24 сентября 2020 в 15:46 Давайте разберёмся

Пешеходные заборы или живая изгородь: стоимость, безопасность, помеха движению. Разбираемся, что лучше для города

В Кемерове появляется всё больше металлических заборчиков, отделяющих пешеходную зону от проезжей части. Предполагается, что они делают дороги безопасней, затрудняя людям переход в неположенном месте или непроизвольный выход на проезжую часть.

Специалисты по развитию городов отмечают, что объективных исследований безопасности никто не проводил, а заборы — это неэстетично и дорого. Есть лучшая альтернатива — живая изгородь.

Перегородить улицы заборами или засадить кустарником? Этот выбор в Кемерове делают прямо сейчас. Давайте разберёмся, какие плюсы и минусы есть у каждого решения.

Зачем ставят заборы

Этого требует ГОСТ, причём не один. По стандарту пешеходные ограждения нужны вдоль всех тротуаров, которые идут вдоль проезжих частей. Заборы ставят в том числе по федеральной программе в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». От города к городу ситуация с «озабориванием» разнится.

НАЖМИТЕ, ЧТОБЫ УВИДЕТЬ ПОДРОБНОСТИ

ГОСТ 52289-2019 посвящён безопасности движения: дорожным знакам, разметке, ограждениям. По нему ограничивающие пешеходные ограждения обязательны к установке:

1) около наземных пешеходных переходов со светофором (не менее 50 метров в каждую сторону);

2) около переходов без светофора, если они стоят на участке дороги:

  • вдоль детских учреждений;
  • рядом с местом концентрации ДТП с пешеходами;
  • где интенсивность пешеходного движения превышает 1000 человек в час на одну полосу тротуара;
  • рядом с остановкой маршрутного транспорта (при наличии ряда условий).

Это обязательный список, и если бы только им всё и ограничивалось, вопросов бы ни у кого не возникло.

Однако есть и другой ГОСТ 52766-2007, который описывает общие требования к автомобильным дорогам. В нём есть примечательный пункт 4.5.1.9, который дословно звучит так: «На дорогах и улицах в населённых пунктах вдоль тротуара устраивают пешеходные ограждения […] или сплошную посадку кустарника, отделяющего пешеходов от проезжей части».  То есть заборы нужны вдоль ВСЕХ тротуаров, расположенных рядом с проезжей частью.

ГОСТы делают оговорку о том, что ограждение требуется только при отсутствии сплошной посадки кустарника — то есть забор можно заменить живой изгородью вполне официально.

Тут-то и начинается пространство дискуссии.

Чем плохи заборы

О преимуществе живой изгороди Instagram[*] в своём Instagram[*] и мэр Кемерова Илья Середюк.

— В последние годы по федеральной программе мы установили много металлических ограждений […] В то же время кемеровчане всё больше обращают внимание на то, что металлические ограждения более эстетично впредь заменять на живую изгородь — кустарник, который с такой же эффективностью препятствует непроизвольному выходу пешехода на дорогу. Нормативы это позволяют делать, — отметил глава города. — Во время объезда приняли решение, посоветовавшись с руководством ГИБДД города, о сокращении объёмов металлических ограждений в пользу кустарника.

Идея эта вполне передовая. Кроме низкой эстетики заборов, которые добавляют городскому пейзажу тюремных ноток, урбанисты описывают целый букет недостатков.

Высокая стоимость

Мы не смогли найти информацию о стоимости кемеровских заборов. Однако, например, в Бердске издание «Курьер. Среда. Бердск» со слов главы города называет цифру около 4000 рублей за погонный метр, в Кирове — в среднем 6500 рублей.

Стоимость высадки живой изгороди немного ниже.

