gazeta.a42.ru
11 мая в 10:26 Образование

Почему стоит научить левшу писать правой рукой

По вопросу переучивания левшей сломано немало копий. Советская тяга жёстко привести всех к праворукому стандарту в девяностые подверглась в педагогической науке ритуальному порицанию и уничтожению. Левшей оставили в покое и постепенно даже начали считать, что ручка в «неправильной» руке — признак творческих наклонностей, а то и гениальности. Почему эта точка зрения — неприемлемое упрощение, какие ошибки делают родители в отношении ведущих рук, надо ли переучивать детей (чаще — да!) и как это правильно сделать, рассказала создательница студии раннего развития «Синяя птица» Ольга Лавриненко.

Переучить или научить

Студия раннего развития «Синяя птица» — одна из старейших и известнейших в Кемерове — в апреле отметила 15-летний юбилей. Всё это время Ольга Лавриненко придерживается непопулярного мнения: левшей стоит учить писать правой рукой. По словам педагога, за пятнадцать поколений первоклашек психологическую травму не получил ни один, а вот удобный навык письма правой рукой вкупе с пресловутым раскрытием творческого потенциала — несколько десятков природных левшей. Кроме тех, конечно, чьи родители были против.

— Когда в нашей стране установилась демократия, а потом бурно развивалась психология, многие прогрессивные педагоги выступали за свободу личности, — рассказывает Ольга Лавриненко. — Эту свободу искали во всём. Нельзя запрещать ребёнку делать то, что он хочет, нельзя наказывать, нельзя ограничивать, надо воспитывать словом, надо уметь договариваться и так далее. И в том числе нельзя переучивать левшу — это, мол, стресс для ребёнка и подавление творческой личности. Но я утверждаю: было бы лучше, и в том числе для развития творческого начала, тренировать обе руки — и левую, и правую.

Сама Ольга — амбидекстр: одинаково ловко может есть, писать, рисовать хоть левой, хоть правой рукой. Это приобретённый навык, с рождения ведущей была лишь одна рука — левая. Однако со временем занятия за фортепиано, настойчивость родителей и педагогов привели к развитию обеих рук. По словам Ольги, у такой схемы нет минусов — только плюсы. Известное же отторжение переучивания вызвано грубостью и ошибками советской педагогики, которые достаточно не повторять.

— Учителя и родители просто неправильно выстраивали педагогический процесс, — объясняет создательница «Синей птицы». — Конечно, если бить ребёнка по руке и рычать: «Возьми в правую!» — это не приведёт ни к чему хорошему. И стресс, и страхи, и даже психологические травмы — отсюда, а вовсе не от самого факта переучивания.

Почему писать левой неудобно даже левше

В СССР переучивали левшей, потому что в европейских языках писать правой рукой попросту удобнее. Выстраивая строчку слева направо, человек видит, куда ведёт линию — а при освоении нового непростого навыка это критично важно. Левшам же, чтобы видеть, какой след оставляет стержень на бумаге, приходится идти на разнообразные ухищрения. В основном — приподнимать или выворачивать кисть кверху. Многие левши поворачивают лист бумаги почти на 90 градусов и пишут не слева направо, а как бы «снизу вверх».

— Дети выкручивают руку, все сухожилия натянуты, мышцы быстро устают, — объясняет Ольга. — Ребёнок весь как бы изгибается влево вслед за рукой, быстро зарабатывает искривление позвоночника. Зачем это нужно, ради чего?

Способы облегчить проблему есть: наклонить бумагу в другую сторону и расположить руку ниже строчки. Но полностью проблему они не решают. Есть и другие, менее критичные минусы в том, чтобы писать левой.

  • Левше крайне сложно поставить ровный почерк — как раз потому, что он фактически плохо видит, куда ведёт линию.
  • Кисть руки левши идёт по ещё не высохшей строчке и частенько смазывает буквы.
  • В школе левше неудобно сидеть с правой стороны парты — пишущей рукой он толкает руку соседа. Проблема решается посадкой слева.
  • Левшам подходят не все инструменты — например, те же ножницы нужны специальные. Потерял или забыл свои — сиди на уроке грустным, запасных в школе наверняка не будет.

Родители, которые против переучивания левши, обычно опираются на два главных аргумента: это насилие над природой, и это подавление «творческого» правого полушария. Ольга Лавриненко объясняет, почему эта установка — тотальное упрощение далеко не однозначной картины.

«Творческое полушарие» или увесистый миф

«Правое полушарие отвечает за творчество и левую руку, левое — за математику и правую руку». Примерно так выглядит вопрос в массовом сознании.

— Это работает далеко не так просто, — качает головой Ольга Лавриненко. — Связь периферической и центральной нервной системы, естественно, есть. Но сама по себе иннервация рук не влияет напрямую на работу полушарий. Да, есть двигательные центры в мозге. Да, есть связь между мелкой моторикой и, например, речью. Но в чём конкретно эта связь выражается, каков её механизм? Тут всё сложно. Напрямую и конкретно с рукой ничего там не связано. Есть превалирующие реакции, связанные с определённой рукой, но отчего они появляются — точно неизвестно. Публикаций на эту тему в серьёзных научных изданиях вы найдёте немного. Есть теория, что это генетически обусловлено, есть теория, что сказываются микроповреждения одного из полушарий от гипоксии во время родов, есть адаптивная и эволюционная теории. В человеческом мозге ещё много неисследованного и неопределённого.

