21 февраля в 15:41 Образование

От определения уровня танина в чае до геймифицированного курса по математике: что изобретают школьники и студенты

Знаете ли вы, что танин, содержащийся в чае, по-разному сказывается на здоровье людей с гипертонией и сахарным диабетом? Одним будет полезнее пить зелёный чай, а другим — чёрный. Но как понять, кому какой продукт подойдёт больше? Этим вопросом озадачилась десятиклассница из Невинномысска Дарья Капустина. Она разработала экспресс-метод определения количественного содержания танина в чае. Со своей разработкой школьница прошла в финал Детского научного конкурса и доказала жюри, что достойна быть в тройке лучших проектов.

Финальные этапы двух масштабных конкурсов Фонда Мельниченко и Российской академии наук прошли в Кемерове с 13 по 16 февраля. Среди 64 проектов члены жюри выбрали лучших из лучших, которые получили гранты на дальнейшее развитие своих разработок.

Скопление умников и умниц

По традиции финалы двух конкурсов естественнонаучных исследовательских и инженерных проектов — Детского научного конкурса (ДНК) для школьников и студентов среднего профессионального образования и Российского научного конкурса (РНК) для студентов бакалавриата и магистрантов прошли на базе КузГТУ. Сюда съехались финалисты и их научные руководители из 17 регионов России: от Ставрополья до Камчатки. Из 350 заявок в финал прошли только 64 проекта, 15 из которых — из Кузбасса.

— Здесь такая концентрация талантливой молодёжи, что вы просто можете мне все позавидовать. Здесь проекты из Петропавловска-Камчатского, Ярославля, Новомосковска, Невинномысска и многих других городов. Абсолютно потрясающие уникальные вещи, которые находятся в самом начале будущего, — отметила в приветственном слове генеральный директор фонда Мельниченко Татьяна Журавлёва.

Ребята представили исследования в области химии, физики, математики, инженерные и ИТ-проекты. В финале собрались лучшие и лучших — победители региональных этапов, поэтому случайных людей здесь не было.

— На самом деле вы все победители. Конечно, всё, что вы делаете, важно не только для каждого из вас, но и для ваших регионов, важно для всей страны, ведь сейчас наш президент Владимир Владимирович Путин ставит перед нами важную задачу — обеспечить технологический суверенитет нашего государства. Мы сейчас в начале этого сложного, большого пути, и именно вам, дорогие ребята, предстоит воплощать в жизнь эти важные для всей страны задачи, — сказал заместитель председателя правительства Кузбасса по вопросам образования, науки и молодёжной политики Антон Пятовский.

Идеи для общества

Масштаб проектов, которые школьники и студенты представили жюри, поражает. Например, девятиклассница из Ленинградской области Ника Сергеева разработала медицинское приложение для записи к врачу, заказа лекарств и отслеживания здоровья.

— У меня в приложении есть функция, благодаря которой вы можете отмечать по дням, что вы чувствуете, какие боли испытываете, далее у вас получается определённая карта ваших заболеваний. Когда вы будете с ней приходить к врачу, вы сможете получать более чёткий диагноз того, какое у вас может быть заболевание, — рассказала о своей разработке школьница. 

Увы, работу Ники жюри не определило в число призёров, но выбирать действительно было сложно.

— Если бы вы приехали с плохими работами (правда, мы бы вам не дали этого сделать), конкурс был бы скучным, но он оказался интересным, увлекательным, и всем членам жюри было очень сложно выбрать лауреатов, — сказал председатель жюри, член-корреспондент РАН, заместитель директора по научной работе ИОНХ РАН Константин Жижин.

Ещё один удивительный проект, представленный на конкурсе, — экспресс-метод определения количества танина в чае. Его разработала десятиклассница из Невинномысска Дарья Капустина.

— Мой проект заключается в разработке методики определения количества содержания танина путём создания индикаторных полосок с наночастицами диоксида церия. Принцип работы основан на том, что вы макаете индикаторную полоску в чай, наблюдаете изменение окраски, а позже по шкале определяете уровень танина, содержащийся в напитке.

По словам конкурсантки, гипертоникам лучше пить чёрный чай, содержание танина в котором не превышает 0,5 грамма на литр, — это будет способствовать снижению давления. А диабетикам — зелёный, в котором концентрация танина больше, но при этом он взаимодействует с моносахаридами и выводит сахар, снижая его общий уровень в организме. Подобной экспресс-методики определения количества танина в чае на рынке сегодня нет. Дарья уверена, что её разработки могут помочь обществу упростить свою жизнь. Уникальность проекта жюри оценило и присвоило Дарье третье место.

Выбор лауреатов

Вопрос выбора победителей действительно сложнейший, жюри высшей квалификации рассматривает каждый проект по несколько часов.

