Правительство России отменило таможенные пошлины на вывоз каменного угля, введённые в октябре прошлого года. По плану они должны были действовать весь текущий год, их размер зависел от курса рубля и составлял от 4 до 7% от стоимости.
За отмену экспортных пошлин активно выступал губернатор Кузбасса Сергей Цивилев, действуя в сотрудничестве с Минфином и Минэнерго России. Обращаясь к президенту Владимиру Путину, Сергей Цивилев акцентировал внимание на потерях областного бюджета — они оценивались в 17 млрд рублей. А предварительные потери угольщиков Кузбасса насчитывали 92 млрд рублей — это вдобавок к недополученным в последние пять лет 2,5 трлн рублей из-за инфраструктурных ограничений на вывоз угля.
С учётом того, что ранее Путин поддержал предложение Цивилева о выделении дополнительного финансирования для развития БАМа и Транссиба, по которым идут основные потоки в страны Востока и Азии, очередной шаг федерального центра навстречу Кузбассу эксперты считают закономерным.
— Сейчас каждый губернатор старается решить насущную проблему — как обеспечить положительную динамику социально-экономического развития в условиях санкций и растущей инфляции. А Цивилев как раз из тех глав регионов, которые очень активно работали в этом направлении. Поэтому для него, учитывая специфику и доминирование угольной отрасли, это было одним из приоритетных направлений — работать над тем, чтобы восполнить эти недополученные доходы, — отметила доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве России Оксана Ерохина.
Также эксперты отмечают, что введение экспортной пошлины — не единственная проблема, с которой столкнулись угольщики. В прошлом году экспортные цены на уголь по сравнению с пиковыми значениями 2022 года снизились в 2-3 раза, в то время как расходы добытчиков продолжают расти.
— В 2023 году рост себестоимости превысил 30%. Почему? Потому что техника ещё импортная, её нужно обслуживать, ремонтировать. А ключевая ставка растёт, увеличиваются транспортные расходы — вырос тариф на ж/д перевозки. Продолжает действовать отмена понижающих коэффициентов на дальность при экспорте энергетического угля. Всё это происходит на фоне дефицита провозных способностей восточного полигона РЖД, — прокомментировал первый зампред комитета Госдумы по энергетике Дмитрий Исламов.
По словам зампреда, именно Кузбасс, учитывая структуру его экономики, в большей степени почувствовал последствия этих явлений. Поэтому отмена пошлины — хорошая новость для региона. Это позволит сохранить инвестиции в угольной и смежных отраслях, а также устойчивость бюджетной системы Кузбасса, считает Исламов.
Мнение депутата разделяет главный научный сотрудник Института экономики РАН, профессор Олег Сухарев. По его словам, решение, принятое правительством в результате усилий кузбасского губернатора, будет способствовать развитию региона — ведь его ВРП на треть формирует угольная промышленность.
— Если в результате предприятия смогут увеличить поставки, то регион от этого только выиграет, ведь его бюджетные возможности расширятся. Это решение пойдёт на пользу региона, специально для этого по ходатайству губернатора оно и принималось, — подчеркнул эксперт.
Олег Сухарев уверен, что часть средств, которые бы пошли на оплату пошлин, перейдёт в виде налогов в региональный бюджет, ещё одна — пойдет на развитие угледобычи, что также важно для укрепления кузбасской экономики.
При этом эксперты отмечают, что внимание федерального центра к региону связано не только с разворотом экономики на Восток. Так, активное продвижение интересов Кузбасса Сергеем Цивилевым и поддержка Владимира Путина позволили превратить Шерегеш в один из самых популярных горнолыжных курортов страны. Работа в этом направлении продолжается, и регион ставит перед собой амбициозные задачи — войти в топ-5 курортов мира.
Кроме того, находясь у руля региона, Цивилев добился начала долгожданного строительства обхода Кемерова — планируется, что дорога будет сдана в текущем году.
Также Кузбасс вошёл в число четырёх пилотных регионов по созданию культурно-образовательных кластеров. Ряд важных объектов кластера в Кемерове уже ввели в эксплуатацию, причём Кузбасс сделал это первым в стране.
Рассуждая об отношении региона с федеральным центром, депутат Исламов высказал мнение, что Кузбасс действительно является особым регионом для президента Путина.
— Это шахтёрский регион, а кто такие шахтёры? Это люди труда, мужественные, сильные духом, сильные характером. Это люди, для которых большое значение имеют взаимопомощь, взаимовыручка. И вот сейчас и шахтёры, и весь Кузбасс знают и видят особое отношение президента, поэтому не стоит сомневаться, что весь регион будет рядом с президентом и во всём его поддержит, — заявил Исламов.
Фото: A42.RU