gazeta.a42.ru
9 декабря 2021 в 17:46 Общество

Прощай, маршрутка: как изменится общественный транспорт в Кемерове

В декабре кемеровчан напугали официальные сообщения на платформе «Кузбасс Онлайн». Отвечая на жалобы по поводу нерегулярных и переполненных маршруток, власти напомнили, что в будущем их планируют в областной столице отменить вообще. Совсем.

Человек, близкий к отрасли, уточнил для редакции A42.RU дату отмены: 31 марта 2022 года. Затем эту информацию подтвердили в администрации города.

Горожане под этими новостями разделились на две неравные группы: одни ожидают повышения комфортности поездок, другие боятся сокращения маршрутов и роста числа пересадок. В качестве примера кивают на Новокузнецк, где транспортная реформа стартовала в минувшем году довольно резко и потому вызвала ряд нареканий.

В чём схожи и чем отличаются транспортные системы Кемерова и Новокузнецка, какие маршруты закроют первыми и на каких условиях частные перевозчики останутся в городе, — в нашем материале.

Не реформа, а модернизация

— В городе Кемерово идёт поэтапная модернизация транспортной инфраструктуры, итогом которой будет полная отмена маршрутов с префиксом «Т», — говорится в официальном сообщении от 6 декабря на платформе «Кузбасс Онлайн».

Чем «модернизация» в Кемерове отличается от «реформы» в Новокузнецке, ещё в сентябре в ходе выступления перед депутатами горсовета рассказывал мэр Кемерова Илья Середюк. По его словам, к моменту начала реформ система управления транспортом в Кемерове отличалась от системы в Новокузнецке. В Кемерове были сохранены мощности автопредприятий: это и ремонтная база, и пассажирские АТП — водители, кондукторы, диспетчеры. Поэтому привлекать большого подрядчика со стороны (каким в Новокузнецке, напомним, стал «Питер-Авто») будет неправильно.

— Мы изучали опыт всех городов, которые к этому стали прикасаться. Мы увидели, что там, где существует и создана собственная база, правильнее идти по пути модернизации, а не привлечения на аутсорсинговой основе подрядчика, что тоже имеет свои риски. Всё-таки муниципальное управление в этой сфере, жизненно важной для города, очень важно, — подчеркнул тогда Илья Середюк.

По его словам, городские власти уже разработали обновлённую транспортную схему для Кемерова и готовы её внедрять. Радикальных перемен не будет: схема подразумевает исключение дублирующих маршрутов и запуск дополнительных в новые микрорайоны. Конкретных этапов и сроков модернизации ранее публично не называли.

«Задача — закрыть маршрутки к 1 апреля»

Редакция A42.RU получила информацию о неформальной встрече представителей администрации Кемерова с перевозчиками — в основном индивидуальными предпринимателями. По данным источника, в наступающем году договоры с владельцами маршруток не продлят.

— Пригласили частников, ИП, [то есть] владельцев маршруток. Задача поставлена полностью закрыть маршрутки максимум к 1 апреля, ведь контракты у многих до 31 марта. Часть закроют с 1 января. Частникам сказали: покупайте автобусы большой и средней вместимости на газу или уходите. Часть маршруток закрывают полностью: 4т, 5т, 6т, 7т, 11т и другие. Часть переводят в обычный автобус: 8т, 13т, 48т, 83т, 2т, 28т. Маршрут 27т переведут в 227 автобус, 1т в 111 автобус и так далее. Маршруты будут дотируемые, то есть льготники едут бесплатно, — сообщил в редакцию человек, близкий к отрасли и осведомлённый о ходе встречи.

Таким образом, ключевое условие для продления контрактов — вместительные автобусы на газовом топливе и в едином цветовом оформлении.

Редакция A42.RU попросила администрацию города Кемерово подтвердить или опровергнуть отмену маршруток к 1 апреля. Информацию подтвердили.

