Ремонт Красноармейского моста в Кемерове обошёлся в 338 миллионов рублей, и его полностью перекрывали на 69 дней. На ремонт Искитимского потратят в восемь раз больше — 2,5 миллиарда, мост фактически придётся строить заново, а движение перекрывать, возможно, на целый год. Инженер-строитель рассказал A42.RU о подводных камнях предстоящего ремонта, который коснётся едва ли не каждого водителя в Кемерове. О плюсах рассказал тоже, например о том, что технически возможно «сгладить» подъём к цирку. Другие подробности о ценах, сроках, пробках и объездах — в нашем материале.
Риск обрушения и суд
Ремонт Искитимского моста назревал давно: его построили в 1959 году и с тех пор ни разу капитально не ремонтировали, только в 1990 году укрепляли пролёты. Кроме того, к мосту достраивали пешеходные дорожки — фактически два отдельных мостика.
Искитимский мост сразу попал в программу «Безопасные и качественные дороги», рассчитанную на 2017-2025 годы. В 2022 году полную реконструкцию моста включили в план ремонта городских переправ в таком порядке: сначала Красноармейский мост, потом Университетский, Кузбасский и лишь затем Искитимский. Инженер, знакомый с ситуацией, говорит, что такая очерёдность изначально вызывала у специалистов вопросы, потому что мост был очень, очень плох.
— Техсостояние Искитимского моста специалисты оценивали ещё в 2018 году, — рассказывает он. — Губернатор сказал срочно его отремонтировать, потому что на покрытии моста были выбоины. В работах была только замена верхнего слоя покрытия, но инженеров отправили под мост оценить техсостояние. Там уже была полная жесть, я по мосту после этого год вообще не ездил: налицо катастрофический износ несущих элементов и их частичное разрушение. В администрацию написали бумагу, там её посмотрели, но сделали только берегоукрепление. Сам мост не трогали. В целом это правильно, смысла что-то ремонтировать не было, только направленный взрыв.
Информация о плохом состоянии моста дошла до прокуратуры, её проверка выявила не только разрушение асфальтобетонного покрытия, но и частичное повреждение конструкции деформационных швов над опорами.
Городские власти получили прокурорское представление в мае 2023-го, когда план ремонтов уже был составлен, а финансирование распределено, поэтому делать ничего не стали. В ноябре прокурор обратился с иском в суд.
— Выявленные нарушения закона, связанные с непринятием надлежащих мер по обеспечению безопасности движения транспорта на мостовом сооружении, не устранены по причине отсутствия финансирования, — говорится в сообщении суда.
Кроме того, указано, что длительная эксплуатация с имеющимися дефектами может стать одной из причин обрушения моста, опасна для жизни и здоровья людей. Суд обязал власти в срок до 31 декабря 2024 года опасность устранить — провести ремонт.
В мэрии отреагировали на решение суда: сообщили, что это плановые работы, «которые были бы выполнены и без дополнительных требований тех или иных органов». И добавили, что сроки выполнения не изменятся.
— Остаются в тех временных границах, что и планировались изначально: проектирование в 2024 году, строительно-монтажные работы в 2025-2027 годах, — написал представитель администрации в комментариях под сообщением главы города в соцсетях.
Предположительно, некие работы по укреплению ныне существующих пролётов всё-таки проведут в текущем году, чтобы хоть как-то выполнить решение суда. Хотя денег, конечно, жалко — ведь уже в следующем году старую конструкцию предстоит снести.
Не ремонт, а новый мост
Тендер на строительство моста выиграл «Кемеровоспецстрой» — та же компания, которая возводила Театральный мост и десятки других объектов. Администрация города поставила подрядчику техническое задание на проектирование, согласно которому на мосту должно быть:
- шесть полос для автомобильного движения (а не четыре, как сейчас);
- широкие пешеходные и велосипедные дорожки;
- обособленные трамвайные пути;
- удобный спуск к парку «Антошка».
Глава города подчеркнул в соцсетях, что внешний облик моста не определён, город ждёт «интересное архитектурное решение» от подрядчика.
Хотя работы называют капитальным ремонтом, по словам инженера, знакомого с ситуацией, это будет совершенно новый мост.
— Всё просто: верхнее строение под снос, опоры под снос. От старого моста не останется абсолютно ничего. Габариты нового никак не смогут встать на существующие опоры. Сам мост в разрезе будет примерно похож на Кузнецкий, но меньше по длине. Там тоже три полосы, тротуары и трамвай посередине. Отличие только в тротуарах — они будут шире, чем на Кузнецком мосту. То, что это будет цельное сооружение, а не три моста, как сейчас — это однозначно.
