28 октября 2022 в 10:44 Общество

Искусство по-кемеровски: как горожане придумывали новые арт-объекты

Кемеровские арт-объекты — какие они? Как должны выглядеть, где стоять и что символизировать? Что вообще такое арт-объект? Эти и другие необычные вопросы команда проекта «Идентичный Кемерово» задала самим кемеровчанам. Что придумали горожане и какие новые символы могут появиться в ближайшем будущем — сейчас расскажем.

Форма идентичности

«Кемерово в символах и образах» — не первый проектный семинар. Форму для кемеровской идентичности искали участники «Недели креативных индустрий»: студенты, культурологи, креативщики и городские активисты — более 100 человек разных профессий и склада ума. Многие присутствовали на мероприятии впервые, и почти все были незнакомы друг с другом. Победить свою природную скромность кемеровчанам помогли участники «Школы модераторов и продюсеров». Вместе с организаторами проекта они «перемешали» людей примерно на десять групп, подсказали, как распределить роли и систематизировать свои мысли.

— Темой идентичности я интересуюсь ещё со времён «Площади кузбасских историй», примерно представлял, что ждёт на семинаре, — рассказывает Степан Замараев, студент КемГИК. — Формат встречи был довольно быстрый, поэтому результат получился концентрированным. Наша команда выдала несколько интересных идей, на которые смотришь и думаешь: это реализуемо.

В качестве референса участникам предложили подумать о хомлинах — маленьких тотемных человечках, которые обитают в Калининграде. Для гостей и жителей они олицетворяют дух города, его уникальность и атмосферу — всё то, что так легко выразить словами, но сложно воплотить в реальности. Это яркий, но довольно условный пример. В каждом городе могут быть свои «хомлины», будь то статуя волка в Тамбове, львы Санкт-Петербурга или самовар в Туле. Когда речь заходит о городе Кемерово, мало какой арт-объект способен вызвать те же эмоции.

— Современная идентичность берётся из вчера, из пустоты ничего не бывает, — делится мыслями Анна Ворушина, сотрудник госархива Кузбасса. — Должны быть смысл, связь со временем, не сердечки и прочее — что-то оригинальное. Кажется, нам не хватает чего-то из прошлого, но актуального сегодня, чтобы было понятно тем же студентам. Потому что они порой не понимают, почему это место так называется, зачем оно тут было и зачем нужно сейчас.

Интересным мнением поделился другой участник семинара — Роман Розанцев, сотрудник Кузбасского центра искусств. По его словам, современные городские арт-объекты не играют важной роли в диалоге между обществом и теми, кто их ставит. Он отметил, что полученный опыт и дальнейшая работа в этом направлении могли бы помочь наладить диалог, вернуть произведениям искусства значимый статус как для жителей, так и для гостей Кемерова.

Так или иначе, вооружившись коллективным опытом кемеровчане начали поиск той самой идентичной формы.

Первые результаты и полярные мнения 

Чтобы докопаться до истины, организаторы задавали участникам фундаментальные вопросы, на которые нет простого ответа. Даже в само значение арт-объекта кемеровчане вкладывают совершенно разные понятия: для кого-то это отражение души художника, а для некоторых — городской мем. Почему мнения кемеровчан такие полярные, но всё равно важные, мы попросили рассказать Никиту Фролова, члена команды «Идентичный Кемерово» и модератора одной из групп.

— Когда горожане продумывают идею, они анализируют, понравится ли объект им самим. Например, мы пришли к выводу, что группе не нравятся рекламные арт-объекты. Гипотеза: большинство горожан также их не жалуют. Кемеровчане лучше знают специфику своего города. И когда ребята что-то придумывали, они интуитивно возвращались к истории города, его смыслам и образам. 

Ожидаемо, большинство проектов получились совершенно непохожими друг на друга. Так, одна из команд изобрела концепт «шарманки»: в ней нужно вращать ручку и наблюдать за трансформацией завода в театр и наоборот. По словам кемеровчан, это символизирует переход к постиндустриальному обществу. Обратный процесс напоминает, что любой прогресс можно обратить вспять. Как может выглядеть идея, представили с помощью нейросети.

А вот чего сложно было ожидать — это тесного пересечения идей и смыслов. Сразу две команды придумали концепт кемеровских щеглов: небольших бронзовых птичек, которые должны дополнять своим присутствием разные символические места города. Например, один из щеглов мог бы деловито нашёптывать Михайло Волкову место, где сокрыт уголь.

Начало большого пути

— Группы дошли до концепции, но впереди большой и долгий путь. Надо оформить все в техническое задание, соотнести идею с дизайн-кодом города, согласовать с администрацией, найти надёжных исполнителей, которые смогут воплотить проект в жизнь, — рассказывает Святослав Мурунов, основатель сети центров прикладной урбанистики.

После в офисе кузбасских IT-компаний состоялась встреча с проектными группами, участники которых хотят довести работу до полноценного технического задания. Впереди их ждёт доработка и защита своего проекта, поиск подрядчиков и инвесторов. Последние также участвовали в семинаре и подтвердили, что готовы помочь новым авторам. Вполне возможно, что уже в следующем году в Кемерове появятся новые уникальные арт-объекты. Какие именно — скоро узнаем.

Фото: Людмила Самусенко

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Важные проекты

Читайте далее
Яндекс.Метрика