Что совершенно точно неверно: если перекладывать ребёнку ручку в правую руку, у него, мол, начнёт страдать левое полушарие. Никаких данных в пользу этого утверждения нет. Да, наши парные органы асимметричны, включая глаза, почки, полушария и ноги. Но это не значит, что приходя в тренажёрный зал, нужно тренировать только одну ногу — правую. Напротив, нужно развивать обе. То же самое справедливо и для рук, и для полушарий. Не бывает ситуаций, когда вторая рука принципиально не способна к развитию. Мозг можно развивать всегда, стремиться к гармонии и балансу. Это касается и правшей: им нужно развивать левую руку.

— Заблуждения распространились из-за моды на эксклюзивность, — подчёркивает педагог. — «У меня ребёнок — левша! Это значит, он творчески развит!». А ребёнок никак пока не развит, и не факт, что будет — если с ним не будут заниматься. Порой доходит до абсурда: сам факт того, что ребёнок левша, вызывает у мамы радость. «Не вздумайте переучивать, он одарённый ребёнок». А вы не хотите его разговаривать научить? Чтобы у него «каши» во рту не было, а было цепкое внимание и развитая память? Вы уже удовлетворены тем, что он рисует левой? А то, что он рисует, держа карандаш в кулаке, вас не смущает? С левшой нужно заниматься не меньше, а часто даже больше, чем с правшой.

По словам главы студии, левши чаще других детей плохо держат письменные предметы. Это говорит не о творческой одарённости, а о том, что нужно развивать периферическую нервную систему и укреплять слабые мышцы руки.

— Если учить природного левшу писать правой — это давление, то музыкальные школы вообще стоит упразднить, потому что там поступают жестоко: учат играть обеими руками, — с сарказмом замечает Ольга Лавриненко. — Музыкальные партии на фортепиано выстроены, как известно, под правую руку: левая берёт аккорды, правая играет мелодию. Правшам развивают левую руку, левшам — правую, это трудная и важная задача. Вот изверги: учат делать вещи, которые человек делать не умел, к которым он природой не расположен. Я, однако, очень рада, что училась в музыкальной школе.

Ментальная арифметика: обе руки для развития мозга

Игра на фортепиано — не единственный способ «включить» вторую руку. Обе руки и оба полушария в «Синей птице» развивают с помощью письма, рисования и специальных упражнений, а ещё — в рамках курса подготовки к ментальной арифметике.

Это методика развития интеллекта с помощью вычислений на азиатских счётах — абакусе. В программу входят механические упражнения пальцами на счётах, упражнения на концентрацию, внимание, логику и счёт в уме. Цель ментальной арифметики — развитие возможностей мозга, а побочный эффект — умение быстро проводить операции с многозначными цифрами без калькулятора, в уме.

Чтобы добиться этого, дети работают со счётами двумя руками и выучивают карточки, в которых одна отвечает за число, другая — за тип операции. Сочетанная работа двух рук воспроизводит операции с разрядами, и в результате дети могут умножать огромные числа в уме, воспроизводя картинку при помощи движения рук.

— Чтобы прибавить или вычесть, нужно в одном месте бусинки на счётах прибавить, в другом убавить, — объясняет Ольга Лавриненко. — Раздвинул бусинки пальцами — получится, например, пять плюс один. Эти движения дети запоминают и затем используют уже без абакуса, чтобы воспроизвести картинку у себя в голове. Счёт получается тесно связанным с движением рук и визуализацией.

Насилие над природой или новые возможности?

Создательница «Синей птицы» уверена — и эта уверенность подкреплена многолетней практикой — что научить трёх-четырёхлетнего левшу писать правой рукой ненамного сложнее, чем левой. Психика в этом возрасте адаптивна, дети зачастую попросту не замечают вмешательства.

Секрет успеха — в аккуратной настойчивости и регулярности.

— Сел ребёнок учиться писать — вкладываем ему карандаш в правую руку, — объясняет Ольга Лавриненко. — Он через пять минут устанет и переложит в левую — спокойно просим: «Возьми, пожалуйста, в правую». Совсем устал — отдыхаем. Чем чаще тренируют навык, тем быстрее он устанавливается без всяких проблем и давления.

При этом не нужно запрещать брать ложку и другие предметы левой рукой. Происходит разделение сфер деятельности: ребёнок может всё делать левой рукой, даже рисовать, но писать ему лучше правой. И дети воспринимают это совершенно спокойно.

— Вы удивитесь, но вообще-то и правши часто берут карандаш левой, — улыбается Ольга Лавриненко. — Если не вмешиваться, они легко перекладывают карандаш много раз за занятие: устала одна рука — взял в другую. Они не в курсе, что писать надо какой-то одной рукой — это всё мы потом, взрослые, со своим ограничениями. Вот и пользуйтесь моментом, чтобы развивать обе! Мы ежегодно учим несколько левшей писать правой, в этом нет ровным счётом никакой проблемы, а есть одни плюсы.

Амбидекстр — человек, который одинаково хорошо владеет обеими руками. «Природных» амбидекстров среди людей менее 1%. Гораздо больше — тех, кто натренировал вторую руку целенаправленно. Ольга Лавриненко как раз из таких — а ещё она играет на музыкальных инструментах, имеет два высших образования, говорит по-английски и по-французски, развивает успешный бизнес. Непонятно, правда, обоерукость в её случае — это причина или следствие её талантов.

— В том ли дело, что у меня больше развито правое полушарие, — задаётся Ольга вопросом, — или, может быть, всё-таки в том, что родители вкладывали в меня очень много сил? Пробивной характер от папы, творческая сторона и море любви — от мамы. Огромная любовь и огромный труд родителей — вот реальный залог развития талантов детей. А не рассуждения о руках и полушариях.


Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Важные проекты

Читайте далее
Яндекс.Метрика