23 января 2019 в 09:00 Общество

Сибирь. От войны к миру

Лаборатория этносоциальных и этноэкологических исследований КемГУ в декабре организовала в музее-заповеднике «Кузнецкая крепость» военно-историческую реконструкцию «Сибирь на рубеже веков: от войны к миру». Любители истории стреляли из луков и ручниц, бились саблями и демонстрировали древние приёмы маневрирования и строя, а операторы сняли фильм о грозной эпохе освоения Сибири. Корреспондент A42.RU рассказывает, кто сейчас восстанавливает события трёхсотлетней давности и как это изменит туристические перспективы области в будущем.

Время освоения Сибири покрыто в головах большинства россиян туманом. В 16 веке, во времена Ивана Грозного сюда с войском пришёл Ермак, а потом сразу появились мануфактуры, пошло промышленное освоение 18 века. Выпадает целое столетие, в котором будто ничего не происходило. На деле же именно события 17 века — прекрасный пример храбрости, целеустремлённости, умения оборонить себя и при этом стремления к миру. А ещё — ключ к ответам на вопросы, актуальных до сих пор. Осмысление обстоятельств, причин и последствий сражений — прочная основа для гармоничных отношений русского и других народов, иллюстрация пути от противостояния к совместному развитию.

Время Кузнецкого уезда

В проект «Сибирь на рубеже веков: от войны к миру» вошла не только реконструкция сражения, но и большое мероприятие в музее «Кузнецкая крепость», и серия лекций для школьников об этом важном периоде. Руководителем проекта выступил Владимир Поддубиков, заведующий лабораторией этносоциальных и этноэкологических исследований КемГУ. Координатором — Константин Осипов, соавтор и организатор проекта.

— Всё знать невозможно, — замечает Константин, — каждый учёный занимается довольно узкой сферой. Поэтому мы попросили помощи у Алексея Ермолаева, специалиста по конкретно этому периоду. У него накоплен богатый материал по данному периоду, в том числе архивные данные. Алексей Николаевич выступил научным консультантом проекта.

Главные участники события — реконструкторы из клубов «Служилые люди Сибири — Кованая рать» из Омска, «Служилые люди Сибири — Томский острог» из Томска, а также энтузиасты, не входящие в клубы, фольклорные ансамбли из Кемерова и Новокузнецка.

— Реконструкция — не просто костюмированное действие в стилизованных декорациях, — объясняет координатор проекта. — Реконструкторы стремятся к полной аутентичности, от каких-то мелких бытовых вещей до доспехов и оружия. Исторически точна каждая мелочь: украшения, ткань, даже стежки. Если предмет одежды крепился деревянными палочками, а не пуговицами — значит, именно так и сделает реконструктор. Ручница стреляет в точности как в 17 веке: стрелок «заряжает» её со ствола, на полку сыплет порох, подносит тлеющий фитиль. Одно отличие: стреляет только холостыми.

Проект реализован при поддержке  Федерального агентства по делам молодёжи («Росмолодёжь») в рамках реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016–2020 годы». Это произошло не впервые: ранее лаборатория этносоциальных и этноэкологических исследований КемГУ уже проводила несколько массовых социально значимых проектов для детей, а в прошлом году выиграла грант Росмолодёжи на организацию большого события и и съёмки фильма. Тема была похожая, A42.RU писал об этом.

— Об этом времени важно рассказывать, — говорит Константин Осипов. — История освоения Кузбасса и Сибири вообще малоизвестна для широкого круга лиц. Мы больше знаем об истории европейской части России Про Сибирь во основном знают, что пришёл Ермак — и как-то всё сразу вошло в состав России. А что именно происходило, какие народы тут жили, как относились друг к другу, какими кусочками присоединялись, какие события этому сопутствовали — мало кто представляет.

