«Газета Кемерова» довольно часто делает материалы о различных интересных, памятных и знаковых местах областного центра. Причем, места эти могут быть самые разные — от станции космической связи «Орбита» на набережной до городского трамвайного депо, от вечнозеленых теплиц Суховского до минаретов соборной мечети «Мунира». Лишь бы интересно было, а где-то и познавательно.
Словом, сама собой родилась новая рубрика, да и название тоже легко придумалось — «Мой Кемерово».
А вот и еще один материал в эту рубрику — на сей раз о месте для города историческом, самом старом из действующих православных храмов Кемерова, Никольском соборе. А еще — о замечательном человеке, который отдал службе в этом храме без малого полвека жизни.
170 лет. От Усть-Искитимского до правого берега
Никольский собор возвышается среди одноэтажной застройки кемеровского правобережья, частного сектора Кировского района. Впрочем, «возвышается» — слово не совсем верное: собор не особенно велик, и не впечатляет размерами и высотой колокольни. Необычно в нем другое — это старейший православный храм кузбасской столицы. И не просто старейший — в течение нескольких десятилетий он был вообще единственным местом молитвы для православных кемеровчан, один на весь большой город.
-288x176.webp)
«Первая деревянная церковь появилась на территории будущего Кемерова в 1846 году — тогда, понятно, никакого города и в помине не было. Правда, тогда Никольская церковь, чьим прямым историческим наследником наш собор является, располагалась не здесь, а в селе Усть-Искитимском — примерно на том месте, где ныне стоит часовня около Филармонии. Но в первые годы советской власти, в 1928-м, община переехала сюда, на правый берег — прежняя церковь была захвачена раскольниками-«обновленцами». Так что в следующем году будем отмечать 170 лет со дня «рождения» храма. А другую круглую дату буквально несколько недель назад отпраздновали — 70-летие постоянно действующего прихода. Он был учрежден 14 мая 1945 года, а до этого церковь какое-то время была вовсе закрыта — шли гонения на веру, и в здании храма располагалось зернохранилище. А статус собора храм имеет уже почти 30 лет — с 1987 года», — рассказывает настоятель Никольского собора протоиерей Алексей Гуркин.
-288x176.webp)


Отец Алексей очень хорошо знает историю своего храма, хотя настоятелем является всего несколько месяцев. Но эта история ему, можно сказать, передана по наследству, ведь до молодого священника настоятелем в течение почти 50 лет был его родной дед — тоже отец Алексей.
Домик с крестом и прихожане-фронтовики
Сейчас митрофорному протоиерею Алексею Курлюте 84 года, он родился в 1931 году в Западной Белоруссии, которая принадлежала тогда межвоенной Польше маршала Пилсудского. Путь его в Кемерово был долог — через духовную семинарию на родине, через службу в различных приходах Бийска, Ачинска и Белова. А до этого были еще и «мирские» занятия — например, три с половиной года в армии, в войсках связи. Демобилизовался в чине сержанта.
Отец Алексей уже не занимается повседневными делами собора и прихода, но наведывается сюда часто — благо, живет неподалеку, дойти не слишком сложно. Да и как не прийти, когда с этим местом связано столько воспоминаний.
-288x176.webp)
«Здесь каждый камушек знаком, это точно. Тем более, что многое при мне и возводилось. Когда в 1966 году я приехал в Кемерово из Красноярского края и стал настоятелем, церковь выглядела просто как деревянный домик, разве что с крестом. Даже ремонт не разрешалось сделать! А ведь народу собиралось не мало — с тех пор, как в 1961 году закрыли Знаменскую церковь на левом берегу, этот храм единственным в городе и остался. Так что приезжали сюда отовсюду. Теснота была, бедный народ в обморок от духоты падал во время служб», — вспоминает отец Алексей.

