24 ноября 2021 в 14:14 Общество

«Фамилия»: как небольшая аптека в Осинниках переросла в сеть клиник

Олеся Шаркова не имеет медицинского образования. Но это не помешало ей больше десяти лет назад создать в Осинниках сеть аптек «Фамилия». Она быстро вышла на юг Кузбасса, а позже — открыла одноимённую клинику в родном городе.

Сейчас предприниматель продолжает помогать людям и развивать свой бизнес, а также выстраивает диалог с властью, чтобы, наконец, у частной медицины появилась возможность интегрироваться в систему обязательного медицинского страхования. Не без помощи биомедицинского кластера и центра «Мой бизнес». Обо всём этом она рассказала в интервью A42.RU.

От аптеки к сети клиник

Компания «Фамилия» организована в 2010 году. Сначала мы занимались фармацевтической деятельностью, то есть аптеками. У нас было несколько точек в городе Осинники, но очень быстро мы вышли на Новокузнецк, Междуреченск и Калтан.

В том же году рядом с нашей первой аптекой освободилось помещение. И я подумала: «А что если мы попробуем открыть здесь кабинет приёма востребованного врача? Это будет привлекать пациентов и клиентов, увеличит выручку в аптеке». Так всё и началось.

Первым специалистом, который стал у нас работать, был невролог. Он давал консультации, но быстро пришло понимание, что этого недостаточно — надо расширять спектр услуг. Благо, помещение позволяло. Так мы начали осваивать амбулаторно-поликлиническую помощь. Уже в конце 2010 года мы вошли в систему ОМС и стали лечить людей с неврологическими диагнозами «бесплатно». Это были как приёмы врачей, так и дневные стационары.

В 2018 году мы взяли в аренду ещё одно помещение, отремонтировали его и запустили. Сейчас там работают врачи всех специальностей для оказания амбулаторно-поликлинической помощи. Кроме того, мы продвигаем новое направление — профосмотры, не так давно получили на них лицензию.

Сейчас у нас по-прежнему два основных направления: фармацевтическое и медицинское. Фармацевтическое включает розничную реализацию медикаментов, попросту говоря, аптеки; а медицинское — оказание амбулаторно-поликлинических услуг. Это и консультации, и диагностика, и лечение. Они представлены в поликлиниках «Фамилия» города Осинники в двух отделениях — на Руднике и на Ленина.

Самое интересное, что у меня нет медицинского образования. Первое — юридическое, второе — менеджмент. Но, так как я уже 11 лет занимаюсь вопросами медицины, уже накопила очень большой опыт в этой сфере.

Как кластер помогает выстраивать диалог с властью

В кластер я вступила в 2020 году — весной, когда мы находились на карантине. Узнала о нём случайно — из рассылки центра «Мой бизнес» о новостях и мероприятиях для малого и среднего бизнеса региона.

Изначальной целью было получение поддержки на создание нового сайта. В первый же год специалисты центра «Мой бизнес» помогли нам в достижении этой цели. Совместно с ними мы составили техническое задание, выбрали исполнителя и получили новый сайт, который помогает нам в работе до сих пор. При этом мы оплатили всего 10% от стоимости услуг, остальная часть была оплачена за счёт средств федерального бюджета, выделенных в рамках реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

В этом году мы тоже получили поддержку на разработку бизнес-плана и фирменного стиля, сейчас как раз ведём работу с исполнителями. Бизнес-план нам необходим для того, чтобы подать заявку в АО «Корпорация МСП» и попытаться получить финансирование на проект частных поликлиник города Осинники.

Однако кластер — это не только про финансовую поддержку предпринимателей. Это сообщество неравнодушных людей, которые стремятся развивать медицинскую отрасль в Кузбассе. Конечная цель — повысить качество оказываемых услуг, что, конечно, хорошо для пациента.

Но для этого нужно учиться и ещё раз учиться — ведь недостаточно закупить дорогое оборудование, скажем, для УЗИ, и начать проводить диагностику. Необходимо выстраивать коммуникации между работниками сферы и властями, уметь управлять бизнесом — а частные клиники, в первую очередь, бизнес — и делать всё, чтобы остаться конкурентоспособным на рынке медицинских услуг.

