немало. Спустя полгода «Автомиг» попытался забрать ещё часть рынка, но торги приостановила УФАС.

Проблема в Перми

Чтобы выиграть конкурс за маршрут, компания должна владеть новой техникой — не старше одного года. В Кузбассе одного этого условия хватило, чтобы победить местных перевозчиков, но в Перми — нет. Поэтому, когда пришло время проводить конкурс за очередные семь маршрутов, власти добавили ещё один критерий: количество техники у компании-претендента. При этом неважно, что на маршруте требуется, например, всего 15 автобусов, всё равно выигрывает та компания, у который их в принципе больше всех. А это совершенно конкретная московская компания. В результате пермские перевозчики подали около 60 жалоб в УФАС — по их мнению, конкурсные положения неправомерно ограничивают конкуренцию.

Ситуацию, в которой две компании будут контролировать более 70% рынка, в пермских СМИ называют монополизацией отрасли, опасаясь, что скоро не мэрия будет диктовать условия перевозчику, а наоборот. К слову, стоимость проезда уже подняли с 20 до 26 рублей. Хотя это вряд ли связано с монополизацией — повышение запланировали ещё на стадии подготовки реформы.

А в Новокузнецке

В Новокузнецке во время реформы попрощались с маршрутками и множеством мелких перевозчиков. На смену им пришла компания «Питеравто», закупившая более 300 новых автобусов. Под её контролем сейчас более 95% рынка.

Пересадки длинные и короткие

С новой схемой маршрутов пересадка требуется большинству пассажиров. Услышав об этом перед реформой, пермяки не обрадовались. «Раньше платили один раз, а теперь придётся два? Спасибо, не надо такой реформы». Предвидя недовольство, администрация Перми предусмотрела гибкую тарифную сетку с бесплатными пересадками. В течение 40 или 60 минут с момента оплаты первой поездки можно пересесть, предъявив старый билет.

Проблемы в Перми

Включилась пассажирская солидарность.

— Пассажир считает за честь передать свой билетик другому входящему. Сейчас пассажиры уже на остановочных пунктах билеты в урнах выбирают, — передаёт ФАН слова директора пермского филиала ООО «Автомиг» Игоря Сасунова.

С передачей билетов стали бороться: теперь контролёры проверяют не только билет, но и карту, которой он был оплачен. Данные должны сходиться.

Кроме того, количество бесплатных пересадок в Перми оказалось в полтора раза больше, чем предполагали авторы реформы.

А что в Новокузнецке

Любой пассажир может дважды бесплатно пересесть на другой автобус. При пересадке нужно приложить к валидатору ту же карту, что и в первый раз. Время действия — 60 минут с первой оплаты. О его сокращении речь не идёт.

... соломки бы подстелил

И в Перми, и в Новокузнецке цель транспортной реформы — сделать общественный транспорт современным и удобным для горожан. Москва и Санкт-Петербург прошли этот путь раньше всех, но обстоятельства и условия там особенные, их рецепты редко подходят провинции. Поэтому так важно смотреть на опыт других первопроходцев: возможно, так Новокузнецку удастся относительно легко объехать ямы, из которых Перми придётся выбираться с трудом.


* - запрещён на территории Российской Федерации

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
В купальниках или cвадебный? билайн назвал самый «качающий» спуск «Грелки»
Яндекс.Метрика