6 марта 2018 в 14:30 Общество

«Была Глухая — стала Слепая»: как менялись названия кемеровских улиц в ХХ веке

Во всём мире люди бережно хранят названия кварталов, площадей, парков и, конечно, улиц: переименовать их — значит, отдалиться от истории родных мест и культурного наследия. 

Но в советское время названия тысяч городов, деревень и проспектов изменились. «Газета Кемерова» поговорила с известным кемеровским журналистом, историком, краеведом и научным сотрудником музея-заповедника «Красная Горка» Владимиром Сухацким о том, как менялись топонимы в областном центре, сколько Больничных переулков было в городе и какая улица появилась у нас первой в мире.

 

Кемерово — один из самых невезучих городов

По мнению Сухацкого, столицу Кузбасса можно охарактеризовать так потому, что во времена СССР город потерял подтверждение дореволюционного происхождения.

Немногие территории Кемерова смогли сохранить дореволюционное название. Например, Кедровка, деревня Красная, Мозжуха, Ягуновский, Плешки, Люскус.

Больше 100 лет назад официальных названий улицы не имели: в деревне, где все друг друга знали, местоположение определяли по имени хозяина двора. Топонимы появлялись позже, по мере расширения населённого пункта.

Например, улица Николаевская возникла в селе Щеглово в начале прошлого века и получила название из-за находившейся на ней церкви, наречённой в честь Николая Чудотворца. Она располагалась на месте нынешнего трёхэтажного здания за областной администрацией. Церковь считалась богатой: более 100 гектаров земли, 6 000 прихожан, собственный погост.

Николаевская тянулась от Искитимки до пустыря, в районе современной улицы Кирова. Дальше это была просто грунтовая дорога, которая вела к мозжухинским лугам. Летом крестьяне гнали по улице коров, лошадей и овец на пастбище. В народе Николаевскую называли «Скотопрогонной» или «Скотобойной», так как на ней находился загон для забоя животных.

После освобождения города от белых большевики переименовали улицу в Советскую, которая с 1957 года стала проспектом. А через несколько лет снесли церковь, которой не положено было находиться в центре социалистического Щегловска.

Улица Щегловская, тянувшаяся вдоль Искитимки, была переименована в улицу Мичурина в 1935 году: после того как Щегловск уступил место Кемерову, одной из центральных улиц тоже следовало сменить название.

Из дореволюционных кемеровских топонимов своё название дольше всего сохранила улица Трудовая, появившаяся примерно в 1915–1917 годах, начинавшаяся у луга рядом с Глухой улицей и заканчивающаяся у Больничного лога. 

Как предполагает Владимир Сухацкий, топоним связан с расселением в этой местности строителей Коксохимического завода, приехавших из других губерний. В советское время не решались переименовывать благозвучную улицу, однако в середине 90-х её назвали в честь молодого милиционера Шестакова, погибшего при задержании опасных преступников.

 

Улицы-тёзки

По распоряжению властей СССР, названия улиц должны быть связаны с любым из революционных периодов союзного или местного значения. В итоге в городе было пять Октябрьских улиц, одна Большевистская и Большевистский переулок, а в каждом районе была улица Интернациональная.

Мало кто догадывается, что в 20-х годах прошлого века проходившая вдоль берега Томи и заканчивающаяся в районе нынешнего «Парка Чудес» улица Николая Островского была малолюдной, за что её назвали Глухой. 

В 1927 году она стала Исполкомовской — из-за располагавшихся здесь зданий местных органов власти. Потом она стала Комсомольской, а через три дня после смерти автора романа «Как закалялась сталь» — 25 декабря 1936-го — приобрела своё окончательное название. Как пишет в своей книге «Странный Кемерово» Владимир Сухацкий, старожилы иронизировали, что сначала улица была Глухая, а теперь — Слепая, намекая на незрячего Островского.

На месте нынешнего Крытого рынка раньше была Базарная площадь, к которой примыкали Первый и Второй Балаганские переулки, названные в честь местного купца Евгения Балаганского. Его магазины были с самым богатым ассортиментом: здесь продавались сигары, меха, посуда, ткани, обувь, продукты и деликатесы — немецкие колбасы, шпроты и французские сыры.

В 1937 году переулки стали Колхозными, исчезло название Базарная площадь, а после 1945-го здесь появились новые здания.

При этом двухэтажный деревянный дом купца стоял на перекрёстке улицы Красной и Советского проспекта, на стороне КемГУ, до конца 60-х годов.

В довоенные годы в городе было три улицы Шахтёрских, они располагались на правом берегу Томи. Примыкавшая к шахте «Центральная» возникла ещё до революции и до сих пор сохранила название, другие же были переименованы.

Кроме того, в Кемерове насчитывалось пять Стахановских улиц, четыре Боковых, шесть Больничных переулков, по две Вокзальных, Пионерских и Лермонтова, три Некрасова и Советских, а также четыре улицы Сталина.

В связи с этим в городе в конце 30-х годов появился политический анекдот.

Звонок в милицию. Голос в трубке кричит:

— У нас на Сталина вооружённое нападение!

— Где?

— Недалеко от Ленина!

Это означало, что преступление произошло на улице Сталина (с 1967 года — Ноградская, в честь одноимённой Венгерской провинции, ставшей побратимом Кузбасса) вблизи от Ленина (теперь — Кузнецкий проспект).

Первая в мире Гагаринская

Улица имени Берии просуществовала в Кемерове девять лет, и сразу после ареста наркома её переименовали во 2-ю Майскую. Улица Маленкова (теперь Вахрушева) существовала три года. Улицу Хрущёва переименовали в Зейскую в 1963 году.

— После смерти Брежнева, в 1982 году, кемеровские власти подумывали увековечить именем генсека какую-нибудь улицу. Была идея сделать Кузнецкий проспектом Брежнева, но, пока думали, умерли ещё два генсека. Не успели, — рассказывает историк Владимир Сухацкий.

Улица Патриса Лумумбы — премьер-министра Демократической Республики Конго и борца за свободу — появилась в Кемерове в 1961 году на месте Омской. Почему топоним получил такое название — никто не знал, известно лишь, что после гибели Лумумбы Хрущёв распорядился увековечить имя героя в Советском Союзе. В 1967 году Хрущёв уже не имел политической силы, и кемеровские власти без согласования с Кремлём 2 ноября 1967 года сменили её название на улицу 50 лет Октября.

— 13 апреля 1961 года, буквально через несколько часов после первого полёта человека в космос, Кемеровский городской совет переименовал улицу Магистральную в Гагарина. Горожане гордились этим, так как Кемерово стал первым в мире населённым пунктом, где имя космонавта увековечено в названии улицы. Понятно, что об этом решении, в отличие от многих других, жители не жалели, — пишет в своей книге «Странный Кемерово» Владимир Сухацкий.

Однако в конце сентября 1967 года, накануне 50-летия революции, улица Гагарина «переехала» на Школьную, где до сих пор стоят бараки, бани и сараи. Освободившееся место стало называться проспектом Ленина, а Кузнецкий проспект появился на месте бывшей улицы Ленина 30-60-х годов.

В 70–80 годы кампания по советизации пошла на убыль, но в современном облике Кемерова эта эпоха до сих пор прослеживается красной нитью.

Ещё материалы по теме

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
билайн бизнес представил решения для улучшения мобильного покрытия на Третьем российском угольном саммите
Яндекс.Метрика