В Кемерове около 550 тысяч человек и более 200 тысяч автомобилей — больше одного на трёх человек. Сравнимого количества гаражей и парковок не предусматривал ни один городской план. Более того, железных гаражей становится меньше — кооперативы переносят, чтобы строить новые микрорайоны. В которых парковочных мест, в свою очередь, меньше, чем квартир.
Заставленные дороги и дворы, травмированные дети, выхлоп в окна, испорченные газоны и нервы — не специфически кемеровские проблемы. В мегаполисах ситуация хуже, а универсального решения проблемы нет. А есть решения, схожие с сильными лекарствами: решив одну проблему, они могут усугубить другую. Таковы платные парковки в оживлённых местах, запрет остановки и стоянки, многоэтажные паркинги, реестры мест, многочисленные шлагбаумы. Даже обустройство парковок у новостроек — не панацея.
Двор — не парковка
16 ноября Кемерово накрыл обильный снегопад. К ночи грейдеры и снегопогрузчики выехали для чистки и столкнулись с типичной проблемой: правый ряд многих дорог заставлен припаркованными автомобилями. Не оставлять машины на дороге просил кемеровчан в соцсетях даже мэр Дмитрий Анисимов. Но системно это проблему не решит: чем хуже в районе с парковками, тем меньше шансов нормально почистить дорогу. Южный, центр, новая часть Московского проспекта — примеры мест, где ночью заставлены многие дороги. Дворы там забиты машинами, как консервные банки шпротами.
— Негативное влияние на функционирование улично-дорожной сети во всех районах оказывают автомобили, чьи владельцы при остановке и стоянке нарушают требования ПДД и дорожных знаков. […] Кроме того, исходя из особенностей организации дорожного движения на той или иной улице, даже припаркованный в соответствии с ПДД автомобиль может снижать пропускную способность дороги, затруднять разъезд транспорта, ограничивать видимость, — подчёркивают в кемеровском Центре организации дорожного движения.
Дворы в Кемерове, как и в большинстве городов России, давно превратились в большую парковку с очевидными последствиями. Безответственные автомобилисты портят газоны, встают на тротуары, загрязняют воздух выхлопом, загораживают обзор другим водителям. Бегающих детей из-за машин не видно, и они оказываются на проезжей части очень неожиданно. В чаты домов и соцсети регулярно выплёскивается конфликт «пешеходов» и «автомобилистов»: первые полагают, что автомобили из дворов нужно изгнать, вторые говорят, что они тоже имеют право на двор, а в дефиците места винят застройщиков.
— Автомобиль — собственность одного человека, и почему из-за нескольких автомобилистов страдают все жильцы и особенно дети. Хотите иметь личное авто — стройте жильё или автостоянки вдали от жилых районов. В жилых районах должна быть чистота и красота, площадки для детей с уличными тренажёрами, — пишет один кемеровчанин в комментариях на нашем сайте.
— Нужно парковки около новостроек делать в количестве не меньшем, чем количество квартир как минимум, и тогда не будут парковаться на дороге и около магазинов. Нужно на начальном этапе планировать, а не строить дом на дому и потом выставлять виноватыми автовладельцев, — возражает ему другой.
Этот диалог — мини-модель всей общественной дискуссии в России вокруг парковки в городах. Давайте разберёмся, почему нельзя просто построить достаточно парковок, ввести штрафы за стоянку во дворах — и все счастливы.
Почему в городе не делают парковку на всех
Если в микрорайонах, построенных при СССР, парковок рядом с домами не предусматривалось, то в новых они имеются. А строительные нормы и правила предписывают при проектировании рассчитывать количество машиномест. Пропорция в СНиП зависит от класса комфортности жилья и как минимум с 2017 года выглядит так:
- бизнес-класс — 2 машиноместа на квартиру;
- стандартное жильё — 1,2 машиноместа;
- муниципальный — 1 машиноместо;
- специализированный — 0,7 машиноместа.
В примечаниях указано, что допускаются отклонения на 10% и что при проектировании нужно учитывать и другие виды транспорта: закладывать 0,5 машиноместа под мотоцикл и 0,1 — под велосипед. Такая дотошность очень трогательна, потому что на практике застройщики так много парковок не строят никогда.