— Порой многие часы эксперты проводят над одной работой для того, чтобы суметь эту работу «завалить». И спустя несколько часов, подняв все материалы по теме, увидев все работы ученика-соискателя и научные работы его руководителя, увидев даже то, какими работами ученик интересовался, по всему этому выясняется — да, это действительно гений. Это тот профессионал, который сделал то, во что ни один профильный специалист в начале не верил. Потому что наша задача — выявлять те самые гениальные искорки в обществе и поддерживать их, которые будут нашим безусловным вкладом в общество, — отметил заместитель председателя жюри, руководитель Центра коллективного пользования «Фаблаб и Мастерская» Сколковского института науки и технологий Владимир Каляев.

Несмотря на три номинации (инженерные, исследовательские и IT), выделенные в рамках конкурса, жюри у него единое, и работы оцениваются разными экспертами с разных точек зрения.

— С каждым годом мы видим всё большее число работ, которые сложнее и сложнее квалифицировать, потому что междисциплинарные работы показывают большую востребованность в обществе. Мы теперь не можем сказать, что какое-то инженерное работает как инженерное, потому что его половина — это искусственный интеллект и ИТ Или какое-нибудь исследование, в котором единственный способ увидеть изображение, — это применение нейросетей. Или, например, мы видим замечательные решения в ИТ-сфере, но это решение без воплощения в железе не может быть никак проверено. Поэтому междисциплинарное взаимодействие на данном этапе — это один из ключевых аспектов, которые изменились с годами в жизни общества, — сказал Каляев.

Анна Волобуева разработала мультипликационный математический курс для детей 6-7 лет. В итоге именно проект школьницы из Бийска получил главный приз — 500 тысяч рублей.

— Это интерактивный курс, который имеет все себе сюжет, интерактивные задания, которые позволяют построить коммуникацию с ребёнком и затянуть его в процесс изучения предмета, — рассказала победительница.

Призёры из Кузбасса

В Детском научном конкурсе была высокая конкуренция: финальный отбор прошли 44 проекта. Однако это не помешало сразу двум работам из Кузбасса стать лауреатами.

Так, семиклассница Мария Киселева и восьмиклассница Ирина Голикова под руководством преподавателя «УникУм» Юлии Дубровиной занимались «Синтезом металлорганических каркасных соединений на основе вторичного полиэтилентерефталата». Цель работы — разработка качественной и низкой по себестоимости и энергозатратности методики эффективной переработки полиэтилентерефталата (ПЭТ) с получением новых функциональных материалов. Проект получил 3 место в номинации «Исследовательские проекты» (7-8 классы). Как и работа «Беспроводной датчик для контроля рабочих параметров электродвигателя» восьмиклассников Марка Волошина, Максима Каширских, Александра Петрова — они также стали Лауреатами 3 степени в номинации «Инженерные проекты» (7-8 классы).  

В отборочном туре РНК было представлено 20 работ в трёх номинациях. Лауреатом 2 степени стал Ярослав Авдеев с проектом «Обучающие наборы UniCube», заявленным в номинации «Инженерные проекты» (бакалавры 3-4 курс). Автор под руководством старшего преподавателя кафедры электроснабжения горных и промышленных предприятий Ивана Паскаря создал наборы для учащихся 5-11-х классов, по которым они смогут освоить базовые основы цифровой электроники, робототехники, проектирования и других более сложных процессов.

3 место в номинации «Исследовательские проекты» (группа «бакалавры 1-2 курс») получил Артём Кузнецов с проектом «Получение углеродосодержащих сорбентов из энергетических углей марок Д и ДГ». Под руководством доцентов кафедры теплоэнергетики, кандидатов технических наук Константина Ушакова и Сергея Шевырёва автор на основе сырьевой базы АО ХК «СДС-уголь» разработал технологию получения более эффективного и экономичного углеродосодержащего сорбента, чем компания использует сейчас.

Также кузбасские школьники получили специальные призы от жюри и компаний-партнёров. Так, специальный приз от компании «СУЭК» вручен десятикласснику Владиславу Иванову из города Ленинска-Кузнецкого. Под руководством начальника отдела ВГК и контроля динамических явлений Управления противоаварийной устойчивости предприятий Технической дирекции АО «СУЭК-Кузбасс» Игоря Комиссарова он разработал проект «Производство биопротеина из дегазационного газа». Целью проекта был поиск лучших практик использования шахтного дегазационного метана и оценка его применимости в условиях шахт Кузбасса.

Специальный приз от главы Ленинск-Кузнецкого городского округа получил десятиклассник Михаил Иванов из Ленинска-Кузнецкого. Вместе с научными руководителями, преподавателями ЦДНИТТ «Трамплин» Татьяной Ковалкиной и Павлом Хакимовым он разработал робота «Прораба» для проведения автономной экспертизы дорожного покрытия.

Не все ребята-призёры ещё определились с дальнейшим вузом, но точно знают, что их путь будет связан с наукой.

Фото: КузГТУ, пресс-служба АПК

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Важные проекты

Читайте далее
В купальниках или cвадебный? билайн назвал самый «качающий» спуск «Грелки»
Яндекс.Метрика