Позавчера в 11:13
Реклама. ФГБОУ ВО «КузГТУ имени Т. Ф. Горбачёва», erid: F7NfYUJCUneTRxsKjv1J Общество

«Горный» — не значит шахтёр: чему учит студентов горный институт КузГТУ

Когда слышишь «горное дело», представляешь каску, вагонетку и спуск под землю. Между тем, горный институт КузГТУ готовит инженеров, которые проектируют машины, управляют процессами и отвечают за безопасность в самых разных сферах.

Мы поговорили с преподавателями и выпускниками Горного института КузГТУ, чтобы разобраться, как всё устроено и куда ведёт путь инженера-горняка.

— В Горном институте можно получить инженерное образование, которое востребовано не только в угольной отрасли. Да, наша специфика связана с добычей полезных ископаемых. Но если посмотреть шире, это очень сильная инженерная школа. И наши выпускники работают не только на шахтах, но и в проектных бюро, в машиностроении, на производстве, в сфере охраны труда и промышленной безопасности, — поясняет директор горного института Александр Ермаков.

В структуре института — семь кафедр, каждая со своей специализацией: «разработки месторождений полезных ископаемых», «открытые горные работы», «маркшейдерского дела и геологии», «обогащения полезных ископаемых», «аэрологии, охраны труда и природы», «горных машин и комплексов». Есть и относительно новое направление — объектно-ориентированное проектирование. Оно готовит будущих конструкторов горных машин — тех, кто будет проектировать технику и внедрять инженерные решения. Программу возобновили после долгого перерыва — интерес к машиностроению в регионе снова растёт.

Студенты института с первого курса проходят практику. Сначала — геологическую и ознакомительную, позже — производственную и технологическую. На старших курсах практика оплачивается. А преддипломная длится почти полгода: студент работает на предприятии, решает реальную инженерную задачу — и по итогам защищает диплом.

— Это не стажировка ради галочки. Он должен влиться в процесс, увидеть проблему и предложить решение. И это — основа дипломной работы, — поясняет Ермаков.

Выпускники работают по всей стране — от Краснодара и Ангрена до Хабаровска и Якутска. Кто-то уходит в производство, кто-то — в проектные институты, кто-то открывает свой бизнес. Причём это не просто слова — есть статистика. Так, исследование Высшей школы экономики, которое было опубликовано в апреле текущего года, показало: направление «горное дело» входит в тройку лидеров среди технических вузов по уровню зарплат.

— Это объективный показатель — востребованность, трудоустройство, рост, — комментирует Ермаков.

Он отдельно заостряет внимание на том, что угольный кризис, о котором сегодня много говорят, — не первый и не последний, и на устойчивость других направлений горного дела он не влияет.

— Проблемы в угольной отрасли — это не проблемы горного дела в целом. У нас есть и добыча руд, и цветные металлы, и обогащение, и проектирование. И выпускники востребованы, — говорит Александр Ермаков.

Кто «готовит» уголь

Не каждый обыватель знает, что в добытом угле содержится много пустой породы, которая не горит. И чтобы уголь стал топливом, его нужно обогатить. Это отдельное инженерное направление, которое тоже изучают студенты Горного института.

— Например, в добытом угле может быть 20% пустой породы. Это зола. Её нужно отделить — иначе уголь не пойдёт в производство, — объясняет доктор технических наук, профессор КузГТУ Михаил Клейн.

Процесс обогащения сложный: десятки операций, высокоточное оборудование, разные методы — от гравитационных до флотации (разделение по способности к смачиванию). Он требует точности и глубокой подготовки.

— Это не чёрная работа, как многие думают, а интеллектуальная деятельность, — подчёркивает зав.кафедрой обогащения полезных ископаемых, доцент Алёна Бобровникова.

Сегодня в Кузбассе ежегодно запускаются 2–3 новые обогатительные фабрики. А выпускников — всего пару десятков, включая заочников. Поэтому предприятия буквально «охотятся» за специалистами.

— На защиты дипломов приезжают представители фабрик и предлагают работу прямо с порога, — говорит Михаил Клейн. — Выпускники работают по всей России — от Норильска до Дальнего Востока.

