Минтранс подготовил поправки к ПДД, которые вернут штраф за превышение средней скорости. Суть в том, что камеры будут фиксировать не только скорость автомобиля, но и время в пути между двумя и более точками. Водители, оказавшиеся на «финише» подозрительно быстро, получат штраф, даже если непосредственно под камерой ехали как положено. Такой штраф уже вводили несколько лет назад, но быстро отменили из-за юридических противоречий. Как эти противоречия предлагают разрешить сейчас и чем это грозит водителям — в нашем материале.
Что изменится в ПДД
«Коммерсант» сообщил, что подготовленный Минтрансом проект изменений рассмотрели на заседании правительственной рабочей группы по безопасности дорожного движения. Ключевое изменение — в ПДД введут термин «средняя скорость движения транспортного средства», которую будут определять по школьной формуле отношения расстояния ко времени. Дополнят и пункт 10.1 ПДД: сейчас там написано «водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения», а теперь добавят ещё слова про среднюю скорость.
Кроме ПДД, методику фиксации средней скорости и порядок санкций опишут в Кодексе об административных правонарушениях и других документах.
Кто будет контролировать среднюю скорость
Контролировать среднюю скорость будет не каждая камера, хотя технически возможно и это. «Российская газета» сообщает, что для возобновления контроля за средней скоростью всё готово уже сейчас. Ведь, строго говоря, все дорожные камеры фиксируют не мгновенную скорость, а среднюю, просто на очень коротком участке. Радар регистрирует время въезда и выезда в зоне захвата, делит на расстояние и получает результат. Камеры средней скорости просто будут разнесены на большее расстояние. Протяжённость теоретически может быть любой — и один километр, и десять. Радар-детектор больше не поможет, ведь будет неважно, где стоят камеры — соблюдать скоростной режим придётся на всём протяжении зоны контроля.
Почему Верховный суд отменил этот штраф в 2021 году
В 2021 году Верховный суд отказался рассматривать нарушения, связанные с превышением средней скорости. Ключевое противоречие было в том, что в ПДД и КоАП термина «средняя скорость» не было вообще, то есть камера-то фиксировала среднюю скорость, но благодаря этому лишь подтверждался факт превышения «мгновенной» скорости, и водителя штрафовали именно за него. При этом возникали правовые коллизии:
- каждое нарушение должно иметь место и время совершения, а в случае со средней скоростью определить их было невозможно;
- на некоторых участках водитель теоретически мог «срезать» по полю, не нарушить правил и получить штраф без вины;
- КоАП содержит разные наказания за разные превышения скорости, а со средней скоростью точно определить уровень превышения нельзя.
В результате штрафовать за превышение средней скорости перестали, но власти многих регионов успели оценить позитивный эффект для снижения аварийности и неоднократно на федеральном уровне просили котроль доработать и вернуть.
Согласно проекту новых поправок, местом совершения правонарушения будет считаться зона контроля последней камеры. Это позволит чётко определить подразделение ГИБДД и районный суд. Штраф за превышение средней скорости предлагают прописать в КоАП отдельно от штрафов за «обычные» превышения.
Кого оштрафуют на автомагистрали
Любопытный факт: контроль средней скорости теоретически позволит наказывать не только лихачей, но и «черепашек», которые движутся по автомагистрали со скоростью ниже допустимых по правилам 40 км/ч. Однако будут ли их штрафовать на практике, пока неизвестно — это предстоит решить законодателям.
Как водителю контролировать свою среднюю скорость
«Коммерсант» приводит мнение производителя камер, который напоминает, что у водителей нет технических средств контроля средней скорости. Они могут лишь примерно рассчитать её, поделив пройденное расстояние на время.
В Госдуме уверены, что водитель просто должен двигаться с разрешённой скоростью — тогда контроль средней не понадобится. «Известия» приводят слова депутата Александра Толмачёва, который подчёркивает, что ехать нужно не рывками, «прыгая» от камеры до камеры, а спокойно, с разрешённой скоростью. По словам депутата, поправки огорчат только лихачей, а для нормальных законопослушных водителей никаких изменений не будет.
Когда поправки начнут действовать
По словам сопредседателя рабочей группы «Безопасность дорожного движения» Евгения Литвина, слова которого приводит «Коммерсант», судьба поправок решится после голосования экспертов. Не исключено, что проект отправят на доработку — Минтранс уже заявил, что готов внести коррективы по замечаниям. Внести коррективы, но не отменить: в последние 15 лет законодательные инициативы, исходящие не от депутатов, а от правительства, доходят до принятия в том или ином виде почти в 100% случаев.
Тем не менее, срок принятия поправок по средней скорости не определён. Евгений Литвин считает, что для удобства водителей и инспекторов Правила дорожного движения не следует дополнять слишком часто, лучше делать это пакетно, «накапливая» поправки и вводя их одним документом. Последний раз такие изменения вносили в марте, прописав в ПДД электросамокаты и другие средства индивидуальной мобильности (A42.RU подробно разбирал нововведения). Исходя из этого, можно предположить, что новые поправки примут не ранее чем к концу года.
Фото: A42.RU