"Газета Кемерова" публикует рассказы горожан, которым довелось поработать проводниками в поездах дальнего следования. Все рассказчики попали в эту профессию, ища подработку в студенческие годы.
Владимир, 23 года. Работал проводником летом 2009 года
Люди, когда попадают в поезд, наверное, считают, что там нормы морали меняются. Они будто бы в Лас-Вегас попадают. Распускают себя: бухают, трахаются, дерутся, – начинают аморально себя вести. Хотя, в принципе, люди неплохие. Задача проводника – пресечь это на корню и держать пассажиров в колее. Не поверите, самый действенный способ – это закрывать туалеты – очень эффективно усмирят людей.
Один раз в моем вагоне ехали в Москву строители в свой профессиональный праздник. Дядькам лет под 40-50, видно, что какое-то руководящее звено. Они зашли ночью чуть ли не с ящиком водки и начали выпивать. Я пошел их усмирять и получил в ответ: "Парень, не бушуй, у нас праздник". На что я сказал: "Я вот учусь на строителя и ничего не пью". Они: "Давай с нами". Десять минут с ними посидел, они успокоились и разошлись спать.
Читайте также: Гипюровый костюм и пирожки для "скорой" / Работа строгого режима / Философия таксистов / Свадебный сезон / Свадебная фотоохота
Драки обычно пресекает транспортная полиция. Сначала я был шокирован их жестокостью, но на самом деле у них было очень грамотное поведение. Например, стоим на стоянке в Омске, и пьяный мужик начинает залазить в вагон. Менты подходят, аккуратненько отводят его за киоск и начинают прессовать ногами. Через минут пять выходят из-за киоска, а он остается лежать, но потом встает и уходит. С одной стороны – жестковато, с другой – они на инстинктивном уровне отбили у него желание в вагон лезть. Он ведь мог и проводникам жизнь испортить, и попасть под колеса.
Развод из-за фотографов
У проводников есть хороший дополнительный доход – продавать алкоголь из-под полы. Знакомый проводник как-то ехал в Таштагол, и у него в купе мужики сильно пили. Где-то уже в Шории они к нему подходят и просят алкоголя. Проводник говорит, что ничего нет. Они ему пятисотку суют – "Сделай бутылку водки". И он побежал на трехминутной остановке за водкой в ближайший киоск, а потом запрыгивал в отправляющийся поезд. А пили они как-то неравномерно: нет, чтобы сразу все заказать – по очереди вот так и заказывали. Так он бегал раз шесть-семь. С 500 рублей, соответственно, – сдача ему. Бутылка водки тогда рублей 100 стоила.
Еще дают газеты проводникам и говорят: "Если не продашь, то покупаешь их сам". Ну нахрена людям газеты в поезде в таких количествах? В любом случае – часть не продается, и проходится их выкупать. А чтобы эту разницу покрыть, приходится заниматься продажей всяких "ништяков".
…На одной из остановок подошла ко мне семья цыган и попросила довезти. Там была теща, тетка, девушка с двумя детьми и мужик. Им надо было всего часов 12 ехать. Заплатили мне. Я их посадил, сказал: тихо сидите, спокойно. Есть такая практика – скидываться всем поездом на взятку контролерам, чтобы они не заходили: все проводники скидываются, чтобы начальник поезда никуда их не пускал. Если контролеры заходят – они штрафуют за что угодно. За этих цыган они бы точно штрафанули, поэтому я часть денег отнес начальнику поезда и попросил о том, чтобы никто туда не заходил. Он потом сам, конечно, прошел – посмотрел, что все нормально. Что ни говорите, но самые дисциплинированные пассажиры – это азиатские и китайские гастарбайтеры.
В Таштаголе часто берут попутчиков, которые прямо в тамбуре едут. У нас один дебил запрыгнул на ходу – ему чуть ноги не оторвало. Прихожу на крики, а там моя напарница бьет флажком парня, который держится за поручни и бежит за поездом. Я напарницу отодвинул: парня в вагон затащил. Начальник поезда потом ему говорит: "Ты зачем, дурак, прыгал? Подошел бы нормально попросил – так бы довезли".
О непотребном поведении. Случай был один по пути в Москву. Напротив комнаты проводника есть угловая, где обычно лежат одеяла, подушки. Она была свободна. Туда сели парень с девушкой. Как-то я прохожу мимо, а парня сверху уже нет, и над нижней полкой простыня болтается. Обратно прохожу, простыня падает, а там – срамота такая – делается секас. Хорошо, что это ночью было – не особо люди видели… Я им сказал, что еще раз такая фигня будет – свет включу и музыку врублю в вагоне – пусть все смотрят. После этого их желание угасло, и они легли по местам. На фоне этого цыгане, которые так тихо ехали, что у них даже дети не плакали, показались мне идеальными пассажирами.
Сергей, 29 лет. Работал проводником летом 2006-2007 годов
Перед тем как начинаешь работать проводником, ты обязан пройти курсы специальные: надо знать, что делать, если у тебя сработает система датчиков, которые стоят на вагонах. И, кроме всего прочего, там установлена система контроля нагрева подшипников колес. В том случае, если происходит перегрев, колесо может до такой степени нагреться, что ось колеса просто срезается, и оно уходит под вагон. В итоге вагон переворачивается, и состав сходит с рельсов. Нам объясняли, что эта система – просто суперская: точная и надежная. Как только она сработает, нужно в первые же секунды рвать стоп-кран, чтобы избежать катастрофы.