— Вот возьмите калькулятор и прикиньте, какая понадобится площадь, чтобы запарковать на улице пятьсот автомобилей, — говорит сотрудница крупной компании-застройщика Ольга Бояринова*. — И как будет выглядеть город, если будет такой землеотвод, что рядом с каждой многоэтажкой будет асфальтированный прямоугольник в 10 раз больше самого дома. Нормативы — это именно расчётная величина, проектировщик учитывает и непроданные подземные парковки, и пустующие гаражи, и все стоянки в радиусе 800 метров. При выдаче разрешения на строительство власти не требуют, чтобы на самом участке застройки была парковка для всех квартир.
Если разрешение на строительство получено, никакой ответственности за нарушение нормативов по машиноместам проектировщик уже не понесёт. Да и зафиксировать сам факт нарушения при таком подходе сложно. Какого-то специального «парковочного» органа не существует: например, Госавтоинспекция следит за нарушением правил парковки, а не за их количеством. Центр организации дорожного движения следит за пропускной способностью и снижением аварийности. Дирекция автомобильных дорог Кузбасса занимается только межмуниципальными дорогами. В итоге остаётся только городская администрация, которая должна ещё на этапе согласования проекта отследить соблюдение нормативов и всем угодить — и пешеходам, и автомобилистам.
— Когда площадь парковок больше, чем домов, это не похоже на рациональный способ организации общего пространства. Да, кому-то удобно подъехать к самому подъезду, ещё и машину из окна видно. Но ради его удобства все должны попрощаться с газоном? Это психология, которую, наверное, пора как-то переламывать, — говорит главный технолог в сфере дорожного строительства Максим Беляев.
Ещё одна важная деталь: даже когда отвод большого участка возможен, строительство и двора, и стоянки приводит к удорожанию квартир.
— «Двор без машин» — востребованная концепция застройки, но она требует большей площади и дополнительных затрат при проектировании и строительстве, а потому в бюджетном сегменте новостроек почти не встречается, — поясняет Бояринова. — И даже на таких парковках количество мест всё же меньше количества квартир.
Кстати, карман или площадка у дома, который мы обычно считаем парковкой, на языке нормативов называется «гостевая стоянка». Потому что стоянка «для хранения легковых автомобилей населения» на более чем 50 машин по санитарным нормам должна находиться от дома на расстоянии минимум 25 метров. Правда, ограничения на использование гостевой стоянки (типа «нельзя оставлять машину на ночь») в СНиПе не приведены. И всё же по духу правил проезжая часть и «карманы» у дома предназначены вовсе не для хранения машин его жильцов. Это выглядит ещё более парадоксально на фоне практики огораживания дворов шлагбаумами, чтобы только жильцы в них и могли заехать.
Резюмируем: открытых парковок «на всех» в больших городах не строят, потому что они просто не поместятся физически. Вернее, поместятся, если убрать газоны и детские площадки — но этого вроде бы не хотят даже самые фанатичные автомобилисты.
Почему застройщикам невыгодны подземные гаражи
Что ж, раз газон и парковка конкурируют за место, есть ещё одно решение — построить парковку под газоном! А заодно под домом и под детской площадкой — и вопрос был бы решён. Технически это решаемо, вопрос лишь в цене.
— Подземные паркинги строят по отработанной технологии, это давно не редкость. Они не создают проблемы дорожным строителям. Интенсивное движение на въезд и выезд из двора — тоже не проблема. Да, конструкция дорожной одежды во дворе отличается. Там используют, скажем так, менее прочные слои покрытия, основание делается чуть потоньше, чем на улицах. Но легковые машины оно должно выдерживать. Принятая сейчас классификация делит условия движения на лёгкие, нормальные и тяжёлые. Во дворе условия движения относятся к нормальным, это примерно до 5 тысяч автомобилей в сутки. То есть для правильно сделанного покрытия проблемы в подземном паркинге нет, — объясняет Максим Беляев.
— Подземный паркинг в многоквартирном доме приводит к серьёзному удорожанию строительства, — рассказывает Ольга Бояринова. — Стоимость машиномест приближается к цене квартиры. В Кемерове спрос на них могут обеспечить только жители ЖК бизнес-класса. В остальных случаях машиноместа приходится продавать по цене ниже себестоимости, и всё равно площадки стоят пустыми. Например, около пяти лет назад мы сдавали дом на триста квартир в Ленинском районе. К моменту, когда дом был сдан, а все квартиры проданы, жители выкупили лишь пять машиномест. И до сих пор тот паркинг стоит почти пустым, а вот двор заставлен машинами, как везде.
