gazeta.a42.ru
27 февраля 2015 в 12:03
  • 11485

Мастер дикой фотографии

Фото: Мастер дикой фотографии 1

Работы кузбасского фотографа Андрея Васильченко за последние несколько лет регулярно получают признание на престижных конкурсах как национального, так и международного значения. Самый свежий пример – Андрей стал финалистом конкурса "Дикая природа России-2014", организованного журналом "National Geographic Россия" и "Русским географическим обществом". А до этого были и включение в шорт-лист международного конкурса "Лучший фотограф" в номинации "Анималистическая съемка" и победа в губернском конкурсе "Медиапрестиж-2013".

Андрей – фотограф-универсал, снимает почти во всех возможных жанрах. Но самая любимая "специализация" для него – это съемки дикой природы. О том, насколько такие съемки трудны и увлекательны, кого можно поймать в фотообъектив в полях и лесах Кузбасса, какие еще фотожанры он считает важными и нужными, и еще о многом другом, Андрей Васильченко рассказал корреспондентам "Газеты Кемерова".


Там, где летает неясыть

 

"В 2005 году, после рождения моего младшего брата, отец купил цифровой фотоаппарат. Я взял его в руки – и в первый же день сделал около 500 снимков, самых разных. Они были не то, чтобы сильно хороши, но и не так уж плохи. Вот после этого опыта я всерьез и увлекся фотографией, понял, что это мое. При том, что каким-то суперпрофессионалом, гуру фотоискусства, я себя вовсе не считаю. А цель сейчас ставлю такую: на примере своих работ показать, что Кемерово и Кузбасс – это места с просто неисчерпаемым потенциалом для фотографа. И красоту, и интересные сюжеты, и что-то неизведанное – тут все можно найти. Надо только уметь искать".

Мастер дикой фотографии 5

Мастер дикой фотографии 7

Мастер дикой фотографии 9Мастер дикой фотографии 11

Из Кузбасса Андрей, по его словам, уезжать никуда не намерен – здесь вырос, учился ремеслу фотографа в Кемеровском госуниверситете культуры и искусств, отсюда уходил на службу в армию (служил в Подмосковье и даже стал участником майского Парада на Красной площади), сюда же и вернулся, чтобы жениться и начать постройку собственного дома в селе Колмогорово. Там, в Колмогорове, в Яшкинском районе, Андрей сейчас и живет, каждый день уезжая на работу в Кемерово. И это его вполне устраивает, в том числе и потому, что областной центр полон интересных сугубо городских сюжетов, ну а совсем рядом с селом и "начинается" столь любимая дикая природа.

Мастер дикой фотографии 13

Мастер дикой фотографии 15

Мастер дикой фотографии 17

Мастер дикой фотографии 19

"Многие из своих "диких" снимков я сделал в радиусе буквально 30 километров от Кемерова. Например, фото сов-неясытей – с тех пор, как прекратились массовые потравы грызунов на полях, эти совы тоже расплодились в окрестностях. Иногда идешь по дороге – а они перелетают с дерева на дерево. Ну я немножко понаблюдал за ними – и через пару дней уже был в курсе их привычек: когда они наиболее активны, и их легче всего можно поймать в кадр. В результате, и появилась серия снимков с совами – удалось "подловить" в динамике, получилось вроде бы неплохо".

 

"Засидки", "скрадки"и весь световой день

 

А вот с другими "моделями", серыми цаплями, говорит фотограф, мороки значительно больше, чем с совами – близко к себе они людей не подпускают, крайне пугливы. Да и вообще – в идеале, снимать птиц и животных надо так, чтобы они тебя и вовсе не заметили, вели себя естественно. Поэтому и приходится прибегать ко всякого рода хитростям – приходить к водоему, где цапли обитают, затемно, в маскировочной одежде, незаметно подкармливать, чтобы подлетели поближе. А еще устраивать "засидки" и "скрадки" – специальные укрытия, "закамуфлированные" ветками. В случае Андрея, "засидка" – это одноместная рыбацкая палатка, куда он ставит стул и штатив, высовывает наружу объектив…да так нередко и сидит весь световой день, стремясь поймать тот самый неповторимый момент. Работа кропотливая, но, уверяет мастер "дикой" фотографии, дело того стоит.

Мастер дикой фотографии 21

Мастер дикой фотографии 23

Мастер дикой фотографии 25

Мастер дикой фотографии 27

"Если снимок получается, если я могу донести до зрителя, то, что увидел сам – это очень здорово. Мощь и красота природы – явления, которые никогда не устареют, которыми всегда будут восхищаться. Сейчас вот я бьюсь над тем, чтобы сделать такой снимок – силуэт летящей птицы на фоне закатного неба. Но, конечно, одними птицами я не "ограничиваюсь". Меня интересуют и просто пейзажи, и съемка лесных зверей. Вот это фото, вереница диких кабанов на заснеженном поле, его я сделал неподалеку от села Шестакова Чебулинского района, в местном охотничьем хозяйстве. Забрался на горку – и увидел такую картину!"