И вот мы едем на Москву. Ночь. Все спят. Перегон большой. На монолитных рельсах поезд разгоняется до 120 километров в час. И тут у нас эта система срабатывает: запищала, заверещала. Нам повезло, мимо нас как раз проходил электрик. Мы его зовем, говорим: "Елки-палки, что делать? Давай рвать стоп-кран". Он на нас посмотрел как на идиотов, открыл электрощитовую и два раза молотком ударил по этому датчику. Писк прекратился. Мы закрыли щитовую и пошли все дальше спать. После этого я перестал верить в безопасность на поездах. Все чинится молотком.
Но были случаи, когда приходилось рвать стоп-кран. Потому что люди иногда просто выпрыгивали из вагонов. Например, когда Казахстан проезжали, у одного пассажира открылось психологическое расстройство. Мы стоим на стоянке, двери были открыты – жарко. С другого конца вагона вдруг спрыгивает человек и бежит в степь, а поезд уже трогается. А тот чешет непонятно куда. Мы, конечно, срываем стоп-кран. Пассажира догоняем, заваливаем его. По морде надавали. Спрашиваем: "Ты куда побежал, дурак?" А он: "Я к своей семье побежал, вон там моя дочка стоит с женой". После этого в вагон его затащили, водой напоили.
Алексей, 23 года. Работал проводником летом 2008 года
Я работал в паре с девушкой из Анжеро-Судженска. Эта девушка, мягко говоря, любила алкогольные напитки. В свою смену она должна была следить за вагоном, опускать-поднимать лестницы, рассчитывать пассажиров, выдавать постельное белье, а также мыть вагон. Все это в ее рабочую смену не исполнялось. Она собиралась со своими подругами из соседних вагонов, они тоже были из Анжерки, в нашей каморке и просто бухала. Когда я заступал на смену, на меня сваливался тот объем работы, который не сделала она, в том числе уборка вагона.
Было очень много конфликтных ситуаций, потому что, естественно, меня все это не устраивало. Я высказывал свое недовольство, а в ответ мне строились пакости этими же проводницами. Однажды одна из них загадила полностью туалет в вагоне. Она целенаправленно забивала его бумагой, заливала водой... Пришлось мне бегать по вагонам – искать лом, чтобы все это пробить. Ведь если переборщить с бумагой, дырка плотно закупоривается, и после нажатия на слив вода заполняет унитаз и переливается через край. И это все было подано как мой рабочий "косяк".
В Адлере я купил копченую рыбу и положил себе в сумку. На следующий день она подходит ко мне и говорит: "Твоя рыба протухла, и я была вынуждена выкинуть ее из окна поезда, потому что она сильно пахла". Сама, конечно, все это съела.
Несколько раз моя коллега пыталась развести меня на деньги. В комнате для проводников есть буфет: мы торговали кофе, сахаром, чаем, шоколадками и тому подобным. Соответственно, должна была быть отчетность. Но напарница брала все, что там было, а потом, когда в вагон зашли контролеры, она пыталась повесить на меня недостачу. Она подошла ко мне и говорит: "Ты лучше признайся, что это твоих рук дело". Я взбунтовался, сказал, что так делать нельзя. К счастью, она меня поняла, деньги нашла: якобы она не выложила их из своей формы
Когда мы были в Адлере, к анжерским девчонкам подошли ребята и передали им какой-то сивухи несколько десятков бутылок. Эти бутылки трамбовались в трех вагонах в отверстия в полу для спальных принадлежностей. Получается, там они покупали по дешевке эту отраву и везли клиентам в Кемерово и Анжеро-Судженск.
Общего языка с такими девчонками не существует. Все мое сотрудничество на протяжении всей работы – это сплошная попытка найти общий язык, что с их стороны расценивалось как "лох".
Антон, 24 года. Работал проводником летом 2010 года
Как-то ехали мы в Кисловодск в новокузнецком составе. У меня в вагоне находились три таджика и всю дорогу пили. Я за ними смотрел, чтобы они себя вели в рамках приличий. В Волгограде сократили остановку в два раза, предупредили, чтобы никто не опоздал. И вот, как только объявили пять минут до отправления поезда, я запустил всех пассажиров, подножку поднял и дверь закрыл, как полагается. Сам стоял возле двери – наблюдал, чтобы ничего не случилось. Как только поезд тронулся, я отвернулся к пассажирам. И вдруг слышу – стук какой-то глухой. Ничего понять не могу – откуда, кто стучит? Оборачиваюсь, а в окне – один из тех таджиков – стоит на подножке, стучит в дверь вагона и кричит "открывай". Другой тоже как-то уцепился за подножку, а третий бежит за вагоном.
Я говорю: "Спрыгивай с подножки". Он не спрыгивает. Короче, я, как по инструкции, дернул стоп-кран. Все с полок попадали, поезд затормозил. Я на автомате дверь открыл – они втроем заскочили. Все тоже напуганные и ошарашенные. Прибежала начальник поезда, давай орать: "Ты почему не следил за своими пассажирами! Где они у тебя бегали?".
Она кричала так громко, что я не выдержал и тоже наорал на нее. Потом я высказал таджикам все, что я о них думаю. Они передо мной долго извинялись, говорили, давайте мы за вас заплатим, хотя не за что было платить. В принципе, их тоже можно понять. Оставшуюся дорогу они сидели тихо, как мыши: не высовывались и даже не пили. И постоянно меня благодарили за то, что я их спас. Ведь очень много людей в таких ситуациях попадает под вагоны.