– В 2022 году планируется приступить к финальной стадии модернизации автобусного парка, обслуживающего кемеровчан, в том числе – на таксомоторных маршрутах. [...] 25 наиболее востребованных кемеровчанами уникальных по своей схеме движения существующих таксомоторных маршрутов будут переведены в обычные муниципальные. Первые изменения начнутся с таксомоторных маршрутов, которые сейчас обслуживает АО «Кемеровская транспортная компания»: 2т, 3т, 7т, 8т, 9т, 13т. 16т, 31т, 37т, 48т, 74т, 78т, 81т, 83т, 144т. С января 2022 года «ПАЗики» на них будут заменены на большие автобусы, соответственно поменяются и номера маршрутов. Пассажирам, которые привыкли пользоваться этими маршрутами, помогут сориентироваться специальные плакаты, где будут обозначены старая и новая нумерация маршрутов. Такие плакаты разместят на остановках и в салонах общественного транспорта. Эта работа уже ведётся. Кроме этого, в УЕЗТУ будет работать усиленная диспетчерами многоканальная «горячая линия» по телефону 57-46-57. Спустя несколько месяцев – следующим этапом – к этим изменениям присоединятся и другие маршруты с префиксом «Т». Все изменения будут введены поэтапно в 2022 году – до 1 апреля. В целом предполагается, что вместо 291 единицы маленьких маршрутных такси на улицах города Кемерово будут работать 189 автобусов большой вместимости, – сообщили в городской администрации.

«На остановке остановите» и «за проезд рассчитываемся» больше не прозвучит 

Получается, маршруткам в Кемерове осталось работать чуть больше трёх месяцев. Вместе с ними в прошлое уйдёт кусок истории города, целый культурный пласт. Кто-то пожалеет о нём, кто-то вздохнёт с облегчением.

Маршрутные такси существовали и в СССР, но от автобусов-экспрессов отличались мало. Роль маршруток радикально изменилась после развала Союза и зарождения рыночной экономики. Муниципальные предприятия стагнировали, техника разваливалась, и к середине 90-х частные маршрутки стали спасательным кругом для городских властей, которые пытались хоть как-то обеспечить перевозку. И, конечно, важным источником дохода для нарождающегося бизнеса.

Сейчас кемеровчане привыкли, что маршрутка — это ПАЗ. Старые труженики городских улиц, неудобные и небезопасные, но практичные и недорогие, вызывают смешанные чувства — A42.RU даже написал об этой марке автобусов отдельную статью. Но поначалу пальму первенства держали не «пазики», а маленькие ГАЗ-322132, массовый выпуск которых завод начал в 1996 году.

По сравнению с «газелькой» ПАЗ — верх комфорта: в 13-местный микроавтобус порой набивалось 15 человек, пробраться внутрь салона, не обтеревшись обо всех пассажиров, было невозможно чисто физически. Закрывание двери-купе было отдельным специальным навыком горожанина, который надлежало долго осваивать и оттачивать. Иначе либо не закроешь, либо водитель наорёт, обвиняя в вандализме.

В маршрутках не сразу устоялась модель оплаты: иногда водитель работал с кондуктором, иногда без. Пассажиры платили то на входе, то на выходе. В первом случае труднее проскочить «зайцем», но регулярно возникает пробка на входе, когда многие хотят сначала рассчитаться и лишь затем пройти вглубь салона. Оплата же на выходе удобнее для пассажиров, но водителю сложнее её контролировать. Видимо, поэтому в Кемерове от неё быстро отказались.

Поначалу кемеровские маршрутки останавливались в любом месте по требованию — как настоящие такси. С середины нулевых эту практику стали изживать по всей России, но окончательно покончить с ней удалось только с введением больших штрафов в 2016 году. С тех пор маршрутки останавливаются исключительно на остановках общественного транспорта. Кнопки со звуковым сигналом начали нормально работать чуть раньше, а до того просить водителя об остановке следовало голосом, что регулярно провоцировало конфликты.

Экономическая модель взаимоотношений города и частников была проста. Администрация заключала договор, по которому перевозчик обязывался возить пассажиров по определённому графику. Ни дотаций, ни техники договор не подразумевал: сам зарабатываешь, сам содержишь свою технику и персонал. За соблюдением правил перевозки следило муниципальное «Управление единого заказчика транспортных услуг». Получалось с переменным успехом: о многочисленных нарушениях и проблемах для пассажиров A42.RU тоже подробно писал.

Власти городов тоже не слишком радовались: более половины маршрутов в итоге обслуживали старые автобусы, принадлежавшие консорциуму частных перевозчиков. Менее рентабельные маршруты обслуживали муниципальные транспортные предприятия. Город имел на балансе убыточную систему общественного транспорта, а поток наличных уходил в «серую» зону экономики.

К третьему десятилетию XXI века весь этот клубок постепенно перестал устраивать и администрацию, и горожан. Практичность автобусов пассажиров волновать перестала, появился запрос на безопасность и комфорт. Теперь в чести исправный и просторный салон, широкие двери и быстрая оплата без нужды возиться с мелочью и сдачей. И, конечно, чёткий график и доступность транспорта. Такие цели заявляли в минувшем году перед реформой в Новокузнецке.

