Кто и как строит железнодорожные цистерны: фоторепортаж «Газеты Кемерова» из цехов «Кузбасской вагоностроительной компании».
Вагон-цистерна предназначен для перевозки жидкостей: нефти, химических веществ, сжиженного газа, воды. Избыточное давление внутри котла может как отсутствовать – например, если перевозят нефть, так и достигать двадцати атмосфер, если цистерна предназначена для сжиженного газа. Чтобы выдержать такую нагрузку, ее стенки должны быть очень прочными. Чтобы узнать, как делают цистерны, журналисты «Газеты Кемерова» отправились в один из крупнейших заводов химического машиностроения за Уралом.
КВСК занимает 22 гектара, площадь производственных помещений 30,5 тысяч квадратных метров. Здесь строят полувагоны, цистерны, железнодорожные платформы, оборудование для химической и угольной отраслей. Большим спросом пользуются буровые штанги для угольщиков, производство которых было недавно освоено. До этого штанги Кузбассу приходилось закупать в США.
На завод журналисты «Газеты Кемерова» прибыли в компании помощника прокурора Ленинского района Кемерова Михаила Мишустина. Он проведет рабочую встречу, в ходе которой будет читать лекцию об охране труда.
От отца к сыну
Владимир Юргенсон – токарь пятого разряда, работает в КВСК уже 36 лет. На заводе трудится вся семья: сын работает токарем, супруга – кладовщиком.
«Сейчас молодые ребята не привыкли работать. Все и сразу хотят. Сколько у меня учеников было, только двое остались. Один из них мой сын Эдуард. Профессия токаря постепенно исчезает. Не потому, что автоматика на смену приходит, нет. У нас есть пара таких машин, но куда без человека? Детали большие делаем, серьезные. Их не только нужно установить в станок, но еще и умудриться сделать. В общем, работать умеем, работу ценим. Пусть и нас ценят», – говорит Владимир.
Токарь третьего разряда Эдуард Юргенсон
Бригада Александра Карманова (слева). Котельно-сварочные работы – это по их части
Бригадир Александр Карманов
Рождение цистерны начинается на станке термической резки. Электрический ток создает между электродом и листом металла электрическую дугу, которая превращает струю газа в плазму температурой 30 тысяч градусов. Она вырывается из форсунки со скоростью 150 метров в секунду и способна разрезать 10 сантиметров стали. Для изготовления цистерн используется металл толщиной до трех сантиметров – этого достаточно, чтобы выдержать давление сжиженного газа.
Стропальщик Игорь Сойко: «Работа тяжелая, но веселая»
Слесарь Валерий Москаль
Все подготовительные работы и сборка небольших элементов производятся в цехе малых узлов. Здесь работает токарь Сергей Малютин, один из старейших работников завода. Стаж 45 лет. Три года назад мог уйти на пенсию, но остался.
«Не хочу сидеть дома. Потому что люблю я свою работу, на моих глазах завод рос. Что с тех пор изменилось? Продукция стала более сложная. Еще я хотел бы, чтобы оборудование менялось. Не сразу, конечно, но постепенно», – говорит Сергей Малютин.
Токарь Сергей Малютин
Сварка как искусство
Заготовка днища цистерны представляет собой стальной диск диаметром около трех метров. Приданием ему выпуклой формы занимаются в цехе выкатки. Штамповочный пресс массой 500 тонн справляется с этим за четыре часа. Рабочим нужно только загрузить заготовку, остальное машина сделает сама. Разумеется, под присмотром оператора.
Все неровности после штамповки устраняет фланжировочная машина. Около часа она прокатывает днище цистерны между массивными стальными валиками, а рабочие сверяют результат с шаблоном.
«Выкатанная заготовка отправляется в печь и там остается на час при температуре 630 градусов. Нагрев снимает усталость металла, предотвращает трещины», – объяснил мастер участка Илья Манахов.
На нагрев и охлаждение тратится еще по два часа, после чего неровные края обрезают и подготавливают днище к сварке с обечайкой.
Сварщик Евгений Прыгун: «Сварка – это работа с металлом, это искусство. И это мне нравится. Несмотря на наличие высшего образования, я продолжаю работать сварщиком»
Люди и роботы
Чтобы построить вагон, нужно сварить огромное количество деталей. Насколько долго прослужит изделие, зависит от мастерства сварщиков. На заводе есть специалист, из-под руки которого всегда выходят идеальные сварные швы. Его зовут FANUC. Это робот.
Слева работа человека, справа – робота
Чтобы быть уверенными, что цистерна не даст течь, сварные швы «просвечивают» в рентген-камере, обследуют ультразвуком и испытывают емкость, закачивая в нее воду под большим давлением. И только потом рабочие приступают к окончательной отделке и покраске.
Маляр Галина Мизина – ударник труда, награждена благодарственными письмами от губернатора и руководства завода, ее портрет есть на доске почета.
«Работа нравится. Я переживаю за результат, за план. Все необходимое сразу подготавливаю, чтобы не отвлекаться, и работаю. В среднем, с одним вагоном часа за два справляюсь. Мы должны уметь все: и покрасить, и надписи нанести. Ведь от нас зависит, как будет выглядеть вагон», – говорит Галина.
Маляр Галина Мизина
Пожарную цистерну предварительно утепляют, чтобы вода не замерзла, оборачивают листами тонкой стали и только потом красят. А те емкости, которые окажутся закопанными в землю, обклеивают Унифлексом – гидроизоляционным материалом. Им покраска не нужна.
Вагон-цистерна строится сутки, платформа – от полутора до двух. За месяц завод способен выпустить 180 вагонов: 90 цистерн и столько же платформ.
__________________________
Читайте также:
Элементарно: криминалистическая лаборатория
____________________