Поэтому центр «Мой бизнес» регулярно устраивает для участников биомедицинского кластера обучающие программы, семинары и вебинары. Так, например, мы проходили обучение по маркетингу и продвижению в интернете, слушали выступления по мерам поддержки малого и среднего бизнеса, изменениям и нововведениям в работе Роспотребнадзора, Роскомнадзора. Последнее особенно важно. И удобно, что об этом нам своевременно рассказывают, а всё главное аккумулировано на одной площадке.

Кроме этого, участники биомедицинского кластера общаются между собой, поднимают тревожащие их вопросы и проблемы, пытаются найти пути их решения. К примеру, сейчас совместно с «Моим бизнесом» наша клиника работает над формированием врачебных участков в отделении поликлиники на Ленина. Это старый район, где отсутствует инфраструктура и нет учреждений здравоохранения. До клиники, которая построена в новом районе, добираться 10 остановок на трамвае. Мы уже встречались с представителями министерства здравоохранения Кузбасса и просили, чтобы они отдали нам этот район на медицинское обслуживание. Тем самым повысили для населения доступность и качество медицинских услуг.

При этом на встречу я ходила не просто как генеральный директор «Фамилии», а как член совета биомедицинского кластера — вместе с председателем совета кластера Александром Волохом. Это такие вещи, которые я в одиночку вряд ли смогла бы организовать. Но самое важное, что власти нас слышат, это видно, и, думаю, это выльется в реальный проект.

Острые вопросы и планы на будущее

Главная проблема, которая волнует нас и не только нас, это отсутствие персонала. Причём, это не только проблема частной медицины, но и в целом здравоохранения. Как и отсутствие взаимодействия с иными участниками системы здравоохранения. Это поликлиники и муниципальные больницы.

Десять лет назад его не было вообще, но сейчас при поддержке и министерства, и фонда ОМС мы как-то пытаемся выстроить диалог. Потому что понимаем, что заложниками того, что мы не можем договориться между собой, являются обычные люди.

Вопросы кадров мы решили прошлой зимой. При поддержке центра «Мой бизнес» и министерства здравоохранения Кузбасса мы встречались с представителями Кемеровского государственного медицинского университета, которые, в свою очередь, обеспечили нам взаимодействие с Кузбасским медицинским колледжем. Теперь его студенты приходят работать в наши аптеки, средний медперсонал для клиник тоже планируем готовить через них.

С самим вузом работа идёт, но посложнее. В любом случае, пути решения этого вопроса — и подготовки кадров, и как сделать так, чтобы они потом не уехали в Москву-Питер-Краснодар, — мы найдём.

Ещё с этого года у нас внедрена система непрерывного медицинского образования. Все сотрудники с медицинским и фармацевтическим образованием зарегистрированы на сайте Министерства здравоохранения РФ. По этой программе ежегодно они обязаны проходить определённое количество часов обучения, получать за участие в вебинарах и семинарах баллы и каждые пять лет — аккредитацию. Поэтому волей-неволей каждый работник обязан повышать квалификацию, иначе его просто не допустят до работы.

Наши ближайшие планы — интеграция в систему здравоохранения Кузбасса. Это и мои личные планы, и планы участников биомедицинского кластера. Пока частная и государственная медицина существуют отдельно. Конечно, у нас есть участники кластера, которые работают в рамках ОМС. Но рынок частной медицины в этом плане не развит. Кто-то не видит в этом перспектив, кто-то боится.

Мы на своём примере хотим показать, что взаимодействовать можно и нужно. Потому что жизнь в параллельных мирах — не есть хорошо и ведёт к смерти бизнеса. Это не развитие, а деградация. Но мы можем стать частью этой системы. И тогда будут перспективы развития, стабильность и уверенность в завтрашнем дне.

Фото: архив Олеси Шарковой

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Важные проекты

Читайте далее
В купальниках или cвадебный? билайн назвал самый «качающий» спуск «Грелки»
Яндекс.Метрика