По словам этнографа, исторической реконструкцией событий этого периода занимаются всего несколько клубов. Больше всего внимания клубы уделяют Второй мировой войне, есть те, кто реконструирует историю времён Наполеона, эпоху викингов, даже гуситские войны. А вот 17 век — редкость.

–Это наше время, время Кузнецкого уезда, — говорит Константин. — Позднее началось промышленное освоение, граница отодвинулась, всё поутихло. А именно в 17 веке народы здесь перемещались, вели сражения, заключали договоры, искали пути мирного сосуществования.

От войны к миру

— В проекте нам было важно рассмотреть не просто битву, а весь комплекс отношений пришлых русских людей и местного населения — телеутов, шорцев, енисейских кыргызов, — объясняет Константин Осипов.

В 17 веке Кузнецкий уезд был самым южным русским владением в Западной Сибири. С запада, востока и юга его окружали племена кочевников. Реконструкция посвящена сражению 1690 года между гарнизоном Кузнецкого острога и отрядом инородцев, в основном енисейских кыргызов, под руководством  Магитка, сына кыргызкого князя Таин Ирка.

— Кочевники приходили к местным народам собирать алман — дань. И это был не обычный ясак русскому царю — несколько шкурок соболя в год или несколько килограммов железа. Енисейские кыргызы забирали всё, что находили, убивали и грабили.

«Многих ясашных людей, у которых было готовлено соболей и всякого зверя и себе запас ячмени, то всё пограбили без остатку, а иных ясашных людей побили и юрты их пожгли». Из расспросных речей монгольского посла.

Поэтому местное население зачастую выступало на стороне служилых людей и находилось в гарнизоне Кузнецкого острога. При угрозе оборонялись все, от мала до велика. Русские защищали не только свои интересы, но и интересы местного коренного населения, защищая их от более жестоких кочевников.

В сражении 1690 года гарнизон крепости, состоящий на тот момент из русских служилых людей, шорцев и выезжих телеутов — то есть тех, кто признал подданство русского царя, — вышел навстречу захватчикам и разбил их в сражении.

По словам историка, сложные отношения народов нельзя рассматривать только через призму войны, как нельзя и сглаживать историю, представляя её бесконфликтной. Ведь, например, то, что Московское княжество воевало с Тверским, не означает, что сейчас жители Москвы и Твери должны враждовать, это было бы абсурдно. Но история их отношений рассказывает, как они примирились, какие испытания при этом прошли. Поэтому и сибирский проект называется «От войны к миру»

Исторический праздник — элемент бренда

16 декабря реконструкция сражения стала итоговым событием большого праздника в музее-заповеднике «Кузнецкая крепость». За полдня мероприятие посетили многие жители Новокузнецка, в основном семьи с детьми. Реконструкторы предлагали посетителям примерить доспехи, помахать саблей, пострелять из лука и огнестрельной ручницы. Восторгу детей не было предела. Клубы показывали способы ведения боя, перестроения, групповой стрельбы. Ремесленники давали мастер-классы гончарного и кузнецкого ремесла: гости своими руками пытались сделать горшок, выковать нож или сапожную подковку. Для самых активных и крепких мужчин организовали молодецкие игры – перетягивание каната, метание бревна.

— Подобные события с привязкой к региональной и исторической специфике регулярно проходят в других регионах, — рассказывает Константин Осипов. — Это элемент бренда региона, работающий на развитие внутреннего событийного туризма, — например, фестиваль кузнецов и праздник топора в Томске, праздник лука в Ивановской области. Свой собственный праздник пошёл бы на пользу и Кузбассу. Опыт организации мероприятий, в том числе межрегиональных и международных, у нас есть.