Новокузнецк: двойственные итоги первого года

В Новокузнецке маршрутки исчезли из города в один день — 19 ноября 2020 года. В этот же момент радикально изменили схему маршрутов — вместо 82 их стало 42 — и отменили оплату наличными. Горожане «шоковую терапию» пережили болезненно: не все сразу разобрались, как добраться на работу, как рассчитаться, как работает пересадочный тариф. Наложились сбои системы: валидаторы не срабатывали, не все автобусы смогли выйти на линию. Старые перевозчики требовали вернуть старые маршруты. 

После года работы можно сделать первые выводы. Часть проблем болезненного старта удалось решить или сгладить: перевозчик набрал водителей (в том числе целую бригаду женщин), починил валидаторы и привёз дополнительную технику. Город вернул часть маршрутов и скорректировал остальные, упорно боролся с «зайцами», которых поначалу было до 50% от пассажиропотока. 

Однако врождённые особенности системы никуда не денутся. Чтобы избежать дублирования, которое раньше превышало 70%, сеть сконструирована как переплетение магистральных и подвозящих маршрутов. В результате на малолюдных направлениях время ожидания транспорта увеличилось, а добраться без пересадки куда-то вне популярных маршрутов невозможно. И хоть пересадка бесплатная, сам факт двойного ожидания многих горожан раздражает.

Проблему убыточности новая система тоже не решает, а скорее усугубляет: по данным «Коммерсанта», новый перевозчик в Новокузнецке получает из бюджета около 2,2 миллиардов рублей в год. Притом что пассажиры за год заплатили менее 1 миллиарда рублей, выходит, что город пока что несёт убытки в районе 1,2 миллиарда, тогда как ранее содержание муниципальных маршрутов обходилось в сумму менее 300 миллионов рублей в год. Схожие проблемы уже возникали в других городах после реформирования транспортной системы. 

Уроки для Кемерова

Так как трансформация системы общественного транспорта в областной столице происходит более плавно, проблем с маршрутной сетью наверняка удастся избежать. По словам источника, близкого к отрасли, на момент отмены маршруток схема движения останется прежней.

— У нас просто убирают маршрутки, но схемы движения не трогают. 40 автобус только пойдёт через улицу Терешковой, а не через центр, и есть пара маршрутов новых, а в остальном всё тоже самое минус дублирующие направления. Возможно, кто-то из частников выполнит новые требования, закупит технику и останется, но не всем это под силу. Да и за такой срок заводам будет сложно выполнить заказ, они сейчас загружены на месяцы вперёд. В целом эти изменения, считаю, правильные, хотя интервалы с увеличением вместимости явно вырастут, будет много возмущений от пассажиров. Нужно вводить пересадочный тариф, пересадочная карта даёт возможность уехать на первом пришедшем, не мёрзнуть на остановке, — подчеркнул эксперт.

Если сложности переходного периода и удастся сгладить, в целом система общественного транспорта в Кемерове всё равно двигается в том же направлении, что и в других крупных российских городах. Модернизация обычно подразумевает создание единых операторов городского транспорта, обновление автопарка по большей части за госсчёт, но и с привлечением частных инвестиций. Мелких перевозчиков сменяют крупные. В Кемерове прихода игрока масштаба «Питеравто», который сейчас контролирует более 90% рынка в Новокузнецке, пока не ожидается. Губернатор Сергей Цивилёв ещё год назад подчёркивал, что полностью отдавать городские перевозки в частные руки нельзя.

— Должно быть меньше 50%, даже меньше 40% в руках частных перевозчиков. Основная доля должна быть в руках правительства Кузбасса. […] Но ещё раз подчёркиваю, это будет и государство, и частный бизнес. Если всё отдать государству, тоже есть риски потерять эффективность. Поэтому нужен баланс, — рассказывал губернатор на пресс-конференции по итогам 2020 года.

Но кому бы ни принадлежали автобусы, маршрутками они уже не станут, расставание близко. Уходят в прошлое железные монетки, легендарные шторки и красные ковры, «за проезд передаём» и таланты курить, говорить по телефону и ругаться с конкурентом за окном одновременно. Успевайте ощутить и запомнить, пока они ещё есть.

Фото: архив A42.RU


Поделиться

Комментарии:

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
«Сбермаркет»: ещё выгоднее, ещё удобнее
Яндекс.Метрика