31 марта 2018 в 02:49 Наука

Курица или яйцо: канадские учёные выяснили секрет скорлупы

Биологи из Канады выяснили, как цыплёнку удаётся выйти наружу яйца, способного выдержать тройную массу тела несушки. Установлено, что скорлупа состоит из трёх слоёв наноструктур, имеющих разную прочность, эластичность и иные механические свойства. Эти структуры меняются, когда цыплёнок вылупляется из яйца.

– Понимание того, как работает «наноброня» яиц, поможет нам поменять работу генов куриц-несушек таким образом, что их яйца станут более прочными и защищёнными от микробов, — отмечают учёные, цитирует РИА Новости со ссылкой на Science Advances.

Так, скорлупа состоит из трёх слоев нанокристаллов карбоната кальция, каждый из которых играет свою собственную роль в защите будущего птенца от внешней среды.

Положением этих кристаллов управляет белок остеопонтин, служащий каркасом, к которому крепятся наночастицы мела.

Остеопонтин постепенно исчезает из внутренней части скорлупы к моменту, когда цыплёнок готов вылезти «из укрытия» и увидеть свет. При этом, будучи хрупкой изнутри, яйцо остаётся крепким снаружи.

Фото: Flickr