11 октября 2022 в 17:21 Общество

По дорогам — можно, права — не нужны, штрафов — не будет. В ПДД включили электросамокаты: разбираем поправки

В Правилах дорожного движения появился термин «средство индивидуальной мобильности» и конкретные нормы: что ему можно, а чего нельзя. Ответственность за нарушение этих правил (пока?) не ввели, но в текущем виде ограничений немного, а штрафов нет вовсе. Как ограничили скорость, где поставят новый знак и когда теперь можно выезжать на проезжую часть — разбираем свежие поправки.

Статус: неводители

До 7 октября правила дорожного движения никак не упоминали водителей электросамокатов, гироскутеров, сегвеев и прочих средств передвижения, обладатели которых уже очень заметны на дорогах российских городов. Проносящиеся по тротуарам ездоки раздражали пешеходов, было неясно, у кого приоритет, а столкновения порой заканчивались травмами и даже смертью.

Правовой статус электросамокатов был неопределённым: теоретически транспортные средства мощнее 250 Ватт должны были приравниваться к мопедам, но сохранялся вопрос о том, можно ли вообще считать самокат транспортным средством — A42.RU подробно об этом писал. Обладателей устройств слабее 250 Ватт государство воспринимало как пешеходов, хотя они в состоянии развить скорость и 40, и 60 километров в час. В 2021 году компании-прокатчики согласились принудительно технически ограничить скорость самокатов 25 км/ч, а на отдельных участках и 15 км/ч, но в остальном неопределённость сохранялась. 

Теперь она снята: правительство утвердило поправки, по которым электросамокаты, сегвеи, моноколеса, гироскутеры, электроскейтборды с 1 марта 2023 года введут в ПДД под общим названием «средства индивидуальной мобильности». Если быть точным, СИМ — это «транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя».

Владельцам СИМ запрещено развивать скорость выше 25 км/ч. Для регулирования их движения появится специальный знак, который будет запрещать или ограничивать движение.

Езда по тротуарам: для лёгких и прокатных

Согласно поправкам, самое правильное место для езды на СИМ любой массы — велодорожки. Как и велосипедисты, владельцы СИМ должны спешиваться на пешеходных переходах, и как и велосипедистам, оказавшиеся на велодорожке пешеходы должны им уступать.

Если масса электротранспорта меньше 35 килограммов, на нём можно передвигаться и по тротуарам. При этом приоритет у пешеходов, а владельцам СИМ нужно рассчитывать скорость, исходя из этого приоритета, — вплоть до спешивания, если их движение создаёт пешеходам помеху. Если тротуаров нет, можно ехать по обочине дороги. Если нет и её, можно ехать по правой стороне проезжей части.

К слову, масса абсолютного большинства прокатных самокатов меньше 35 килограммов.

А вот если масса СИМ выше 35 килограммов, всё наоборот: по тротуарам ездить нельзя. Только по велодорожке, если её нет — сразу по обочине, если и её нет — по проезжей части. Есть исключение: владелец тяжёлого самоката может ехать по тротуару, если сопровождает ребёнка на СИМ или велосипеде младше 14 лет.

Езда по проезжей части: для взрослых и тяжёлых

Для движения по проезжей части у электротранспорта должны наличествовать тормоза, звуковой сигнал, белая фара или фонарь спереди, красный световозвращатель по бокам и сзади. Нетрудно увидеть, что под это описание не попадает ни гироскутер, ни моноколесо, ни сегвей — только электросамокат.

Если разрешённая скорость на дороге выше 60 км/ч, выезжать на проезжую часть на СИМ нельзя ни при каких обстоятельствах.

СИМ запрещено поворачивать налево, если на дороге больше одной полосы или ходит трамвай. Ехать можно только в один ряд, а обгонять транспортные средства слева запрещено.

Выезжать на проезжую часть могут только люди старше 14 лет. В возрасте от 7 до 14 лет можно ездить только по велодорожкам, тротуарам и в пешеходной зоне. В возрасте до 7 лет самостоятельно ездить нельзя вообще — только в сопровождении взрослых.

Обычные (не электрические) самокаты к СИМ не относятся, их обладатели в глазах закона по-прежнему тождественны пешеходам.

Запреты и ответственность: 500 рублей

Правила не называют владельца СИМ водителем. Соответственно, обязанностей водителя у него нет: он не обязан предъявлять документы и не обязан оставаться на месте ДТП. 

Как и пешеход, владелец СИМ обязан следовать сигналам светофора — и пешеходного, и велосипедного.

На СИМ запрещено перевозить груз, который выступает за габариты транспорта более чем на полметра или мешает управлять. Также запрещено перевозить пассажиров, «если это не предусмотрено конструкцией». На прокатных самокатах это именно что не предусмотрено.

И последняя из новинок — запрещено управлять СИМ, не держась за руль хотя бы одной рукой, «при наличии руля».

При видимом многообразии запретов и ограничений законодатель не внёс в Кодекс об административных правонарушениях никаких поправок. Номеров у самокатов нет, камеры их «не видят». Процедура измерения технических параметров — взвешивания или измерения мощности — не прописана. Соответственно, ответственность за нарушения для любителей погонять на самокатах остаётся прежняя, «пешеходная» — штраф 500 рублей по части 1 статьи 12.29 КоАП РФ.

Фото: A42.RU

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
билайн бизнес представил решения для улучшения мобильного покрытия на Третьем российском угольном саммите
Яндекс.Метрика