Запрос на клуб реконструкции

Клубы в Омске и Томске ведут систематическую работу с детьми. Созданные настоящими энтузиастами и нашедшие поддержку образовательных учреждений, они выполняют задачи военно-патриотического воспитания, растят поколение людей, которые будут знать и чтить историю своей страны и родного края. Подростки не просто ходят в клуб развлекаться — по сути, они несут там службу. Почти военная дисциплина, первый опыт руководства, ответственности за себя и других. Чтобы изготовить доспех, члены клуба изучают археологические материалы, плотно работают с музеями, учатся работать с металлом, тканью, деревом. Все детали облачения — от заклёпок на доспехе до пороховниц-«берендеек» — изготавливают своими руками. Изучают тактику ведения боя, групповые манёвры, перестроения. Пусть древние — но с такой подготовкой им легче освоить современные. Что бы ни выбрал потом подросток — военное учебное заведение, исторический факультет или училище народных промыслов, — всё дастся ему легче, чем сверстникам.

— В таких вещах всегда важна персона, — говорит Константин Осипов. — Пассионарий, который сдвинет и возглавит это серьёзное дело, возьмёт на себя большой и важный труд. Пока такого человека в Кузбассе нет. А вот условия есть. На зависть многим есть целый острог в экомузее-заповеднике «Тюльберский городок», который сейчас, по сути, простаивает. А мы бы в свою очередь помогли бы как учёные и организаторы.

Василий Минин, руководитель клуба «Служилые люди Сибири»:

Наш коллектив педагогов много лет работает по авторской программе военно-исторической реконструкции в Омске. Сейчас, когда региональный компонент из школьной программы истории практически исключён, знание истории Сибири необходимо молодёжи. Мало кто занимается такой узконаправленной, но важной проблемой — воспитанием у молодёжи региональной идентичности. Результатом становится массовая миграция из Сибири: регионы пустеют, причём уезжают лучшие. В нашем понимании корень проблемы — в воспитательных технологиях. Всё начинается с убеждённости, что это наша земля. И условия жизни создаём мы сами.

Участвуя в проекте, мы преследовали две цели. Во-первых, вовлечь участников реконструкции, ребят 14-18 лет. Ведь здесь происходит формирование определённой образовательной среды с погружением в обстановку, командным взаимодействием, эмоциональным откликом. Во-вторых, повлиять на зрителей и посетителей музея: подарить праздник, спровоцировать интерес к истории Сибири, запустить информационную волну.

Такие мероприятия, если они проходят систематически — неотъемлемая часть бренда региона. Они показывают, насколько регион перспективен, интересен, какую глубокую историю имеет. Бренд открывает регион для окружающих, привлекает туристов. А у подрастающего поколения повышает самооценку, приводит к осознанию себя частью этой земли, этого историко-культурного наследия.

Следующая реконструкция — для кемеровчан

— В 2019 году очень хотелось бы провести подобное мероприятие в «Тюльберском городке», — говорит Константин Осипов.

Этноэкологический музей-заповедник «Тюльберский городок» находится в 50 километрах от Кемерова. Здесь расположена единственная в стране реконструкция деревянного сибирского острога 17 века: оборонительный комплекс из башен и частокола, жилые и хозяйственные постройки.

— Есть запрос от кемеровчан, которые пишут в комментариях к фильму на YouTube: «Почему в Новокузнецке, а не у нас?» — рассказывает Константин. — Есть предварительное согласие клубов, которые заинтересованы в межрегиональном сотрудничестве. Заинтересован и «Тюльберский городок».

Дело за малым — найти деньги. Историки снова готовят заявку на грант Росмолодёжи, но будут рады любым запасным вариантам — от областного бюджета до крупного частного спонсора.

— Хотим собрать ещё больше участников и гостей, — делится планами Константин Осипов. — Пригласить вообще всех, кто занимается в России реконструкцией по 17 веку, обсудить общие проблемы, пообщаться, наладить сотрудничество. Порадовать горожан, подарить им праздник. И, конечно, наглядно рассказать новый эпизод из нашей общей сложной, интересной и вдохновляющей истории.

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Важные проекты

Читайте далее
билайн бизнес представил решения для улучшения мобильного покрытия на Третьем российском угольном саммите
Яндекс.Метрика