Схожая ситуация с отдельно стоящими многоэтажными парковками, вмещающими тысячи машин. В крупных городах России их закладывали в проекты развития густонаселённых районов, исходя из тех самых нормативов по количеству машиномест в радиусе. Стоимость машиноместа там была сравнима с ценой половины квартиры, стоимость аренды тоже кусалась, и паркинги стояли пустыми при забитых дворах. Со временем их переоборудовали в торговые или офисные центры. Такая же участь постигла многие встроенные паркинги в жилых комплексах Санкт-Петербурга и Москвы.
— Пока у людей есть дешёвая и простая альтернатива — бросить машину во дворе — они выбирают её. Подземные гаражи в обычных ЖК будут покупать, когда других вариантов не будет, — говорит Бояринова.
В Кемерове отдельно стоящих многоэтажных паркингов меньше десятка. Таков, например, 5-этажный комплекс на Радуге. Он тоже долго стоял невостребованным, часть помещений первого этажа переоборудовали для бизнеса. В 2023 году стоимость месячного абонемента составляла около 4000 рублей. Лишь спустя более 10 лет после сдачи в паркинге арендовали или выкупили большинство мест. Притом соседние дворы заставлены машинами как и раньше.
Такие многоэтажные парковки, более или менее футуристичные — важная часть инфраструктуры многих мегаполисов мира, где дефицит парковочного места острее кемеровского в десятки раз. Там возможность пройти сто шагов от входа в дом и сесть в тёплый салон — либо нарушение закона, либо дорогостоящая привилегия.
То же самое теоретически можно устроить и для кемеровчан, введя драконовские штрафы за стоянку во дворах. Куда в таком случае девать 200 тысяч машин? На платную парковку или в гаражные кооперативы на окраинах города. Хочешь съездить за покупками или отвезти ребёнка на праздник — сначала поезжай на автобусе за машиной. В девяностые многие так и делали, но не из-за нехватки места, а из-за боязни за автомобиль, которые во дворе могли угнать или повредить. Теперь, когда машина у четырёх семей из пяти, а у кого-то и по две, мы должны либо вернуться к этой практике, либо платить больше за квартиру с парковкой, либо терпеть то, что творится во дворах.
Платная парковка, реестр и общественный транспорт
В ближайшие годы крупнейшим градостроительным проектом в Кемерове будет участок комплексного развития территории вдоль улицы Сибиряков-Гвардейцев. Вместо частного сектора здесь возведут 10 микрорайонов, в которых будут жить более 50 тысяч человек. Здания будут многоэтажными — до 16 и даже до 20 этажей, а плотность населения — высокой. В районе обещают развитую социальную инфраструктуру — школы, больницы, детсады, площадки, зелёные пространства и так далее. Проезжую часть улицы Гагарина совершенно осознанно не стали расширять до четырёх полос, хотя и могли — по замыслу властей, она должна остаться преимущественно пешеходной. Район строят для людей, а не для машин. Где-то на горизонте уже виден вопрос с парковками, который грядёт, чтобы разрушить эту идиллию.
Осторожно предположим, что именно с прицелом на этот район Кемеровский горсовет в 2023 году утвердил порядок создания и использования платных парковок. Учитывая будущую плотность населения и бизнеса, обновлённой Сибиряков-Гвардейцев и новой Соборной площади грозит коллапс, если горожане будут оставлять машины где придётся. Такой же путь проходил, например, Новосибирск, и платная парковка — один из инструментов ограничения трафика. При этом всегда сохраняется бесплатный период, в Кемерове он составит два часа. Другие подробности A42.RU разбирал ранее.
Когда парковка бесплатна, все работники магазинов, салонов красоты и прочих мини-предприятий оставляют машины на улице на весь день. Если за стоянку придётся заплатить, это станет для них стимулом выбрать общественный транспорт. Для жителей района зона платной парковки означает изгнание во дворы, но мест там — минимум. Вот так мы и приходим к необходимости позаботиться о парковочном месте сразу, на стадии покупки квартиры — или полюбить пешие прогулки и общественный транспорт. Платная парковка — стимул типа «кнут», а пряником должны стать бесшумные скоростные трамваи и развитая транспортная сеть.
В том же ряду подготовки правовой основы — сентябрьское постановление областного правительства о реестре коммерческих парковок на дорогах общего пользования. Постановление предписывает создать общедоступный реестр с адресом, категориями принимаемых ТС и другими условиями оказания услуг. Незаметный и по сути технический документ — ещё один шажок к направлению автомобилей из дворов в сторону арендованных машиномест на парковках. Но будут ли они в зоне КРТ, будет ли их достаточно и сколько они будут стоить, пока, конечно, неизвестно.
* Имя изменено
Фото: A42.RU