Вход
gazeta.a42.ru

Как бизнесу меньше платить за электроэнергию

27 февраля 2020, 11:12 282

Мода на разумное использование энергоресурсов всё прочнее входит в нашу жизнь. Люди всё чаще задумываются от экономии, несмотря на невысокую стоимость электроэнергии по сравнению с Европой или США. Это справедливо как для домохозяйств, так и для бизнеса.

Но что, если рациональное потребление способно не только снизить личные затраты, но и глобально повлиять на рыночную цену кВт.ч? Механизм ценозависимого снижения потребления (ЦЗСП, по-английски — Demand Response, DR) даёт такую возможность. Что это такое и какие перспективы открываются перед кузбасскими предпринимателями, рассказала директор по работе на оптовом рынке электроэнергии ПАО «Кузбассэнергосбыт» Евгения Баклан.

— Хотелось бы понять: что такое механизм управления спросом и как это работает?

— Принцип действия довольно прост. Если цены на электроэнергию для населения фиксированные и устанавливаются региональной энергетической комиссией, то для юридических лиц они формируются в рыночных условиях. При этом весомая доля приходится на стоимость покупки электроэнергии у электростанций. Пока спрос на электроэнергию небольшой, его способны закрыть эффективные генераторы, в первую очередь, ГЭС (гидроэлектростанция). Но в пиковые часы потребления их мощностей не хватает, и приходится привлекать энергоблоки, у которых стоимость кВт.ч значительно выше. Как следствие цена на электроэнергию резко увеличивается. Суть ЦЗСП — держать спрос в тех пределах, когда с ним справляется эффективная генерация. Самый простой способ это сделать — снизить потребление в пиковые часы нагрузки.

—  Какую роль в этом механизме играете вы?

– Компания «Кузбассэнергосбыт» в данном случае выступает агрегатором — посредником между системным оператором единой энергосистемы и потребителем. Чтобы снижение потребления было эффективным и действительно влияло на рынок, оно должно происходить в часы, определённые системным оператором. Если на оптовом рынке, где все участники ­– крупные потребители, взаимодействие может происходить напрямую, то розничный рынок предполагает большое количество предприятий со сравнительно невысоким потреблением. В этом случае необходим такой посредник, как мы. Во-первых, это избавит наших клиентов от необходимости вникать в тонкости работы на оптовом рынке. Во-вторых, обеспечит большую синхронность функционирования механизма, а значит, лучшую трансляцию экономического эффекта.

— Раз уж вы заговорили об экономическом эффекте, то насколько выгодно ЦЗСП для потребителей?

— Помимо того, что участники смогут экономить за счёт уменьшения цены на электроэнергию, при условии выполнения всех обязательств по разгрузке, их ждёт денежное вознаграждение. Его величина зависит от разных факторов, но может достигать цены покупки мощности на оптовом рынке. И всё это вполне реальные вещи. На сегодняшний день уже запущен пилотный проект, который должен подготовить всех участников к «промышленному» внедрению DR.  Надо сказать, что даже на этом этапе результаты есть. В январе удалось добиться максимального часового снижения цены на 1,8%. Если говорить о наших потребителях, то свой вклад в это внёс «Ледовый дворец». За январь он успешно разгрузился 5 раз.

— А кто может стать участником пилотного проекта?

— Основных критерия два: наличие счётчика, позволяющего вести почасовый учёт электропотребления, и способность предприятия разгрузиться в любое время, при поступлении соответствующих сигналов рынка. Что касается второго пункта, то существует несколько типичных технологий разгрузки. Например, временное отключение освещения с вентиляцией или манипуляции с термостатами и кондиционированием. Более подробный список возможных технологий есть у нас на сайте. Там же можно заполнить анкету участника проекта.

Хочу подчеркнуть, что сейчас лучшее время, чтобы принять участие в «пилоте». Поскольку механизм работает в тестовом режиме, не действуют штрафные санкции за невыполнение разгрузок. Поэтому сегодня любое предприятие может попробовать на себе механизм управления спросом и понять, подходит ли ему такой способ экономии. Никаких рисков нет.

 

Требования для участия в управлении спросом:

— Возможность на 2 или 4 часа до 5 раз в месяц снижать потребление любым способом (например, с помощью накопителей энергии, генерирующих мощностей потребителя или перераспределения нагрузки во времени);

­– Наличие интервальных приборов учёта;

— Наличие актуальных документов, подтверждающих допуск в эксплуатацию приборов учёта (акт осмотра/допуска/замены ПУ) и балансовой принадлежности (АРБП/АТП).

­

— Каковы же всё-таки перспективы данного механизма при запуске целевой программы?

— Уже сейчас ЦЗСП даёт обнадёживающие результаты. Далее вопрос в расширении состава участников. Ведь чем больше потребителей вместе удастся собрать агрегатору, тем более существенным будет их влияние на рыночные цены, а величина необходимой разгрузки каждого отдельного предприятия меньше. Надо понимать, что сегодня в России это новинка и очень малое количество розничных потребителей успело «распробовать» все преимущества управления спросом. Чуть больше интереса проявляет европейская часть России.

— Можете привести конкретные цифры?

— На сегодняшний день в Сибири отбор прошли менее трёх десятков потребителей, готовых разгрузиться суммарно на 32 МВт. В тоже время в I ценовой зоне (европейская часть России) количество участников перевалило за 100, а их общая разгрузка составляет почти 200 МВт. Причём участниками проекта становятся не только такие крупные компании, как «КАМАЗ» или «Лукойл», но и предприятия поменьше: отели, кондитерские фабрики, тепличные хозяйства, шахты — всё то, что есть и в Кузбассе.

Ещё более нагляден опыт зарубежных коллег, где DR функционирует уже не первый год. Там отдельные агрегаторы объединяют до 8 000 потребителей, управляя несколькими ГВт электроэнергии. Несложно посчитать, что, если каждый из их «подопечных» снизит своё потребление на 100 кВт на пару часов, нагрузка на энергосистему уменьшится на 800 МВт. Единственное, что отделяет нас от этих цифр, — масштаб вовлечённости потребителей.

— И когда по-вашему это произойдёт?

— Такой прогноз я дать не смогу. Однако уже сейчас понятно, что за механизмом ЦЗСП будущее розничного рынка электроэнергии. И сегодня у наших потребителей есть уникальная возможность стать частью этого процесса раньше других и начать получать все преимущества управления спросом. Я искренне надеюсь, что как можно больше наших клиентов осознают это и вместе с нами сделают шаг вперёд.


комментарии

MEDIAMETRICS

Новости Кузбасса

MEDIAMETRICS

Интересное на а42.ru

Загрузка...
Восстановление пароля
Регистрация
Проекты А42.RU
Как получить максимум от мобильного интернета в пару тапов
Яндекс.Метрика