-288x176.webp)
Надо было что-то делать — и начались «походы» в райком-горком-обком с просьбами хотя бы отремонтировать храм. Просил не один священник, к властям обращались и прихожане, среди которых были не только бабушки-богомолки, но и уважаемые в городе люди — бывшие фронтовики, передовики-шахтеры. Как тут откажешь? И вот в марте 1970 года добро на реконструкцию церкви было получено — разрешили перестроить помещение, сделав его более просторным, поднять потолок, надстроить колокольню.
-288x176.webp)
-288x176.webp)
«Но и тут случилось недоразумение — вдруг приходит известие, что колокольню делать нельзя! Стал доискиваться до причины и узнал. Тогда ведь по реке пароходы до Томска ходили, а храм у нас на берегу. И вот проезжал тут рекой какой-то партийный чин, да и увидел наше строительство. Как так — колокольня будет всем видна! Вот и запретили, а снова разрешили лишь спустя 12 лет. Но и тогда чересчур высокую нельзя было делать. Наверное, заметно, что колокольня у нас не совсем обычная для православного храма, как бы «усеченная»? А все потому, что такую форму я высмотрел в одном журнале по архитектуре — кажется, венгерском. Вот и подсказал проектировщикам — чтобы и полноценная колокольня была, но в то же время небольшая. Такие времена были, «безбожная тирания», приходилось идти на всякие «хитрости», — смеется старый священник.
Закон Божий, молодость и футбол
Сейчас ограничений, подобных тем, что были в советское время, на Никольский собор и его приход никто не налагает. И храм давно стал каменным, и роспись при входе с изображением святых покровителей прихода, Николая Чудотворца и Симеона Верхотурского, сияет новизной, и службы идут каждый день, без перебоя. На почетном месте — икона Божией Матери «Знамение» и несколько икон с частицами святых мощей. В будний день на службу пришло несколько десятков человек.
-288x176.webp)
Между прочим, едва ли не больше половины прихожан — молодые люди, чего как-то не ожидаешь от «полудеревенской», расположенной посреди частного сектора, церкви.
-288x176.webp)
-288x176.webp)
«Ну тут ничего удивительного нет — это дети и внуки еще тех, старых, прихожан, которые помогли сохранить все здесь в трудные времена. Увы, многие из них уже ушли в вечность, но новое поколение тоже посещает собор. Во многом, это заслуга нашей воскресной школы — она существует уже 25 лет, сейчас здесь обучается 173 ребенка».
-288x176.webp)
-288x176.webp)
-288x176.webp)
Слова отца Алексея подтверждает и его жена, матушка Ирина. Именно она и заведует воскресной школой, по коридорам которой развешены многочисленные рисунки и поделки тех, кто здесь учился когда-то и учится сейчас.
-288x176.webp)
«Детки изучают у нас Закон Божий, прививаем им интерес к православной вере. Для более старшего возраста — азы нравственного богословия. Но не только — у нас есть уроки рисования, пения, даже в футбол тут играем. Своя команда есть — называется «Ратник». А что касается нашего хора, то где он только не выступал — и в Грецию ездили, и в Болгарию, и в Санкт-Петербурге концерт давали прямо в Казанском соборе. Обучение в школе длится четыре года, занятия, естественно, по воскресеньям. А возраст учеников самый разный — начиная с семи лет», — говорит Ирина Курлюта.
-288x176.webp)

И добавляет — не только школа, но и весь собор в целом, давно стали и для нее и для ее мужа чем-то настолько родным, что и словами это выразить трудно. И Кемерово уже многие годы «свой» город, хотя вроде совсем недавно приехали сюда, пройдя маршрут от родной Западной Белоруссии — через другие сибирские города, где довелось служить отцу Алексею.
Дядя митрополита и детские игрушки
А историю храма в ее последние десятилетия и связанных с ним людей можно проследить, листая старые альбомы в кабинете приходского управления. Вот отец Алексей, еще относительно молодой, участвует в Поместном соборе 1971 года, избравшем патриарха Пимена. А вот уже 80-е годы: вновь отстроенный храм освящают в присутствии архимандрита Евлогия Смирнова, ныне митрополита Владимирского, еще не знающего, что он станет дядей еще одного митрополита — Аристарха Смирнова, архипастыря Кузбасса.

-288x176.webp)


И вновь 60-е — Никольский храм только начали обновлять, он еще совсем скромный и деревянный, прихожане помогают перетаскивать доски. И, наконец, 90-е — события 20-летней давности, визит в Никольский собор патриарха Алексия Второго. Изображено, кажется, то самое место, между храмом и зданием школы, где сейчас стоит небольшая беседка — а внутри множество детских игрушек. Это чтобы ребятишки не скучали, пока родители посещают церковь, объясняет Алексей Курлюта.

-288x176.webp)
«Правда, в последние годы прихожан стало поменьше, но это и понятно — храмов стало больше, в том числе, и на правом берегу. Кому-то нет необходимости уже сюда ездить, а у кого-то и здоровье не то. Но храм живет, и приход тоже — и, как мне кажется, все это сохранится и 70, и 170 лет спустя. Иначе и быть не может, я верю в это», — завершает беседу отец Алексей.
-288x176.webp)
-288x176.webp)
Пришла пора покинуть Никольский собор — его купол очень быстро скрывается из виду за невысокими старыми домами. Но храм остается стоять на своем месте как и прежде — на самом берегу Томи, чьи воды уплывают куда-то вдаль. В точности как все прошедшие здесь десятилетия.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: