12 сентября 2023 в 17:07 Общество

Убрать трамвай, вернуть электричку и запретить въезд в центр: как кемеровчане предлагают бороться с пробками

Кемеровчане устали от пробок на фоне многочисленных перекрытий дорог. Комментарии, которые оставляют под новостями об очередных дорожных работах, нам часто приходится удалять из-за нарушения правил приличия. Но есть и конструктивные мысли — иногда оригинальные, иногда рациональные, порой спорные.

В редакции A42.RU нет экспертов по организации дорожного движения, поэтому мы собрали все идеи, даже самые странные, и представляем на суд читателей. Вдруг среди них такие эксперты будут и что-то из списка им пригодится.

Выделить больше полос для автобусов

— Город задыхается от личного транспорта, который создает пробки! Надо вводить выделенные полосы, тем более что бывший мэр их очень даже анонсировал, только вот дело почему-то не двигается. Чем больше выделенок, тем выше приоритет общественного транспорта, тем меньше опозданий, — пишет нам кемеровчанин Максим Беляев под новостью о поручении мэра сотрудникам УЕЗТУ исключить выход автобусов на линию с опозданием.

Упомянутый «анонс» выделенок — это сообщение предыдущего главы города Ильи Середюка в социальных сетях о том, что в рамках исполнения программы по безопасности дорожного движения планируется обустроить выделенные полосы на тех улицах столицы Кузбасса, «где это технически возможно и востребовано». По словам Середюка, таковыми являются проспекты Шахтёров, Советский, Кузнецкий и Ленина на участке от вокзала до Мичурина.

Градоначальник тогда отметил, что организация отдельных полос для общественного транспорта позволяет упорядочить движение на дорогах, повысить их пропускную способность и безопасность. В качестве примера он привёл первые кемеровские «выделенки» на Ленина, которые помогли разгрузить проспект и успешно действуют уже более десяти лет. В городской администрации позднее добавили, что озвученные мысли — лишь идея, которую будут обсуждать с экспертами, а если решат реализовывать, то лишь в 2023 году. Так как год подходит к концу, очевидно, что такого решения не приняли.

— Выделенные полосы могут располагаться на улицах с числом полос движения в одну сторону более двух, — добавил Максим Беляев. — Но на проспекте Шахтёров на загруженном участке всего две полосы в одну сторону. На Ленина от Кузнецкого до Мичурина — тоже. Строить новые полосы там негде. А вот на Советском и Кузнецком это возможно.

Заменить трамваи на Терешковой на автобусы

— Зачем на Терешковой восстанавливать трамвай? Лучше дополнительные две полосы дороги и электро- или газовые автобусы. Экономичнее, тише и нет проблем с посадочными площадками, — поделился один из подписчиков telegram-канала главы города Дмитрия Анисимова.

Старое трамвайное полотно полностью демонтировали и до конца года окончат работу по укладке нового. После этого, по плану властей, трамвай № 1 вернётся на прежний маршрут (сейчас он заканчивает движение на Соборной). Пока ни старых, ни новых рельс на улице Терешковой нет, и обширное пространство соблазняет автомобилистов: это ж сколько новых полос для машин можно устроить.

В ответ в мэрии пояснили, что у трамваев имеется целый ряд преимуществ.

— Движение трамваев в городе Кемерово имеет лучевую схему и обеспечивает передвижение пассажиров по пяти районам города. В том числе там, где полностью отсутствуют автобусные перевозки и трамвай является единственным средством пассажирского транспорта. Трамвайное движение преимущественно перед автобусным транспортом в силу его обособления от дорожной части, имеет более высокую эксплуатационную скорость и экологичность. Реконструкция существующей маршрутной сети трамвая является социально-значимой и необходимой, — говорится в официальном ответе.

Другие читатели выразили ту же мысль проще: «Будете с электробусами в пробке стоять, которую трамваи объезжают».

Пустить трамвай по всему проспекту Ленина и Кузбасскому мосту

Витает в воздухе и противоположная идея — продлить рельсы от Соборной до Комсомольского и от «Юбилейного» до Радуги. Кемеровчанин, который это предложил, так объясняет свою идею.

— Сегодня трамвай везёт с Радуги большую часть тех, кому нужно в центр, это факт. Повезет ещё больше, если горожане увидят реальное преимущество трамвая, а не формальное, как это происходит сегодня. Но даже при формальном преимуществе «десятка» вывозит своё назначение. Без неё Радуга встала бы наглухо. А вот в Ленинский район люди альтернативы не видят. Автобусы и троллейбусы стоят вместе со всеми в пробках. Убеждать людей пересесть в автобус — практически пустая затея, автомобилисты слишком твердолобы, чтобы понять, что 50 человек в 12-метровом автобусе — это минус 30-40 машин на дороге, то есть около 150 метров свободного места. А вот в трамвай люди пойдут, что напрямую повлияет на длину пробки. Почему-то городу невыгодно развивать трамвай, наверное, на нём не заработаешь. При тех суммах, которые вкладываются в «лишние» дороги, давно можно было бы это всё осуществить, — уверен наш читатель.

Здесь остаётся только напомнить, что трамвай — не только самый экологичный и быстрый, но и самый дорогой в создании и содержании (следовательно — самый убыточный) вид общественного транспорта кроме, конечно, метро. Прибыльным общественный транспорт в принципе бывает редко (причём по всему миру — его организуют не за этим), однако не учитывать эту особенность нельзя.

Сократить строительство жилья в новом центре

— 50 этажей? […] Прокатись по Притомскому с утра без мигалки. Постой в пробках. А сколько машин добавится с этими ЖК? — негодует читатель под новостью о строительстве высотного жилого комплекса рядом с «Кузбасс-Ареной».

Другие читатели оставляют сходные комментарии под материалами о комплексном развитии территории в заискитимской части города: на месте частного сектора власти планируют застройку под 77 тысяч жителей на первом этапе и ещё около 100 тысяч на втором. Чтобы город не встал в пробке, как раз и расширяют ключевую улицу Сибиряков-Гвардейцев, на которой в будущем, возможно, придётся обустраивать платные парковки. Однако комментаторы переживают, что и этого будет недостаточно — и предлагают просто не строить такого количества жилья.

Расширить Советский проспект рядом с филармонией

— Перекрёсток у бассейна сильно загружен. Как планируется разгрузить участок? Обычно представления [в театре] начинаются в 18-19 часов, а это насыщенное движение транспорта и пробки. Вариантов разгрузить движение через центр и набережную не так много. Первое — есть небольшой транспортный резерв — сделать дорогу вдоль Томи (по низу) с выездом на Кузнецкий.  Второе — в районе здания 68б дорогу провести до улицы Красной. Но и там места уже нет плюс перепад высот. Третье — расширить проезжую часть проспекта Советского до площади, — предложил горожанин.

В ответ в мэрии поблагодарили кемеровчанина за заинтересованность в жизни города и сослались на нехватку средств.

— Работа по пересмотру организации дорожного движения и улично-дорожной сети ведётся в постоянном режиме специалистами ЦОДД. Одномоментно все мероприятия выполнить невозможно ввиду ограниченности бюджета, — говорится в официальном ответе.

Ограничить въезд в центр и ввести платные парковки

— Люди пробки сами создают. Денег у населения наверное дохрена, раз трафик прирастает с каждым годом. Только граждане у нас считают, что если он купил машину, то теперь все ему должны и обязаны. Все должны перед ним скакать и спрашивать, где для его корыта парковку сделать, где ямку заделать, а где дорогу расширить. Давно пора вводить меры, ограничивающие пользование личным транспортом, вводить ограничения на въезд в центр, внедрять платные парковки, — предлагает радикальные меры читатель, реагируя на предыдущую идею.

Радикальные они, правда, лишь для провинции — в Москве или Санкт-Петербурге платные парковки служат уже привычным инструментом контроля трафика: когда за постой нужно платить, человек дважды подумает, ехать ли по делам на своей машине или лучше сесть на троллейбус. В итоге — меньше пробок, все довольны. Или не все.

Запретить левый поворот на Мичурина с проспекта Ленина

Такую меру вводили временно на время ремонта, но кемеровчане предложили оставить её насовсем. Возможно, это те кемеровчане, которым поворачивать там налево не нужно.

Схожих комментариев вообще много: автовладельцы предлагают убрать тот или иной регулируемый пешеходный переход (и не ставить новые), перенастроить светофор, запретить поворот, убрать стрелку. Проблема всякий раз в том, что увеличить время горения зелёного в одном направлении можно только за счёт сокращения в другом — а это тоже пробки. Кроме того, быстро пропустив поток в одном месте, можно получить пробку на следующем значимом перекрёстке. Настройкой оптимального режима работы светофоров занимаются в городском Центре организации дорожного движения на основе массива данных, собранного с камер и вручную. Не обладая этими данными, сложно предлагать и утверждать что-то конкретное.