Среди ожидаемых архитектурных решений — те, что уже применяются в городе: современная подсветка, оформление стелы с названием моста, декоративные перильные ограждения. Из технических новаций мост наверняка ждёт бесшумный трамвайный путь со сварными стыками, обособленный от проезжей части. Впрочем, здесь мы переходим в область догадок, ведь проектирование ещё даже не начиналось.
Ранее A42.RU приводил примеры самых необычных мостов из мировой практики – в Кемерове таких, конечно, не построят, но вдруг один из них кого-то вдохновит.
От года до полутора: на сколько могут перекрыть движение
Цена обновлённого Искитимского моста, включая проектирование — 2 518 722 500 рублей, что примерно в два с половиной раза больше, чем Театрального моста, который строили с нуля. Когда проект будет готов, на ремонт по плану отведено три года: 2025-й, 2026-й и 2027-й. Это, конечно, не значит, что движение закроют на тот же срок.
— Даты во всех контрактах всегда ставятся по графику финансирования, — объясняет инженер-строитель. — Обычно стоимость считается на основании проектной сметы. Проекта нет, соответственно, никто по факту посчитать не может, сколько времени займёт стройка. Поэтому официально пока озвучиваются те сроки, которые стоят в программе. Куча случаев, когда в графике на объект отведено два года, а строят его за четыре месяца. Уверен, и здесь ситуация будет аналогичная. Средний мост строится около года. Театральный мост вместе с подходами с нуля построили за семь месяцев.
Новый Искитимский мост строить сложнее и дольше. Как минимум потому, что по нему ходит трамвай. Кроме того, сразу после моста начинается резкий подъём к цирку — это одно из немногих мест в городе, где водителям автомобилей с механической коробкой передач приходится выполнять упражнение «горка», чтобы при трогании не откатиться в бампер идущего сзади. Предстоящий ремонт — отличная возможность уменьшить опасный продольный уклон.
— Город же хочет брать трамваи-полуторки, а для них существующий подъём чересчур крутой. Рационально будет сразу делать новый мост выше, чем существующий, и с уклоном — примерно как Красноармейский мост сейчас. Возможность поднять насыпь есть, места хватает, на подъёме по чётной стороне хороший перепад высот. Заложат ли эти работы в проект? Надеюсь, что да, — говорит инженер.
Однако чем больше работ — тем дольше срок, на который придётся перекрыть движение. Когда в 2022 году пришлось более чем на два месяца перекрывать Красноармейский мост, пробки вызвали огромное недовольство горожан. Здесь же речь идёт о куда более длительных сроках — от десяти месяцев до полутора лет.
— Снос займёт месяца 3-4 вместе с опорными частями, возведение новых опор — примерно столько же. [Если движение закроют к следующему году, то] открыть смогут, вероятно, в октябре 2025-го, а то и весной 2026-го. Конечно, сделать стараются всегда быстрее, — предполагает инженер-строитель.
Средств для быстрой стройки достаточно. Театральный мост целиком обошёлся городу в 1 миллиард рублей. Здесь же выделено 2,5 миллиарда, но в списке работ не только мост, но и реконструкция подходов, и инфраструктура трамвая, и дорогостоящий демонтаж старого моста.
Точные сроки закрытия и открытия кемеровчане узнают только к концу 2024-го, когда проект будет готов и пройдёт госэкспертизу. Морально готовиться можно начинать уже сейчас — и изучать карту, планируя объезд по соседним мостам.
В объезд — по Сибиряков-Гвардейцев
Кстати о соседних мостах. С одной стороны это Красноармейский мост, с другой — мост по обновлённой и расширенной улице Сибиряков-Гвардейцев, которую сдадут как раз в этом году. Именно этот широкий, новый и пока не слишком загруженный мост — главный кандидат на роль «заместителя» Искитимского для жителей Центрального и Ленинского районов, которые живут южнее проспекта Ленина.
— Искитимский мост логично закрывать только после того, как откроют Сибиряков-Гвардейцев. [Обратное] движение от Ленина до Сибиряков-Гвардейцев по Мичурина нужно делать двусторонним, а для этого — расширить хотя бы на метр. Думаю, это будет сделано, — полагает инженер-строитель.
Судя по опыту Красноармейского моста, пробки неизбежны. Однако их плотность во многом зависит от того, как за оставшийся год подготовят окрестные дороги и отрегулируют движение по ним.
Фото: Александр Денисов / A42.RU