Фото: Пешеходные заборы или живая изгородь: стоимость, безопасность, помеха движению. Разбираемся, что лучше для города 2

— Для живой изгороди подходят пузыреплодник, дёрен, клён гиннала, сирень, — рассказывает владелец «Сибирской ландшафтной компании», агроном Алексей Папанов. — Зимой снегоуборочная техника часто ломает растения, поэтому для посадки вдоль дорог я бы выбирал клён гиннала — он прочнее. Чтобы получить хорошую, частую изгородь, понадобится три растения на погонный метр. Саженцы у нас с закрытой корневой системой — они хорошо приживаются, высаживать можно в течение всего вегетационного периода. Одно растение стоит около 700 рублей. Плюс работа и гарантия — 50% от стоимости растений. Под гарантией мы понимаем замену растений, потерявших более 50% декоративности, подкормку, мониторинг болезней и вредителей, в общем, полный агрокомплекс.

Итого получается около 3400 рублей за погонный метр изгороди.

После установки заборы необходимо обслуживать: мыть, ремонтировать и красить. Покраска на розничном рынке стоит около 300 рублей за погонный метр плюс стоимость краски.

Живую изгородь тоже нужно обслуживать — стричь два-три раза в год. Это не может сделать любой разнорабочий, понадобятся услуги специалиста. Озеленители не ответили, сколько стоит стрижка, так как это зависит от объёма работ, типа кустарника и других факторов. Можем предположить, что стрижка как более квалифицированный труд стоит всё-таки дороже.

Безопасность под вопросом

На сайте проекта «Трансспот» приводится исследование пешеходных ограждений, проведённое муниципальными властями Лондона. В нём говорится, что теоретически заборы должны повышать безопасность, не пуская людей на дорогу, но на практике это работает не всегда: ограждения перелезают или обходят. При этом у автомобилистов на улице с ограждениями появляется ложное ощущение безопасности, и они едут быстрее.

Заборы представляют опасность и для велосипедистов: водители автомобилей, особенно габаритного транспорта, могут их не заметить и прижать. Если бы забора не было, велосипедисты могли бы спастись на тротуаре.

К безопасности улиц с живой изгородью у кемеровских водителей тоже есть вопросы. Говорят, например, что из-за кустов, высаженных вдоль проезжей части на улице Весенней, пешеходы появляются очень неожиданно.

— Просветов в изгороди явно больше, чем пешеходных переходов, — сетует автовладелец Дмитрий Иванов. — Причём к этим просветам ведут тропинки порой не просто протоптанные, а уложенные плиткой. За кустами и так не видно детей, а тут ещё их «выводят» этими тропинками прямо под колёса.

Стоит отметить, что изгородь на Весенней, судя по высоте, декоративная. И предметом нашей статьи не является. По ГОСТу высота кустарника, использующегося в качестве пешеходного ограждения, не должна превышать 0,8 метра.

Помеха движению

То же исследование указывает, что заборы идут вразрез с концепцией доступной среды, потому что могут стать помехой для экстренных и коммунальных служб, такси и пассажиров общественного транспорта. Иногда за забором оказывается даже парковка для инвалидов. Впрочем, у живой изгороди в этом пункте преимуществ нет — она будет мешать не меньше.

Чем полезна живая изгородь

Выполняя те же функции, что и забор, живая изгородь приносит дополнительный бонус: защищает пешеходов от летящей с дороги грязи. Кроме того, будучи зелёным насаждением, очищает воздух в городе. И последнее (по порядку, а не по значению) — она просто красивее. С кустарником мечта про город-сад становится чуточку ближе, чем с заборами.

В Сибири, к сожалению, все преимущества живой изгороди проявляют себя только половину календарного года. Зимой, которая длится здесь с октября по апрель, это сиротливые голые ветки, часто забитые грязным снегом. Впрочем, заборы, торчащие из серых куч, выглядят не лучше.

Мэр Илья Середюк отметил, что решение уже принято — у кустарника будет приоритет перед металлическим ограждением. ГОСТы позволяют, руководство ГИБДД не против. Конкретных планов, сколько живой изгороди предстоит высадить и где, глава города пока не озвучил. В любом случае, чтобы саженцы превратились в красивые ленты кустов, понадобится минимум год. Значит, изменения в городском ландшафте кемеровчане начнут замечать не раньше весны 2022-го.


* - запрещён на территории Российской Федерации

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
билайн бизнес представил решения для улучшения мобильного покрытия на Третьем российском угольном саммите
Яндекс.Метрика