Вернуть электричку от вокзала в Кировский

На фоне загруженного Кузнецкого моста пассажиры автобусов с грустью посматривают в сторону моста железнодорожного — почему бы не пустить общественный транспорт по нему? Тем более опыт имеется: в 2005-2006 годах движение электропоездов от вокзала до 21-го микрорайона организовали специально на время строительства нового моста. Маршрут был совершенно нерентабельным и дотировался для скорейшей доставки пассажиров из Кировского района в центр и обратно. Когда стройку окончили, электричку отменили — новый роскошный шестиполосный мост с трамвайными путями отлично справлялся и так. Возможно, теперь, когда хвост пробки регулярно начинается от его середины, возвращение электрички могло бы снизить нагрузку.

— Всегда и везде общественный транспорт дотируется, — говорит кемеровчанин Максим Беляев. — С электричкой проблема в транспортной доступности: если в районе вокзала развитый узел, есть все виды транспорта, то на станции «Правотомск» [где была конечная остановка] полный глушняк. То есть туда и оттуда надо как-то выбираться. Соответственно, если организовать стабильную развозку со станции и в частник, и в сторону 40 лет Октября и Инициативной, народ однозначно будет этой электричкой пользоваться. Думаю, достаточно по два-три рейса в пиковое утреннее и вечернее время, к примеру, с Кировского в 6:00, 7:00 и 8:00, а с вокзала в 17:00, 18:00 и 19:00. При этом в электричке должен действовать проездной, а если ты едешь без проездного, то предусмотреть какую-то скидку при пересадке на автобус/троллейбус/трамвай.

Расселить офисы из центра по разным районам

Один из читателей полагает, что пробки в основном провоцируют сотрудники офисов, а значит, достаточно выселить их из центра, чтобы улучшить ситуацию на дорогах.

— Проблема города Кемерово в том, что утром все едут на работу в центр или промзону, а вечером обратно. У нас нет альтернативы, в центре находится большинство офисов, деловых центров и так далее, и практически только через центр можно попасть в промзону. Так вот мера глобального масштаба — это расселение офисных зданий центра по разным районам города: кого-то в Ленинский, кого-то на Радугу, кого-то в Кировский и так далее. Посмотрите на время максимальных пробок — это 8-9 утра и 6-7 вечера. Большинство предприятий промзоны работают с 8 до 17 или посменно, с 8 до 20. Но в 7 часов утра больших пробок не наблюдается, есть лишь временные затруднения. А те, кто едут в 8-9 утра — это сотрудники офисов, торговых центров, магазинов и тому подобное. То есть основную пробку создаёт не промзона, а именно офисные работники. Соответственно, рассредоточив офисы по районам города, можно автоматически и рассредоточить трафик, что приведёт к уменьшению пробок, — предлагает кемеровчанин.

Осталось придумать, как подтолкнуть владельцев компаний перенести офисы на правый берег и в Ленинский район. Шутки шутками, а рассредоточение центров деловой активности — важный элемент в планировании современных городов. Какими методами на него можно было бы повлиять в Кемерове — рыночными или административными, прямыми или косвенными? Богатая тема для размышлений.

Изменить сознание 

Редкие активисты предлагают горожанам пореже садиться за руль: один автобус занимает в десять раз меньше места на дороге, чем тридцать машин. 

— Вы не стоите в пробке. Вы — это и есть пробка. Вот когда граждане это поймут, тогда может и перестанут задавать дурацкие вопросы, — отрезает один из комментаторов.

Никакой волшебной таблетки: чтобы в городе стало меньше пробок, в него должны одновременно выезжать меньше машин. Дестимулирование автовладельцев — обычное дело для мегаполисов, где место на дороге — ценный ресурс, за который нужно платить. Платные парковки, крупные штрафы и зоны без машин по мысли урбанистов должны идти об руку с развитием удобного общественного транспорта и альтернативных видов — велосипедов и самокатов. У нас, однако, не мегаполис, и в какой степени всё это должно касаться Кемерова — вопрос открытый.

Фото: A42.RU

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
билайн бизнес представил решения для улучшения мобильного покрытия на Третьем российском угольном саммите
Яндекс.Метрика