Помимо дедукции раскрывать преступления Шерлоку Холмсу помогало отличное знание химии. Персонаж Конан Дойля превосходно знал ее законы и до встречи с Ватсоном работал в больничной лаборатории. В современной российской полиции работают эксперты, не хуже Шерлока разбирающиеся в физике, химии и других науках. Чтобы увидеть этих людей и понять, чем они занимаются, корреспондент "Газеты Кемерова" отправился в экспертно-криминалистический центр ГУ МВД России по Кемеровской области.
Бомба в зажигалке
В лаборатории с громоздкими аппаратами, шкафами, заполненными всяческими банками и колбами, Сергей Стратович, начальник отдела взрыво- и пожарно-технических и компьютерных экспертиз рассказывает о методах исследования в криминалистике.
"На этом оборудовании мы можем производить сравнительную экспертизу по металлам и сплавам. Классический случай – убийство. Вот эти дробинки были изъяты из трупа, – Сергей Стратович показывает пакетик с дробью и кладет кусок металла на прибор, напоминающий габаритами морозильную камеру. – А этот свинец был изъят у подозреваемого. Следствием было предположено, что подозреваемый мог сам сделать патрон с дробью, но исследование показало, что эти объекты плавились в разных печах".
Экспертиза по металлам и сплавам может понадобиться также в случае, если, например, автомобиль наехал на какое-то препятствие, после чего водитель скрылся, а отвалившаяся часть машины осталась лежать на месте. Самое простое в этом случае – просто сопоставить автомобиль и эту часть. Но если эта часть раздробилась на два куска, один из которых потерялся, то тогда остается только исследовать объекты по составу металла. Эта экспертиза используется также, когда необходимо установить факт мошенничества с драгоценными металлами: например, если кому-то продали изделие под видом золотого.
Демонстрируя работу оборудования для определения химического состава веществ, Стратович берет пробу дроби, помещает ее в небольшой угольный электрод, затем зажимает между двух держателей в металлическом боксе и включает установку. Раздается прерывистый треск, а в маленьком стеклянном иллюминаторе бокса появляются вспышки электрической дуги, как во время сварки. Вот этот свет в виде спектра и регистрирует прибор.
"В компьютере получается изображение в виде пиков. Например, сейчас виден пик серебра. В состав дроби как раз и входят серебро, медь, сурьма, олово, висмут, свинец. Мы смотрим количественное содержание этих элементов в одном и другом образце. Если оно совпадает, мы даем вывод, что объекты могли быть получены из одной плавки свинца", – говорит эксперт, указывая на экран монитора.
По словам Сергея, этот комплекс был произведен в ГДР около 30 лет назад. Раньше спектр – набор полосок соответствующих определенному химическому элементу – регистрировался на фотопластине, после чего ее необходимо было проявлять, как пленочную фотографию, и вручную расшифровывать. В 2000 году новосибирские ученые разработали прибор и программу, которые этот процесс существенно упрощают и сразу выводят все данные на компьютер.
Отвечая на вопрос о том, что делает на лабораторном столе разобранный фонарик и покореженный мобильный телефон, Сергей просит не снимать и объясняет, что один из жителей Кузбасса изготовил взрывное устройство из частей фонаря и электодетонатора. Но бомба каким-то образом сработала не так, как он хотел, и мужчина пострадал сам. Кроме того, от взрыва в его телефоне образовалось отверстие. Сейчас же эксперты устанавливают, как взрывное устройство было смонтировано.
По словам криминалиста, сложными случаями во взрыво-технической экспертизе уже по факту взрыва можно назвать такие, при которых после взрыва бомбы оболочка уничтожается, и установить, из чего было изготовлено устройство, становится практически невозможно.
"Вот, например, непростой случай. Взрывное устройство было изготовлено самодельно на основе зажигалки Zippo, – рассказывает Сергей. – Злоумышленник изменил конструкцию, поместил туда взрывчатое вещество, замаскировал под обычную зажигалку и оставил ее где-то в офисе. Человек пришел, нашел зажигалку, взял, начал чиркать, и она у него в руках взорвалась. От самой оболочки остались мелкие осколки, и если бы не сохранилась часть с фрагментом надписи Zippo, то установить, что взрывчатое устройство было помещено в корпус зажигалки, оказалось бы невозможно".
ЕГЭ по-кавказски
Как говорят эксперты-баллисты, их задача состоят в том, чтобы по пуле и гильзе определить из какого оружия был убит или ранен человек, выяснить обстоятельства выстрела.
"Это безоболочечная пуля калибра 5,6 миллиметра, на ней есть четыре нареза от канала ствола, – показывая снаряд, говорит Андрей Тырышкин, начальник отделения криминалистических экспертиз. – По этой пуле надо определить модель оружия. Для этого по справочной литературе сравниваешь ширину нарезов и наклон, смотришь, какие модели подходят. Если есть гильза, на ней изучаешь след от бойка, отражателя".
