Роман Тарасенко, эксперт в области маркетинга, провёл мастер-класс «Нестандарт. Делаем маркетинг по-другому» для кемеровских предпринимателей, маркетологов и руководителей отделов продаж. Корреспондент A42.RU побывал на нём и рассказывает, почему в бизнесе важно делать новое и прислушиваться к ребятам, ярко выступающим со сцены, даже если они вас раздражают.
Люди, собравшиеся 18 октября в Театре для детей и молодёжи, в жизни занимаются очень разными вещами: производят котлы и машины, руководят клиниками, продают еду и одежду, проводят фотосъёмки. Но вопросы у них накопились примерно одни и те же: реклама сжирает бюджет, отдачи мало, продажи растут медленно или совсем не. Как увеличить эффективность маркетинговых коммуникаций, быть непохожим на конкурентов и нарастить прибыль?
Об этом и поговорили. Спикер Роман Тарасенко — соучредитель и генеральный директор Krostu.com, площадки, на которой собраны десятки полезных услуг, сервисов и технологий увеличения продаж и эффективности работы компании. Роман в консалтинге восемь лет, работал с Ксений Собчак, Тиной Канделаки и Андреем Малаховым. Выпустил три книги о маркетинге, читает лекции на программах МВА.
Делать новое
Роман Тарасенко утверждает: 92% людей не делают нового в своей жизни. Ездят одними и теми же дорогами, используют ранее работавшие решения. Зачем чинить то, что работает. Но именно в маркетинге эта установка не даёт эффекта: если все делают примерно одно и то же, как отличить одних от других? Если не рисковать, делать так, как все делают, то результат будет так себе. Путь к успеху — пробовать новое, экспериментировать.
А начать — вот прямо с того короткого текста о компании, который размещают на главной странице сайта и в рекламных буклетах, и по которому клиент за секунды составляет первое впечатление и решает, тратить деньги или нет. Отбросить заумь, пафос и штампы вроде «команды профессионалов» и «индивидуального подхода» — сами по себе слова неплохие, но их пишут все. И подумать, что отличает этот конкретный бизнес от соседей, и сделать на этом акцент.
Роман тут же разобрал несколько таких презентаций. Участники описывали свой бизнес в нескольких строках, а он зачитывал их со сцены и объяснял, как сделать текст более привлекательным и привлекающим клиентов.
Анализировать себя, конкурентов и клиентов
Роман Тарасенко описал, как различны бывают цели в маркетинге, и как отличаются инструменты для их достижения. Объяснил, как просто и эффективно мониторить конкурентов. Подробно разобрал, как должна меняться маркетинговая стратегия в зависимости от потребностей и желаний клиентов.
Особое внимание уделил пониманию целевой аудитории: представил результаты исследования, которое описывает восемь основных портретов клиентов. Медийный посыл для молодого столичного хипстера и провинциальной тётушки, выслеживающей акции в супермаркетах, должен отличаться, — это, в общем, тривиальная мысль из учебников по маркетингу. Интереснее другое: исследование улавливает именно российские реалии последних лет. Люди, берущие кредит на айфон, и люди, которые ходят со старой раскладушкой, но могут позволить себе купить на дачу котёл за 400 000 рублей, — их в учебниках нет. Понять их поведение, понять, что их привлекает и отталкивает, — значит найти ключ к росту продаж и прибыли.
Следовать стратегии и вызывать эмоции
Роман Тарасенко рассказал о трёх основных стратегиях в маркетинге: делать акцент на свойствах продукта, его цене или бизнес-процессах — сервисе, удобстве, скорости, атмосфере. Важно определиться, какой вектор станет целевым, и не пытаться угнаться за всем сразу. Создавая медийный образ продукта, вызывать эмоции. Зависть. Страх. Чувство вины. Между «наша ортопедическая обувь отлично сшита» и «как, ваши дети всё ещё ходят в обычной обуви?» огромная пропасть по степени воздействия на поведение родителей.
Почему стоит прислушаться
Всегда найдутся пообтёсанные жизнью бизнесмены, которые скажут: «Что эти теоретики знают о реальном бизнесе в Сибири, о наших проблемах? У нас и маркетолога-то нет. Нам нужны живые клиенты, а не ладные слова». Важно понимать: такие мастер-классы предназначены во многом для тех, кто не может нанять маркетолога. Это возможность «подсмотреть» решения и понять, как встроить их в свой бизнес. Роман Тарасенко отмечает: большинство малых компаний, работающих без маркетолога, прекрасно справляются, если прилагают к этому усилия. Собственник бизнеса — лучший маркетолог, потому что он лучше всех чувствует своё дело. Главное — не бояться нового.
Так или иначе об этом говорят все спикеры проекта Alfa Business Week. Темы встреч разные: бухгалтерия и финансы, правовое обеспечение, подбор сотрудников, организационное и личное развитие. Эксперты разбирают реальные кейсы и типичные ошибки, дают практические рекомендации. Мероприятия проекта собирают до тысячи человек — активных, развивающихся и открытых для сотрудничества предпринимателей. Участие в Alfa Business Week открытое и для клиентов Альфа-Банка бесплатное. С помощью программы банк привлекает новых клиентов, а действующим помогает развивать бизнес.
Тимур Аминов, культурный центр VRMEDIA.TV:
— В Кемерове прежде чем учить нестандартному маркетингу, стоит научить стандартному. Сотрудники, которые отвечают за рекламу в компаниях, зачастую не умеют оценить эффективность канала коммуникации, не могут сказать, зачем покупают ту или иную позицию. Они действуют механически, по привычке, потому что «все так делают — значит, и нам надо». Здорово, что спикер понимал наши реалии, и, начиная каждый блок с азов, — будь это анализ по 4P или сегментирование целевой аудитории по VALS, — рассказывал их простыми словами, а затем ещё показывал, как добытые сведения применять, какие бывают выводы и действия. «Скафандр для кошек» — это очень доходчивое объяснение сложного на деле феномена в покупательском поведении. Обычно собственникам бизнеса тяжело объяснить, зачем нужны странные идеи и новые каналы продвижения, когда есть привычные и понятные радио или там наружка. Роману Тарасенко это удаётся.
Владимир Сметанин, Smart Logistic — сервис доставки товаров из IKEA:
— От мастер-класса ничего особенного не ждал, просто люблю получать новую информацию, посещаю мероприятия, из которых можно что-то полезное вынести. Роман Тарасенко превзошёл мои ожидания: были ценные мысли, несколько практически применимых вещей и одна идея, которую я опробую вот буквально завтра.
Валентина Божок, мастерская подарков «Сибирская мануфактура»:
— Роман — харизматичный маркетолог, который говорит даже лучше, чем пишет. Я второй раз на его мастер-классе. Он знает много-много фишек, сам их применяет, преподносит быстро, доступно, прямо в точку. Без лишней воды. В моей работе пригодится если не всё, то процентов 90.