В январе кузбассовцы узнали, что с 1 июля 2025 года в регионе повысятся тарифы на коммунальные услуги. Но не на 4-15%, как по стране в целом, а сразу на 19,8-26,1%. Неужели кемеровчане зарабатывают настолько лучше среднего россиянина?
Региональная энергетическая комиссия сослалась на федеральное правительство, которое отнесло Кемерово и Белово к ценовой зоне теплоснабжения. И аргументировала рост общим подорожанием ресурсов и необходимостью реализации инфраструктурных проектов.
Давайте разберёмся, что такое ценовая зона и почему отрасль ЖКХ в Кузбассе недофинансирована сильнее, чем у соседей.

Как повысят тарифы
Повышение тарифов на услуги ЖКХ по закону ежегодно проходит в июле, цель — скорректировать плату с учётом инфляции. В течение года ресурсы, материалы, обслуживание сетей дорожают, и если бы население продолжало платить по старым тарифам, трубы бы быстро обветшали, насосы отказали, а поставщики услуг обанкротились.
РЭК Кузбасса утвердила предельные индексы размера платы за коммунальные услуги в декабре 2024 года. Как и всегда, подорожала холодная и горячая вода, водоотведение, отопление, уголь по нормативу, электро- и газоснабжение, а также вывоз мусора. Формируя новые тарифы, региональная комиссия превысила даже установленный федеральным правительством «потолок» (закон это допускает). Правительство утвердило максимальный индекс для Кузбасса как 19,8% «с максимальным отклонением 2,1%». В результате на 19,8% плата выросла лишь в четырёх сельских поселениях на юге области, а во всём Кузбассе — до максимальных 21,9%.
Более того, в Белове и Кемерове рост и того больше — на 24,8% и 26,1% соответственно. Как видим, это почти втрое превышает официальный уровень инфляции. Дело в том, что эти города относятся к ценовой зоне теплоснабжения: в ней государство отказалось от жёсткого регулирования отрасли.

Что такое ценовая зона
Города в ценовой зоне теплоснабжения — это такие, в которых применяют новую модель рынка тепла. Цель модели — сделать для компаний-участников перспективными долгосрочные инвестиции в рынок тепловой энергии.
В обычной действующей модели тарифы формируют по принципу «затраты плюс»: поставщик тепла направляет властям обоснование своих затрат, они проверяют экономическую обоснованность и делят их на будущий объём нужного тепла. Всё бы хорошо, но при такой схеме нет никакого смысла делать долгосрочные вложения в изношенную инфраструктуру, создавать новые насосные станции и работать эффективно: всё равно заплатят, сколько нужно. Можно даже сказать, что дела обстоят наоброт: выгоднее быть неэффективным.
В ценовой зоне власти определяют только верхний потолок, который может быть довольно высоким (отсюда повышение на 26,1%). Предполагается, что дальше цены на тепло будут определяться рыночными механизмами, исходя из возможностей продавца и потребностей потребителя, на основе договоров.
Правда, есть нюанс: как определить тарифы? В теплоснабжении ведь по-прежнему нет обилия компаний на рынке, во многих городах это естественная монополия. Поэтому придумали метод расчёта «альтернативная котельная»: экономисты «представляют» воображаемую котельную-конкурента, считают, сколько будет стоить построить её с нуля и обеспечить её работу в текущих рыночных условиях, и на основе полученных цифр устанавливают потолок и рыночный тариф.
Таким образом, расчёты в ценовой зоне ближе к реальному рынку. Для энергетиков и тепловиков применение новой модели решает проблему прогнозируемости тарифа на период, достаточный для принятия инвестиционных решений — 10 и более лет. В тех городах, где её применяют, быстрее ремонтируют сети и насосы, меньше перебоев и порывов на сетях.

Площадь возьмут из ЕГРН
С 1 марта при расчёте коммунальных услуг, где применяется показатель «площадь жилья» (а это в том числе уголь по нормативу), исполнители будут опираться на сведения из ЕГРН. Раньше годились и другие данные — из техпаспорта БТИ, а ещё раньше — из домовой книги. Теперь всё строго: что бы человек там ни сделал с лоджией и как бы не перепланировал дом, платить он будет так, как написано в едином госреестре.
Плату за отопление продолжат распределять на год
Хотя с 1 марта в России запретили переходить на оплату отопления равномерными платежами в течение года, в регионах, где эта схема применяется, она будет действовать и дальше. Вопрос об отмене — в компетенции регионального правительства, а там поспешили заверить, что всё останется по-прежнему. Когда (и если) от неё решат отказаться, квартплата резко повысится зимой, но станет меньше летом.
Субсидирование ЖКУ через тарифы в Кузбассе пока сохраняется: в прошлом году бюджет потратил на компенсации поставщикам ресурсов более 21 миллиарда рублей, покрыв около 42% от реальной стоимости услуг. Многолетний «кузбасский социализм», далёкий от рыночных реалий, привёл к тому, что отрасль хронически недофинансирована, инфраструктура ветшает. По расчётам гендиректора экспертной организации «Госэнерготариф» Сергея Ладутько, даже после июльского повышения средняя плата за ЖКУ в Кузбассе составит 5409 рублей, и это по-прежнему будет меньше, чем в Новосибирске (6398 рублей), Томске (5734 рублей) и Красноярске (8250 рублей). Власти Кузбасса планируют постепенно отказаться от субсидированных тарифов, сохранив, однако, компенсации на оплату ЖКУ нуждающимся семьям.
Фото: A42.RU