Весна принесла на дороги традиционную распутицу, а в головы автовладельцев и некоторое замешательство. Новости сыпались одна за другой: правила проезда кольца изменили, на самокатах по «зебре» больше нельзя (а по дорогам можно), в правила выпуска и ввоза ТС возвращают нормы «Евро-2» и обязательной установки «ЭРА-ГЛОНАСС». С параллельным импортом и льготами цены прыгают и вверх, и вниз, а «китайцы» всё увереннее прибирают к рукам массовый рынок. Ниже — подробный разбор всех автомобильных новостей.
Кольцо: правило новое, схема проезда старая
Обновления в Правилах дорожного движения приняты ещё в минувшем октябре, но действуют с 1 марта. Они касаются не только кольца, но начнём с него.
До 2017 года кольцо без дополнительных знаков приоритета было второстепенным. На оживлённых кольцах это снижало пропускную способность, поэтому большинство крупных колец делали «главными» с помощью знаков — именно так было на бульваре Строителей в Кемерове.
В 2017 году правила существенно исправили: в отсутствие знаков приоритета именно кольцо стало главным. Для кемеровчан ничего не изменилось, а, например, в Новосибирске, где много разных колец, люди часто путались.
Смущала и формулировка в ПДД: в пункте 13.11.1 было чётко указано, что при въезде на перекрёсток, на котором организовано круговое движение, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрёстку. Про знаки было расписано в других пунктах, и получалось противоречие: в спорах один водитель тыкал в первый пункт, а его оппонент — в другой.
Теперь противоречивую формулировку первого пункта исправили: вместо «при въезде на перекресток, на котором организовано круговое движение…обязан уступить дорогу» в правилах написано «при въезде по дороге, не являющейся главной, на перекрёсток…». Это оговорка — как раз для случаев, когда перед кольцом стоит знак «Уступи дорогу».
Саму схему проезда правила не меняют. В том же Новосибирске уже давно используют самые причудливые конфигурации главных и второстепенных съездов с кольца. Нынешняя поправка лишь исключила противоречие из формулировок. Ну а в Кемерове бульварное кольцо как было, так и остаётся главным.
Самокаты: по «зебре» нельзя, по дорогам можно
Электросамокаты, по которым раньше вообще ничего не было понятно (вплоть до того, что сотрудники ГИБДД требовали права на мопед и шлем), с 1 марта прописались в ПДД рядом с мопедами и велосипедами. Наряду с гироскутерами, сигвеями и прочим новаторским транспортом для них ввели новый термин — средство индивидуальной мобильности, СИМ. Главный критерий — наличие двигателя и колёс. При этом определение не ограничивает мощность планкой в 250 Вт (раньше это было важным) и не задаёт тип двигателя — то есть теоретически он может быть и бензиновым.
Правила устанавливают ограничение скорости для всех СИМ — 25 км/ч. Обновлённый пункт 24.8 прямо запрещает им пересекать дорогу по пешеходным переходам: водитель должен спешиться.
Место, где можно ездить на электросамокате, зависит от веса. При весе до 35 килограммов (именно таковы практически все прокатные самокаты) можно ездить по велосипедным дорожкам, если их нет — по тротуарам, если и их нет — по обочинам, а если нет и обочин — по правому краю проезжей части. Но только если разрешённая скорость на этой дороге не выше 60 км/ч, а на СИМ есть тормоза, фара и сигнал.
При весе самоката больше 35 килограммов по тротуарам ездить нельзя. В отсутствие велодорожки они сразу должны отправляться на проезжую часть. Более подробно новые правила A42.RU разбирал в отдельной статье.
Штрафы в КоАП остались прежними. Так, за переезд пешеходного перехода придётся заплатить 800 рублей, за создание помех движению — 1000 рублей, за наезд на пешехода — до 1500 рублей.
Техрегламент: возврат «Евро-2», ABS и «ЭРА-ГЛОНАСС», но не сразу
Минпромторг подготовил проект постановления, который предусматривает поэтапное возвращение к требованиям технического регламента, касающимся безопасности. Об этом стало известно в феврале, однако документ вступит в силу только в июне.
Напомним, что упрощения и послабления в России ввели после усиления санкционного режима и ухода ряда иностранных компаний с авторынка. Чтобы контейнеры не остановились из-за нехватки компонентов, власти ввели упрощённый регламент: автомобили снова можно было ввозить и выпускать с выхлопом вплоть до самого низкого «Евро-0», без антиблокировочной системы тормозов ABS и контроля устойчивости ESP, без подушек безопасности, преднатяжителей ремней и отдельных компонентов системы оповещения «ЭРА-ГЛОНАСС».
Теперь требования безопасности возвращаются: с 1 июня автомобили должны соответствовать экологическому стандарту не ниже «Евро-2» и иметь на борту систему оповещения, с 1 ноября вернётся обязательная установка ABS. Запрет на ввоз машин по упрощённым требованиям также начнёт действовать с 1 июня — если давно планировали, успевайте.
Цены: параллельный импорт и китайцы
Несмотря на санкции, российский авторынок переживает расцвет. С 27 февраля по 5 марта 2023 года дилеры продали в России без малого 22 тысячи автомобилей, пишут «Известия». Это рекорд с марта прошлого года.
Растёт количество ввозимых моделей, как благодаря параллельному импорту, когда уже известные бренды попадают в Россию через третьи страны без разрешения правообладателя, так и благодаря расширению ассортимента работающих здесь компаний. «Автоновости дня» сообщают, что за один только февраль китайские производители вывели на российский рынок четыре новые модели. При этом цены на некоторых «китайцев» снижаются, и профильные издания уже говорят о «китаизации» российского авторынка. Лидером, впрочем, всё равно остаётся Lada с долей 56%.
Купить автомобиль российским семьям помогали программы льготного кредитования, по которым можно было получить субсидию до 25% от цены машины. Правительство выделяло на господдержку 5,1 миллиарда рублей, которые подходят к концу, но точных сроков возобновления программ пока нет.
Фото: A42.RU