Яркий пример успешного студента-обогатителя — Олег Гаршин, заместитель директора (по производству) ПЕ Обогатительная фабрика АО «СУЭК-Кузбасс». Он начал с позиции мастера цеха в 2011 году, а сегодня — руководит производством на ключевых объектах компании.

— Всё, что удалось запомнить во время учёбы, пригодилось. Но развивать навыки продолжаю до сих пор — проходил переподготовку по президентской программе на базе КузГТУ, регулярно обучаюсь внутри компании, — рассказывает Олег Гаршин.

АО «СУЭК-Кузбасс» активно внедряет новейшие технологии, и обогатители здесь — ключевые специалисты.

— У нас, например, стоит самая большая отсадочная машина в мире, — говорит Гаршин. — Многие методы и оборудование в России впервые появились именно у нас.

Самые большие машины в мире — горные

Ещё одно направление обучения — «горные машины». Звучит узко, но на самом деле это базовая инженерия, которую можно применить почти в любой отрасли.

— Горные машины — это вообще-то самые большие машины в мире. БелАЗ на 450 тонн — это горная техника. Карьерный экскаватор размером с дом — тоже. Наши студенты изучают такие машины и учатся проектировать сложнейшие механизмы. И, что важно, они могут пойти работать в любую отрасль — в отличие от выпускников других технических направлений, которые не могут прийти в горную промышленность без доп. обучения, — рассказывает заведующий кафедрой Кирилл Ананьев.

Образовательная программа насыщена: математика, физика, детали машин, сопромат, 3D-моделирование, гидравлика, автоматизация, технологии 3D-печати — всё это осваивают будущие инженеры.

— Мы не просто чертим, мы моделируем, рассчитываем, печатаем и улучшаем, — объясняет Кирилл Ананьев. — На кафедре есть 3D-принтеры и сканеры — студенты могут напечатать собственную деталь и протестировать её характеристики в модели.

Кто же тот самый «идеальный абитуриент» кафедры горных машин? По словам преподавателя, это не обязательно отличник с ЕГЭ на 280 баллов. Главное — желание учиться именно этой специальности, а не попасть «по остаточному принципу».

— Если студент пришёл осознанно — мы научим. Было бы желание, — уверяет он.

Мифы и реальность о добыче угля

Максим Тюленев, преподаватель и специалист по открытым горным работам, сразу расставляет акценты: несмотря на название, эта специализация — не про лопату и кирку.

— Да, мы готовим специалистов для разработки угольных месторождений открытым способом. Но это не значит, что человек должен всю жизнь провести в пыли и жаре. Это современная высокотехнологичная отрасль с большим набором карьерных траекторий, — подчёркивает Максим Тюленев.

По его словам, студенты получают прочную базу, которая позволяет работать не только на добывающих предприятиях, но и в проектных институтах, органах надзора, геологоразведке. Среди выпускников кафедры — специалисты, инженеры и руководители в компаниях по всей России.

На вопрос о мифах, связанных с профессией, он отвечает без колебаний:

— Первое, что часто слышим: «там страшно, пыльно, опасно, холодно». Это было когда-то. Сейчас уровень безопасности на карьерах совершенно другой. Проверки перед сменами, видеонаблюдение, цифровые системы контроля, климат-контроль в кабинах техники — всё это давно стало нормой.

Максим Тюленев делится и личным опытом:

— Я сам работал на разрезе в начале 2000-х. Тогда, конечно, было по-другому. Современный карьер — это место, где работают профессионалы, где техника умная, а риски минимальны. Почти все ЧП происходят из-за банальной человеческой неосторожности.

Преподаватель также подчёркивает: несмотря на развитие «зелёной» энергетики, спрос на специалистов по открытым горным работам остаётся высоким.

— Мы все хотим, чтобы в домах было тепло и светло. Пока уголь играет важную роль в энергетике, такие специалисты будут нужны. И важно, чтобы они были грамотными, мотивированными и технологически подкованными, — резюмирует он.

Мир меняется, а вместе с ним и горное дело. Сегодня это не просто добыча угля, а высокотехнологичная отрасль, где ценятся интеллект, гибкость и инженерное чутьё. Горный институт КузГТУ даёт молодым специалистам не только диплом, но и возможность быть частью будущего. Ведь именно инженеры строят этот будущий мир.

Фото: пресс-служба КузГТУ

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Важные проекты

Читайте далее
Яндекс.Метрика