Мастер дикой фотографии 29

Мастер дикой фотографии 31

Мастер дикой фотографии 33Мастер дикой фотографии 35

"Кабанье" фото стало для Андрея счастливым – именно оно попало в шорт-лист конкурса "Лучший фотограф", получив признание и специалистов, и простых зрителей. Впрочем, с кабанами кузбассовцу вообще "везет" – один раз с лесной "хрюшкой" Андрей столкнулся буквально нос к носу, и впечатлений от этой встречи хватило надолго.

Мастер дикой фотографии 37

Мастер дикой фотографии 39

Мастер дикой фотографии 41

"Снимаю я на опушке и вдруг замечаю, что вот, буквально в нескольких шагах, за кустом, стоит здоровый кабан. Видимо, случайно «выбежал» на меня – и остановился. Я стремлюсь поймать его в кадр, ветки мешают, а он постоял немного, подумал, а потом…развернулся и убежал. И вот только тогда я понял – а что было бы, если бы он побежал на меня? Кабан есть кабан, животное серьезное. И я для себя решил – "заигрываться" с диким зверьем все же не стоит, ни один, даже самый удачный снимок, человеческой жизни не стоит. Но вот что интересно – обо всем этом подумалось потом, а в момент опасности я ничего не боялся. Вошел в азарт, с фотографами это бывает", – смеется Андрей Васильченко.


Сафари в Горной Шории

 

Впрочем, несмотря на риск, неизбежный для того, кто снимает дикую природу, кузбасский фотограф мечтает и о "свиданиях" с животными, еще и посерьезнее того "внезапного" кабана. Например, в коллекции Андрея, по его словам, явно не хватает самого сибирского Хозяина – бурого медведя. Да и еще много кого нет в этой коллекции, поэтому окрестностями Колмогорова, охотхозяйством в Шестакове и лесами вокруг озера Танай, куда фотограф выезжает сейчас, он ограничиваться не намерен. В планах – посещение заповедника "Кузнецкий Алатау" и глухих уголков Горной Шории. Там, уверен Андрей, он сможет поймать немало чудесных моментов.

Мастер дикой фотографии 43

Мастер дикой фотографии 45

Мастер дикой фотографии 47

Мастер дикой фотографии 49

"Хотелось бы когда-нибудь и на сафари в Африку съездить, но это уже дело отдаленного будущего. А так мне и в Кузбассе работы хватит. И вдохновения тоже. Ведь для того, чтобы снимок получился хороший, необязательно каждый раз льва или медведя снимать. Сними схватку синички и вороны – тут тебе и сюжет, и динамика, и драматизм. Понимающий зритель оценит. Кстати, о зрителях – свои фото я, в основном, выкладываю в интернете, и даже удивительно, сколько получаю откликов. Надо сказать, в основном, доброжелательных. Так что пора подумать и о своей фотовыставке – такие планы есть, сейчас думаю, как и где это лучше сделать. Материала у меня уже и на три выставки накопилось – животные и птицы, затем пейзажи и еще производственные фотографии. Это тоже мое увлечение".

 

Герой кадра – человек труда

 

Производственные фото – это то, что Андрей снимает, посещая кузбасские заводы, фабрики и шахты. Как говорит фотограф, его главные герои тут – люди труда, отрабатывающие полную смену на тяжелых производствах, те самые "простые работяги", не так уж и часто попадающие в кадр, да и не стремящиеся к этому.

Мастер дикой фотографии 51

Мастер дикой фотографии 53

"Их мастерством и трудовым мужеством я не перестаю восхищаться, и никогда не перестану. Не спорю, офисные работники тоже нужны, но мои герои – это все-таки рабочие заводов, шахтеры. Кадр с производства не интересен, если в нем нет такого вот героя, настоящего человека труда. Когда появляется такая возможность, я посещаю, скажем, производственный цех. Никому не мешаю, выбираю себе точку обзора – и опять-таки ловлю момент. Это может быть что угодно – какая-нибудь повседневная бытовая сценка, "противостояние" человека и машины, другие моменты. Тут уже часто зрителю решать – что именно он видит, какие символы. Над фотографией надо задумываться – мне кажется, это один из смыслов моей работы".

Мастер дикой фотографии 55

Мастер дикой фотографии 57

Мастер дикой фотографии 59

Летающие над болотом серые цапли и люди, стоящие у станка, заснеженная сибирская тайга и находящаяся ныне на стадии разработки серия снимков в жанре "уличной фотографии" – таков разброс интересов Андрея Васильченко. Что же до конкурсов, то в них он собирается участвовать и дальше, естественно, надеясь на победу. Скажем, намерен отослать одну из своих работ на престижнейший международный конкурс World Press Photo, победителем которого как раз недавно стал наш земляк – фотограф Сергей Ильницкий.

"Вот и я решил поучаствовать – посмотрим, что из этого выйдет. Какой именно снимок пошлю? Ну это будет фото… А вообще давайте пока не буду говорить, ладно? Cекрет. А там видно будет".

 

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
В купальниках или cвадебный? билайн назвал самый «качающий» спуск «Грелки»
Яндекс.Метрика