По словам Андрея Тырышкина, сложность баллистической экспертизы заключается в том, что иногда экспертам предоставляют деформированную пулю, у которой остался всего один маленький участок, пригодный для исследования. Или же на гильзе остались следы, по которым нельзя с точностью сказать, что за оружие их оставило. Тут уже эксперту приходится по многу раз стрелять, чтобы повторить след на гильзе.
Экспериментальная стрельба проводится в специальной комнате, оборудованной двумя пулеулавливателями. Один с ватой – для безоболочечных пуль, другой с кевларовой нитью – для стрельбы из мощных нарезных винтовок и карабинов. В этом же помещении эксперты при помощи специального регистратора измеряют скорость пуль, выпущенных из самодельных пистолетов и револьверов, чтобы определить является ли оружие огнестрельным.
Говоря об экспертизе документов, Ирина Стыврина, заместитель начальника отдела криминалистических экспертиз, отмечает, что в последнее время среди мошенников стало модным подделывать подписи в кредитных договорах.
"Люди идут в магазин и оформляют кредит на какой-то товар. А потом оказывается, что этот человек с роду в магазине не был и кредитов не оформлял, а за него кто-то паспортные данные предоставил и расписался. К нам на почерковедческую экспертизу такие документы приходят постоянно", – говорит криминалист.
Показывая кипу продырявленных пятитысячных купюры, Ирина объясняет, что деньги выглядят так после химического исследования. Чтобы ответить на вопрос, однородна ли бумага и красочные составы, химики вырезали кусочки банкнот и разложили их на молекулы. Такая процедура производится только при комплексном исследовании подделки. Обычно эксперты изучают элементы защиты под микроскопом.
По словам Стывриной, сейчас появилось очень много фальшивых пятисотрублевых купюр, которые включают в себя вставки из нарезанных настоящих. За счет этого такие подделки принимают некоторые банкоматы. Кроме того, мошенники научились очень качественно изготовлять поддельные пятитысячные купюры, и даже кассир в супермаркете или банке может принять такие деньги за настоящие.
"Кассир вносит денежку в поле ультрафиолетового освещения и смотрит, есть ли ультрафиолетовая защита – светится или нет. Но такой метод не информативный, потому что жулики научились раскрашивать купюры ультрафиолетовыми фломастерами. Но если присмотреться, то можно увидеть, что спектр свечения другой. Обычно по подделке видно, что она напечатана не тем способом и не теми красками", – отмечает Ирина.
Помимо поддельных денег и договоров купли-продажи к экспертам редко, но попадают ненастоящие акцизные марки. А в прошлом году криминалисты заполучили первое поддельное свидетельство о сдаче ЕГЭ, сделанное в городе Назрань. Уроженец Ингушетии приехал с ним в Кемерово поступать в Кемеровскую государственную медакадемию. Изготовление таких свидетельств бессмысленно, потому что сейчас существует единая федеральная база о результатах ЕГЭ, отмечают эксперты.
Факультет Декстера
Мало кто знает, что будущие криминалисты начинают свою подготовку на специальных курсах в КемГУ. В университете действует двухлетняя программа повышения квалификации "Физические и физико-химические методы в криминалистической экспертизе", которая готовит специалистов для работы в правоохранительных органах, судах, МЧС и других учреждениях. Пройти обучение могут только студенты химического и физического факультетов.
"Им читают и обычную криминалистику, которую преподают юристам, и курсы "экспертиза взрывов", "экспертиза пожаров" и другие, – рассказывает Лев Колесников, профессор кафедры экспериментальной физики. – Специалисты штучно, но расходятся в МЧС, в судебную экспертизу и экспертно-криминалистический центр".
По словам преподавателя, обучение экспертов зачастую проходит по материалам реальных уголовных дел. Например, по оторвавшейся части тормозного цилиндра японского автомобиля студентам нужно определить, когда произошла поломка, в результате которой погибло несколько человек, – на ходу или уже после аварии.
Но перед тем как начать работать в полиции специалисту с профильным образованием необходимо пройти обучение в главном экспертно-криминалистическом центре в Москве. После двухнедельных курсов стажер прикрепляется к опытному сотруднику в родном городе и начинает проводить экспертизы. Материалы этих экспертиз отправляются в московскую комиссию, которая рассматривает их и, если не находит никаких нарушений, то дает специалисту право на проведение экспертизы в виде допуска. Это право необходимо подтверждать каждые пять лет.
__________________________
Читайте также:
Вагон-цистерна: от штамповки до покраски
____________________